Не пропусти
Главная » Что? Где? Когда? Россия » Как появились казаки на самом деле

Как появились казаки на самом деле

Как появились казаки на самом деле

Последнее время часто можно услышать мнение, что казаки – это самостоятельный этнос. Некоторые и вовсе считают казаков неславянским народом. Другие говорят, что это — выдумки, называя казаков не более чем русскими переселенцами.

Существует множество версий происхождения казаков: часть исследователей их корни возводит к восточным славянам, другая – к скифам, третья – к хазарам. Главный посыл этих гипотез таков: казаки – отдельный, уникальный этнос.

В националистических кругах казачества очень часто можно услышать противопоставление казаков русским. Атаман Войска Донского Петр Краснов в период Великой Отечественной войны заявлял: Казаки! Помните, вы не русские, вы — казаки, самостоятельный народ. Одной из отличительных черт казаков от русских назывался рабский характер последних.

Идеи казачьего сепаратизма набрали популярность после падения в России монархии, в определенных кругах они остаются востребованными и сегодня. Намерение создать независимую от Москвы жизнь объясняется враждебностью русских к казакам и желанием эксплуатировать этот вольный народ.

Казачество стало пребывать в атмосфере рабства, деспотии казачье сознание начало ослабевать, сила его сопротивляемости стала уменьшаться, а под влиянием искусственной русской истории некогда прекрасный образ свободолюбивого и вольного казака стал тускнеть, – писалось в 1931 году в издаваемом в Праге журнале Вольное казачество.

Отвергнув русскую историю казаки начали создавать свою. Основываясь на документах, они стали доказывать, что казаки — особое славянское племя, отдельный народный организм, имеющий такое же право считать себя особым славянским народом, как русские и украинцы.

1 ноября 2012 года в станице Старочеркасская Ростовской области появилась казачья инициатива, в которой излагалось требование вернуть в перечень народов, национальностей и этнических наименований РФ национальность казак, удаленную в XIX веке при переводе государственным решением казаков из народов в сословие. Попробуем разобраться, насколько это возможно.

Сам термин казак в источниках фиксируется давно. Впервые наименование казак (в значении стража) встречается в словаре половецкого языка Codex Cumanicus (начало XIV века). В русских летописях можно встретить прозвище от основы козак, к примеру, в одной из Псковских летописей под 1406 годом упоминается посадник Юрий Козачкович.

Есть термин казак и в польских источниках. Так, в хронике 1493 года говориться, что черкасский воевода Богдан Федорович Глинский по прозвищу Мамай, сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.

Согласно большинству версий казак – это вольный, независимый человек, искатель приключений, бродяга. К примеру, в Толковом словаре Даля под казаком понимается войсковой обыватель, поселённый воин.

Сегодня популярность получила гипотеза, согласно которой слово казак имеет тюркское происхождение. По мнению лингвиста-тюрколога Рифката Ахметьянова, термин казак происходит от формы казгак – в первоначальном значении лошадь, отбивающаяся от табуна во время тебенёвки.

Немецкий историк Гюнтер Штекль указывал на то, что первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV века все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары.

Выдающийся российский историк Сергей Соловьев смотрел на этот вопрос шире, отмечая, что казаками на Руси независимо от их языка, веры и происхождения называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место.

В 2009 году историками Верой Кашибадзе и Ольгой Насоновой на Дону были проведены антропологические исследования, которые должны были пролить свет на дискуссионный вопрос о происхождении казаков. Ученые пришли к выводу, что антропологическая история донских казаков подразумевает процессы миграции из юго-восточных зон Центральной России и незначительное включение южных и восточных элементов в возрастающей к югу пропорции.

Данные исследования в целом совпадают со взглядами известного советского антрополога Виктора Бунака, который считал, что казачество является населением колонизационного типа, сложившимся сравнительно недавно и до известной степени искусственно образовавшимся, претерпевшим очевидные процессы смешения между русскими – выходцами из разных областей и районов России.

Свою лепту в исследования казачества внесли и генетики Федерального государственного бюджетного научного учреждения Медико-генетический научный центр. Ученые воспользовались методом определения отцовства и сравнили ДНК донских казаков с ДНК народностей, которые по историческим данным имели или могли иметь отношение к их происхождению.

Сбор материала проходил в исконно казачьих станицах и хуторах. Был изучен 131 мужчина, причем, пробы ДНК забирались у людей, не имеющих близкого родства, предки которых до третьего поколения происходили из обследуемого региона и принадлежали к донскому казачеству.

Анализ показал высокий уровень генетического сходства донских казаков и населения южных областей России. Несколько меньше общих черт у казаков с жителями Центральной России. В то же время генофонд казаков имеет отдаленное сходство с генофондом степных тюркоязычных популяций. А вот связей с исконными жителями Кавказа обнаружено не было.

Суть изложенных выше исследований можно свести к следующему: казаки плотью и кровью являются частью русского народа, и, несмотря на ряд морфологических особенностей, за период своего обособленного существования они не сумели превратиться в отдельный от русских этнос.

В 2010 году в Волгограде произошло любопытное событие. Министерство юстиции Волгоградской области подало заявление в областной суд о ликвидации региональной национально-культурной автономии казаков Волгоградской области. Мотивация министерства была такая: казаки — это не этнос, а потомки беглых холопов и крестьян. Областной суд постановил: в удовлетворении требования управления Министерства юстиции отказать.

Однако от дальнейших судебных передряг волгоградских казаков это не избавило. В конце концов была назначена этнологическая экспертиза, которую проводил этнолог Валерий Степанов. Перед экспертом был поставлен ряд вопросов, в том числе относятся ли казаки к этнической общности, допустимо ли употребление в отношении казаков термина национальное меньшинство. На все вопросы эксперт ответил утвердительно.

Нужно отметить, что все вопросы были поставлены осторожно и даже утвердительный ответ на них сложно трактовать, как признание казаков отдельным народом. А что касается решения суда, то оно, в сущности, было продиктовано тем, чтобы не допустить дискриминации – ограничения или в данном случае лишения прав определенных категорий граждан на самоопределение.

Этот прецедент показывает, что если признание казаков отдельным этносом нельзя обосновать научным путем, то эту проблему можно попытаться решить законодательно. Однако здесь не все так просто.

Согласно статье 2 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года О реабилитации репрессированных народов казачество отнесено к иным исторически сложившимся культурно-этническим общностям людей. Здесь казаки названы не этносом, а именно общностью.

А вот выдержка из Указа президента Российской Федерации от 1992 года, комментирующего упомянутую статью: Установить, что граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать формы хозяйствования, культуры, быта и участвовать в несении государственной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в казачьи общества и создавать их.

Получается, чтобы считаться казаком и входить в казачьи сообщества, достаточно в добровольном порядке вступить в казачество. В таком случае слово казак теряет всякий этнологический смысл.

Директор Департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ Александр Журавский отмечает, что не только действующее законодательство на федеральном уровне, но и международное законодательство не имеет четких определений, что собой представляют и чем между собой отличаются понятия: народ, нация, национальное меньшинство, этническая группа, этническая общность.

Учитывая, какое количество спекулятивных теорий сложилось вокруг казачества, законодательно вопрос об этнической принадлежности казаков оформить не представляется возможным.

Многочисленные опросы представителей казачества, в том числе донского, кубанского, уральского, показали, что большинство из них считают себя русскими. Это дополнительный аргумент в пользу результатов антропологических и генетических исследований. Сегодня многие ученые придерживаются такого мнения, что если и можно говорить о казаках в терминах этнологии, то лишь как об субэтносе русского народа.

О admin

x

Check Also

Что вы не знали о Владимире Дале

Гомеопатия пришла в Россию в 30-х годах XIX века. Воодушевленные опытами немецкого врача С. Ганемана представители дворянства ратовали за внедрение нового лечения в правительственных и общественных больницах.

Что вы не знали о бурлацкой артели

С XVI века до эпохи паровых двигателей - движение речных судов вверх по реке осуществлялось с помощью бурлаков. Волга была главной транспортной артерией России. Десятки тысяч бурлаков тянули вверх по реке тысячи судов.

Что вы не знаете о славянах

Славяне — крупнейшая этноязыковая общность в Европе, но и о происхождении славян, и об их ранней истории ученые до сих пор ведут споры. Что уж говорить о простых смертных.

Что вы наверняка не знали о русских женщинах

Французский писатель Фредерик Бегбедер писал про русских девушек: Женщины всех национальностей ненавидят их, потому что красота несправедлива, а против несправедливости следует бороться.

Что вы наверняка не знали о Николае Пржевальском

Пржевальский верил в свою звезду. Он с детства был убежден в том, что ангел хранит его, а потому шел всегда к осуществлению своих целей с завидной смелостью.

Что всем нужно знать об ангеле-хранителе

Ангелами-хранителями в христианстве называют ангелов или добрых духов, данных человеку для помощи и руководства. Одни считают, что ангел-хранитель есть у каждого человека, другие – что он появляется у человека только после прохождения обряда крещения.

Что все это значит?

По словарю Даля, который составлялся в XIX веке, в русском языке - 200 000 слов. Спасибо нашим прапрапредкам за ценный опыт и бесценный багаж образов. Но все-таки, понимаем ли мы до конца, о чем они.

Что включало в себя европейское право первой ночи

Каждый народ имеет свои интересные традиции проведения брачной ночи. И хотя нам они кажутся порой странными, но все-таки имеют право быть в связи с особенностями развития культуры, историей той или иной страны.

Что важно знать о Ярославе Мудром

Его правление стало золотым веком для Руси. Но за образом мудрого государя скрывается свирепый воин, предводитель варягов конунг Ярицлейв, который и сегодня не перестает удивлять потомков.

Что важно знать о сталинских высотках

7 сентября 1947 года в Москве одновременно заложены восемь сталинских высоток в честь 800-летия Москвы. На архитектуру сталинских высоток повлияли американские небоскребы 1910-1930-х годов.

Что важно знать о Михаиле Кутузове

Имя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова, жизненный путь этого славного полководца, совершившего первые победы в царствование Екатерины II под командованием великого Суворова, и ставшего победителем Наполеона, хорошо известны всем нам еще со школьных времен.

Что важно знать о Иване-дураке

Бог неспроста дураков любит. И дуракам не просто так везёт. Ох, этот Иван: дурак, лентяй, грязнуля. И за что только этот непрактичный, лишний человек становится главным сказочным счастливцем? Почему все кому ни лень помогают ему? Почему прекрасная царевна влюбляется в него.

Что важно знать о графе Орлове

Его жизнь была стремительной, заметной, смелой и часто возмущала весь свет. Дед графа Орлова, по одной из версий, был стрельцом Иваном Орлом. Дворянство он получил за свой дерзкий и яркий поступок, который, к тому же, спас ему жизнь.

Что важно знать о божественной литургии

Если бы не существовало Литургии, бессмысленно было бы вообще совершать какие-либо службы, потому что без Литургии отсутствует и Церковь как таковая. Литургия всегда совершалась на рассвете в воскресенье, в память о Воскресении Христовом.

Что в России шокировало Наполеона?

24 июня 1812 года армия французского императора Наполеона I без объявления войны вторглась в Россию. И так какие вещи удивили Бонапарта в России? Тактикой русского войска Наполеон был сражен и в прямом и в переносном смысле.

Что в России случилось с армией Наполеона

После русской кампании осколки некогда великой армии Наполеона рассеялись по бескрайним просторам России. Часть солдат вернулась домой, но немало пожелали остаться в чужой стране навсегда.

Что в народе называют живые помощами

Очень сильная молитва-оберег, охраняет от зла, даёт энергию и силы, читается трижды между тремя иконами. Подобного рода инструкции по применению некой особой православной молитвы Живые помощи можно увидеть в интернете, часто – наряду с рекомендациями по использованию заговоров и сильных амулетов.

Что в бане делали наши предки

Впервые упоминания о бане встречаются у Геродота Галикарнасского в V веке до н.э. Древнегреческий историк очень подробно описал первые бани у скифов. Они были кочевниками, поэтому строили переносные бани из 3-х воткнутых в землю шестов, обтянутых по периметру войлоком.

Что было стыдом для русских женщин

Жизнь женщин на Руси определялась, во-первых, христианскими канонами, во-вторых, системой традиций. Существовали вещи, которые являлись для русской женщины унижением или использовались в качестве наказания за те или иные прегрешения.

Что было самым унизительным для русской женщины

Жизнь женщин на Руси определялась, во-первых, христианскими канонами, во-вторых, системой традиций. Существовали вещи, которые являлись для русской женщины унижением или использовались в качестве наказания за те или иные прегрешения.

Что было самым страшным унижением для русских

Средние века славились своими суровыми наказаниями. При этом, одни наказания лишали жизни, другие – делали человека калекой, третьи – лишали чести. И еще вопрос, какие кары были для наших предков страшнее.

Что было самым позорным для женщин на Руси

Жизнь женщин на Руси определялась, во-первых, христианскими канонами, во-вторых, системой традиций. Существовали вещи, которые являлись для русской женщины унижением или использовались в качестве наказания за те или иные прегрешения.

Что было самым оскорбительным для русских аристократов

Что было самым оскорбительным для русских аристократов Один из худших проступков, которые мог совершить российский дворянин, - это позволить кому-либо себя оскорбить.

Что было с русскими во время малого ледникового периода

Что было с русскими во время малого ледникового периода Малый ледниковый период стал для Европы и России временем испытаний. Он показал, что даже незначительное изменение температуры может привести к необратимым последствиям и кардинально изменить жизнь.

Рейтинг@Mail.ru