Не пропусти
Главная » Что? Где? Когда? Россия » Как появились казаки на самом деле

Как появились казаки на самом деле

Как появились казаки на самом деле

Последнее время часто можно услышать мнение, что казаки – это самостоятельный этнос. Некоторые и вовсе считают казаков неславянским народом. Другие говорят, что это — выдумки, называя казаков не более чем русскими переселенцами.

Существует множество версий происхождения казаков: часть исследователей их корни возводит к восточным славянам, другая – к скифам, третья – к хазарам. Главный посыл этих гипотез таков: казаки – отдельный, уникальный этнос.

В националистических кругах казачества очень часто можно услышать противопоставление казаков русским. Атаман Войска Донского Петр Краснов в период Великой Отечественной войны заявлял: Казаки! Помните, вы не русские, вы — казаки, самостоятельный народ. Одной из отличительных черт казаков от русских назывался рабский характер последних.

Идеи казачьего сепаратизма набрали популярность после падения в России монархии, в определенных кругах они остаются востребованными и сегодня. Намерение создать независимую от Москвы жизнь объясняется враждебностью русских к казакам и желанием эксплуатировать этот вольный народ.

Казачество стало пребывать в атмосфере рабства, деспотии казачье сознание начало ослабевать, сила его сопротивляемости стала уменьшаться, а под влиянием искусственной русской истории некогда прекрасный образ свободолюбивого и вольного казака стал тускнеть, – писалось в 1931 году в издаваемом в Праге журнале Вольное казачество.

Отвергнув русскую историю казаки начали создавать свою. Основываясь на документах, они стали доказывать, что казаки — особое славянское племя, отдельный народный организм, имеющий такое же право считать себя особым славянским народом, как русские и украинцы.

1 ноября 2012 года в станице Старочеркасская Ростовской области появилась казачья инициатива, в которой излагалось требование вернуть в перечень народов, национальностей и этнических наименований РФ национальность казак, удаленную в XIX веке при переводе государственным решением казаков из народов в сословие. Попробуем разобраться, насколько это возможно.

Сам термин казак в источниках фиксируется давно. Впервые наименование казак (в значении стража) встречается в словаре половецкого языка Codex Cumanicus (начало XIV века). В русских летописях можно встретить прозвище от основы козак, к примеру, в одной из Псковских летописей под 1406 годом упоминается посадник Юрий Козачкович.

Есть термин казак и в польских источниках. Так, в хронике 1493 года говориться, что черкасский воевода Богдан Федорович Глинский по прозвищу Мамай, сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.

Согласно большинству версий казак – это вольный, независимый человек, искатель приключений, бродяга. К примеру, в Толковом словаре Даля под казаком понимается войсковой обыватель, поселённый воин.

Сегодня популярность получила гипотеза, согласно которой слово казак имеет тюркское происхождение. По мнению лингвиста-тюрколога Рифката Ахметьянова, термин казак происходит от формы казгак – в первоначальном значении лошадь, отбивающаяся от табуна во время тебенёвки.

Немецкий историк Гюнтер Штекль указывал на то, что первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV века все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары.

Выдающийся российский историк Сергей Соловьев смотрел на этот вопрос шире, отмечая, что казаками на Руси независимо от их языка, веры и происхождения называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место.

В 2009 году историками Верой Кашибадзе и Ольгой Насоновой на Дону были проведены антропологические исследования, которые должны были пролить свет на дискуссионный вопрос о происхождении казаков. Ученые пришли к выводу, что антропологическая история донских казаков подразумевает процессы миграции из юго-восточных зон Центральной России и незначительное включение южных и восточных элементов в возрастающей к югу пропорции.

Данные исследования в целом совпадают со взглядами известного советского антрополога Виктора Бунака, который считал, что казачество является населением колонизационного типа, сложившимся сравнительно недавно и до известной степени искусственно образовавшимся, претерпевшим очевидные процессы смешения между русскими – выходцами из разных областей и районов России.

Свою лепту в исследования казачества внесли и генетики Федерального государственного бюджетного научного учреждения Медико-генетический научный центр. Ученые воспользовались методом определения отцовства и сравнили ДНК донских казаков с ДНК народностей, которые по историческим данным имели или могли иметь отношение к их происхождению.

Сбор материала проходил в исконно казачьих станицах и хуторах. Был изучен 131 мужчина, причем, пробы ДНК забирались у людей, не имеющих близкого родства, предки которых до третьего поколения происходили из обследуемого региона и принадлежали к донскому казачеству.

Анализ показал высокий уровень генетического сходства донских казаков и населения южных областей России. Несколько меньше общих черт у казаков с жителями Центральной России. В то же время генофонд казаков имеет отдаленное сходство с генофондом степных тюркоязычных популяций. А вот связей с исконными жителями Кавказа обнаружено не было.

Суть изложенных выше исследований можно свести к следующему: казаки плотью и кровью являются частью русского народа, и, несмотря на ряд морфологических особенностей, за период своего обособленного существования они не сумели превратиться в отдельный от русских этнос.

В 2010 году в Волгограде произошло любопытное событие. Министерство юстиции Волгоградской области подало заявление в областной суд о ликвидации региональной национально-культурной автономии казаков Волгоградской области. Мотивация министерства была такая: казаки — это не этнос, а потомки беглых холопов и крестьян. Областной суд постановил: в удовлетворении требования управления Министерства юстиции отказать.

Однако от дальнейших судебных передряг волгоградских казаков это не избавило. В конце концов была назначена этнологическая экспертиза, которую проводил этнолог Валерий Степанов. Перед экспертом был поставлен ряд вопросов, в том числе относятся ли казаки к этнической общности, допустимо ли употребление в отношении казаков термина национальное меньшинство. На все вопросы эксперт ответил утвердительно.

Нужно отметить, что все вопросы были поставлены осторожно и даже утвердительный ответ на них сложно трактовать, как признание казаков отдельным народом. А что касается решения суда, то оно, в сущности, было продиктовано тем, чтобы не допустить дискриминации – ограничения или в данном случае лишения прав определенных категорий граждан на самоопределение.

Этот прецедент показывает, что если признание казаков отдельным этносом нельзя обосновать научным путем, то эту проблему можно попытаться решить законодательно. Однако здесь не все так просто.

Согласно статье 2 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года О реабилитации репрессированных народов казачество отнесено к иным исторически сложившимся культурно-этническим общностям людей. Здесь казаки названы не этносом, а именно общностью.

А вот выдержка из Указа президента Российской Федерации от 1992 года, комментирующего упомянутую статью: Установить, что граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать формы хозяйствования, культуры, быта и участвовать в несении государственной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в казачьи общества и создавать их.

Получается, чтобы считаться казаком и входить в казачьи сообщества, достаточно в добровольном порядке вступить в казачество. В таком случае слово казак теряет всякий этнологический смысл.

Директор Департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ Александр Журавский отмечает, что не только действующее законодательство на федеральном уровне, но и международное законодательство не имеет четких определений, что собой представляют и чем между собой отличаются понятия: народ, нация, национальное меньшинство, этническая группа, этническая общность.

Учитывая, какое количество спекулятивных теорий сложилось вокруг казачества, законодательно вопрос об этнической принадлежности казаков оформить не представляется возможным.

Многочисленные опросы представителей казачества, в том числе донского, кубанского, уральского, показали, что большинство из них считают себя русскими. Это дополнительный аргумент в пользу результатов антропологических и генетических исследований. Сегодня многие ученые придерживаются такого мнения, что если и можно говорить о казаках в терминах этнологии, то лишь как об субэтносе русского народа.

О admin

x

Check Also

Как русские подрались тевтонскими рыцарями

Русь XIII века, недавно завоеванная властителем мира Чингизханом, не давала покоя нашим западным партнерам. Европейцы считали, что именно сейчас, когда русское государство раздроблено и разбито монголо-татарами, она может представить лакомым кусочком, который необходимо съесть.

Как русские побеждали рыцарей тевтонского ордена

Что русскому хорошо, тевтонцу - смерть. Рыцари тевтонского ордена не знали этой простой истины, они были убеждены в своей непобедимости. Эта уверенность их подводила всякий раз, как дело доходило до русских.

Как русские переносят боль

Терпимость к болевым ощущениям у всех людей разная. Мужчины и женщины, тренированные бойцы и обычные люди, а также разные народы отличаются в своих возможностях переносить боль.

Как русские относились к бракам, в которых муж был младше

Как русские относились к бракам, в которых муж был младше В наше время отношения, где мужчина моложе женщины, не редкость, хотя общество, как правило, смотрит на это не слишком положительно.

Как русские на самом деле отмечали праздник Ивана Купалы?

Как русские на самом деле отмечали праздник Ивана Купалы? День Ивана Купалы на Руси отмечался 24 июня, или 7 июля по новому стилю. Этот праздник, имеющий древнеславянские корни, сопровождался многочисленными ритуальными обрядами.

Как русские на самом деле использовали сундуки

Сундук перовой, столовый, холстевой – в каждом из них хранили определённые предметы обихода: постельные принадлежности, посуду и самовар, одежду, а вместе они нередко составляли приданое невесты.

Как русские монархи ставили на место западных монархов

Как русские монархи ставили на место западных монархов Искусство дипломатии заключается в подмене смыслов и умении говорить да, имея в виду нет , и наоборот.

Как русские монархи — убивали — словом

Искусство дипломатии заключается в подмене смыслов и умении говорить да, имея в виду нет , и наоборот. Русский царь всегда знал, кому писать и что писать. Знать себе цену, говорить без экивоков, прямо, открыто - как это по-русски! Из письма Иоанна Грозного шведскому королю Юхану III "Ты прислал к нам через пленника свою грамоту, наполненную собачьим лаем.

Как русские лечили простуду

Русские крестьяне всегда сурово относились к себе и своим болезням. Насморк никогда не мог стать серьезной помехой для жизни. Заложенность носа и часто сопутствующее ему першение в горле останавливали кардинально — поедали в большом количестве свежий лук или чеснок.

Как русские князья добивались любви народа

Желание хвалить и порицать вышестоящее руководство всегда было в крови у русских людей. Не избежали этой участи и начальники домонгольской Руси. Главным качеством для русского князя была щедрость к своим людям и, прежде всего, к своей дружине.

Как русские казаки и каторжники создали республику золотодобытчиков

Как русские казаки и каторжники создали республику золотодобытчиков В XIX веке в пограничных областях Китая и России нашли много золота. Де юре территория эта была китайской, но никакой власти там не было - тайга.

Как русские использовали печь

Кроме приготовления еды и отопления на печи рожали, на печи росли, сватались, лечились, на печи лежали на пенсии, на печи умирали. Отголосками языческого антропоморфизма, когда огонь рассматривался как живое существо, стали многие приметы.

Как русские именовали своих детей

В каждой стране мира, в том числе и в России, имеются собственные уникальные традиции наречения детей есть и запретные имена, притягивающие беду. Так что родители, ревностно оберегающие своё чадо от несчастливой судьбы, издавна старались быть осторожными и в этом вопросе и соблюдать нехитрые правила.

Как русские защищались ложками

Для русских ложка – это не просто прибор, чтобы щи похлебать, но и многофункциональная вещь, помогающая решать массу житейских проблем. Вплоть до XIX века у каждого русского была своя ложка, а у бедняков она нередко являлась единственной личной вещью.

Как русские женщины стали красавицами

Нередко мы слышим о том, что русских женщин в мире считают самыми красивыми. Что это – расхожий миф, или это действительно правда? И как сложилось такое мнение? Большинство русских женщин обладают так называемым славянским типом внешности – у них светлые волосы и кожа, серые, голубые или зеленые глаза, правильные черты лица.

Как русские женщины манипулируют мужчинами

Как бы многие женщины не открещивались от вопросов, манипулируют ли они своими мужьями, умелое – или не очень – управление сильным полом практикует 100 % россиянок.

Как русские женщины доделывали своих детей?

На Руси считалось, что новорожденный все ещё принадлежит чуждому миру. Придя в мир людей, он нуждается в очеловечивании, доделывании, подобно некоему материалу, из которого нужно вылепить, сотворить человека.

Как русские деревни сами себя защищали

Cамо название деревня появилось только в XIV веке и происходило от глагола драть – что значило пахать целину. Деревни в 10–15 дворов стали появляться только в конце XV века и распространились к XVII веку, что связано с распространением троеполья, позволявшего выращивать хороший урожай.

Как русские готовили лебедей

Издавна лебедь был на русском столе. Пожалуй, самое древнее упоминание о нём – это Слово о полку Игореве, написанное ещё в XII веке. Оттуда мы узнаем, как князь Игорь во время своего бегства из плена полетел соколом, избивая гуси и лебеди к завтроку и обеду и ужине.

Как русские выбирали имена для детей?

Русское имя – это сложная формула, в истории которой далеко не все однозначно. Как давали имена на Руси, что такое феномен полуимени, и какими были настоящие имена русских царей? Как Традиция давать имена на Руси сложилась еще в дохристианские времена.

Как русские встретили Наполеона

24 июня 1812 года армия французского императора Наполеона I без объявления войны вторглась на территорию России. Как же мы встретили и чем удивили непрошеных "гостей"? Тактикой русского войска Наполеон был сражен в прямом и переносном смысле.

Как русские воевали со шведами: история противостояний

Как русские воевали со шведами: история противостояний Столкновения между государствами начались еще в середине XII века, когда был объявлен Первый шведский крестовый поход.

Как русские воевали с китайцами?

Китай сегодня считается одним из наших главных стратегических партнеров. Однако две великих державы далеко не всегда мирно уживались друг с другом. Были и конфликты, порой имевшие статус локальных войн.

Как русские вели себя с пленными шведами

Несколько тысяч шведов, плененных русскими войсками после битвы под Полтавой (1709 год), впоследствии сослужили неплохую службу России. Считается, что со временем большинство иностранцев полностью ассимилировались с уральскими казаками.

Рейтинг@Mail.ru