Не пропусти
Главная » Говорит история » 7 величайших русских иконописцев

7 величайших русских иконописцев

7 величайших русских иконописцев

Считается, что рукой иконописца движет Бог. Мы расскажем вам о семи мастерах, творчество которых перевело русское иконописание в разряд величайших достижений как национальной, так и мировой культуры.

На миниатюре: Донская икона Божией Матери кисти Феофана Грека.Один из величайших иконописцев своего времени, Феофан Грек родился в Византии в 1340 году и в течении долгих лет оттачивал свой уникальный экспрессивный стиль, расписывая храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы. Однако ни одна из фресок того периода не сохранилась до наших дней, и всемирную славу мастера составили росписи, сделанные на Руси.

Приехал в Новгород (в 1370 году) он уже состоявшимся иконописцем. Первой работой Феофана в Новгороде стала роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице — единственный сохранившийся монументальный труд Феофана Грека. Время пощадило фрески со знаменитым погрудным изображением Спаса Вседержителя с Евангелием, с фигурами Адама, Авеля, Ноя, Сифа и Мелхиседека, а также образы пророков Илии и Иоанна.

Спустя двенадцать лет Феофан Грек переезжает в Москву, где руководит работой мастеров по росписи храмов Московского Кремля. Не все знают: оригинальные фрески Феофана Грека и его учеников не сохранились, но отдельные фрагменты их композиции вновь и вновь воспроизводились на стенах Кремлевских соборов. Особого упоминания заслуживает тот факт, что Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком расписывали также старец Прохор с Городца и Андрей Рублев.

Помимо иконописания Феофан Грек создавал миниатюры для книг и оформлял Евангелия — к примеру, перу великого византийского мастера принадлежат орнаментальные украшения знаменитого Евангелия московского боярина Федора Кошки.

Феофану Греку приписывается авторство икон из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Это первый в России иконостас с фигурами святых, изображенными в полный рост. Также именно кисти Грека принадлежат хранящиеся в Третьяковской Галлерее Донская икона Божией Матери и икона Преображения Иисуса Христа на горе Фавор.

На миниатюре: Икона Троица кисти Андрея Рублева. Андрея Рублева можно назвать самым знаменитым и — в случае, если такое определение возможно в разговоре о причисленном к лику святых монахе-художнике — популярным русским иконописцем, творчество которого на протяжении сотен лет является символом подлинного величия русского искусства и абсолютной преданности выбранному жизненному пути.

До сих пор неизвестно ни место рождения Рублева, ни даже имя, данное ему при рождении — Андреем он был наречен уже при постриге в монашество — однако, скудность фактических сведений о мастере в определенном смысле даже добавляет его образу выразительности и яркости.

Самой ранней из известных работ Рублева считается совместная с Феофаном Греком и Прохором с Городца роспись Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году. После окончания этой работы Рублев расписывал Успенский собор в Звенигороде, и позже, совместно с Даниилом Черным, — Успенский собор во Владимире.

Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века — одна из самых многогранных икон, когда-либо созданных русскими иконописцами, в основе которой лежит сюжет о явленнии праведнику Аврааму Бога в виде трех юношей-ангелов.

Интересный факт:повествуя о росписи Благовещенского собора Московского кремля, Троицкая летопись упоминает имя чернеца Рублева последним в ряду Феофан Грек-Прохор с Городца-Рублев, что, согласно летописной традиции, означает, что именно он был младшим в артели. Вместе с этим сам факт совместной работы с Феофаном Греком дает понять, что к тому моменту Рублев был уже состоявшимся мастером.

На миниатюре: Фреска Лоно Авраамово кисти Даниила Черного. Множество книг и статей о русском иконописании также зачастую вспоминают о монахе Данииле только в контексте его совместной работы с автором великой Троицы, однако, на деле его заслуги перед русской культурой этим отнюдь не исчерпываются.

Даниил Черный был не только старшим товарищем и наставником Рублева (cогласно знаменитой Духовной грамоте Иосифа Волоцкого), но и абсолютно самодостаточным и опытным художником, отличавшимся от многих своих современников не только поистине уникальным даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и характером рисунка.

Среди авторских работ Даниила Черного встречаются как фрески, так и иконы, наиболее известными из которых являются Лоно Авраамово и Иоанн Предтеча (Успенский собор Владимира), а также Богоматерь и Апостол Павел (Троице-Сергиева Лавра)

Интересный факт:совместные работы Даниила Черного с Андреем Рублевым поставили перед историками непростую проблему разделения их произведений, интересное решение которой предложил художник-искусствовед Игорь Грабарь. Иконами и фресками авторства Даниила Черного нужно признать те, в чертах которых просматриваются приметы предшествующей школы письма XIV века. Безукоризненная логика такого решения такова: в сравнении с Рублевым Даниила Черного можно считать художником старшего поколения, следовательно и все приметы старого иконописания — дело его рук.

На миниатюре: Икона Сошествие во ад кисти Дионисия. Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его своего рода продолжателем традиций Андрея Рублева, занимающим свое почетное место в ряду величайших русских иконописцев.

Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. Каменные блоки с фресками Дионисия и Митрофана оказались использованы в его фундаменте, где и были успешно обнаружены много лет спустя. Сегодня эти фрески хранятся в московском музее древнерусской культуры и искусства и Боровском филиале Калужского краеведческого музея.

В 1479 году Дионисий написал иконостас для деревянной церкви Успения в Иосифо-Волоколамском монастыре, а еще через 3 года — образ Богоматери Одигитрии на обгоревшей греческой иконе из разрушенного в 1929 году Вознесенского монастыря в Московском Кремле.

Отдельного упоминания заслуживает работа Дионисия на севере России: около 1481 года им были написаны иконы для Спасо-каменного и Павлово-Обнорского монастырей под Вологдой, а в 1502 году — совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием — фрески для Ферапонтова монастыря на Белоозере.

Интересный факт: о манере письма Дионисия можно судить по великолепно сохранившимся фресками того самого Ферапонтова монастыря на Белоозере. Эти фрески никогда не переписывались и не подвергались серьезной реставрации, оставаясь таким образом максимально близкими к своему оригинальному виду и цветовой гамме.

На миниатюре: Икона Мученики Кирик и Иулитта кисти Гурия Никитина) Фрески костромского художника-иконописца Гурия Никитина — не только пример великолепия и символичности русской иконописи, но по-настоящему уникальное для его времени сочетание декоративизма и монументальности в рамках одного произведения. Дело в том, что именно на период творческой зрелости Никитина — а это приблизительно 60-е годы XVII столетия — приходится подъем русского монументально-декоративного искусства — и эти тенденции не обходят стороной молодого мастера.

В непростом для русской церкви 1666 году Гурий Никитин принимает участие в возобновленных работах по росписи Архангельского собора Московского Кремля — кисти Никитина принадлежат изображения воинов-мучеников на столбах, а также отдельные части монументальной композиции Страшный суд. Спустя 2 года Никитин пишет 4 иконы для московской церкви Григория Неокессарийского.

Однако, пожалуй, главным профессиональным достижением Гурия Никитина стала стенопись в ярославской церкви Ильи Пророка и костромском Ипатьевском монастыре. В эти годы он уже руководил группой иконописцев, выполняя при этом самую сложную часть работы — он в одиночку вычерчивал контуры всех фресок, которые потом дорисовывали ученики.

Интересный факт: если верить Дозорной книге 1664 года, выясняется, что Никитин — не фамилия, а отчество знаменитого иконописца. Полное имя мастера — Гурий Никитин (Никитович) Кинешемцев.

На миниатюре: Икона Богородицы Умиление кисти Симона Ушакова. Фаворит царя Алексея Михайловича, любимый и единственный иконописец первых лиц государства, непревзойденный мастер рисунка и цвета, Симон Ушаков в определенном смысле обозначил своим творчеством начало процесса обмирщения церковного искусства. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон, ознаменовав начало нового, ушаковского периода русской иконописи.

Многие исследователи сходятся на том, что Ушакову не было равных в писании ликов — и именно по тому, как он писал их проще всего отследить, какие изменения — логичным образом совпавшие с церковной реформой патриарха Никона — произошли с русской иконописью. У Ушакова традиционный для русской иконописи лик Спасителя приобрел новые, неведомые ему дотоле черты. Новгородский Спас был грозным Богом, новый Спас бесконечно ласковее: он Богочеловек. Это очеловеченье Божества, приближение его к нам внесло теплоту в суровый облик древнего Христа, но в то же время лишило его монументальности.

Еще одной важнейшей исторической особенностью творчества Ушакова становится тот факт, что в отличие от иконописцев прошлого, Ушаков подписывает свои иконы. На первый взгляд ничтожная деталь в сущности обозначает серьезнейший перелом в общественном сознании того времени — если раньше считалось, что рукой иконописца водит сам Господь — и хотя бы поэтому мастер не имеет морального права подписывать свою работу — то теперь ситуация меняется на полностью противоположную и даже религиозное искусство приобретает светские черты.

Интересный факт: Симон Ушаков активно занимался преподаванием иконописи. Среди прочих учился у него и Гурий Никитин.

На миниатюре: Икона Илья Пророк в пустыне кисти Федора Зубова. Исследователи русской иконописи сходятся на том, что главнейшей заслугой Федора Зубова стало стремление вернуть изображаемым ликам святых духовную значительность и непорочность. Иначе говоря, Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций.

Как и Симон Ушаков, Зубов работал при царском дворе и был одним из пяти жалованных иконописцев. Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых.

Интересный факт: жалованным иконописцем царского двора, то есть, мастером, ежемесячно получающим жалованье и через это — определенную уверенность в завтрашнем дне, Федор Зубов стал по принципу не было бы счастья, да несчастье помогло. Дело в том, что в начале 1660-х годов семья Зубова осталась практически без средств к существованию, и иконописец был вынужден написать челобитную царю.

О admin

x

Check Also

В каких случаях можно танцевать лезгинку

Лезгинка знакома всем. Этот танец танцуют на концертах, городских площадях, на свадьбах и просто на дороге. Кого-то он вдохновляет, кого-то раздражает. У народов Кавказа есть множество общих черт, обуславливаемых их генетическим сродством – начиная от знаменитого горского темперамента, заканчивая языковой и культурной близостью.

В каких случаях можно было разводиться на Руси

На Руси еще с периода принятия христианства существовали как венчанные, так и невенчанные браки. Приблизительно с этого же времени появляется и такое понятие, как официальный развод.

В каких случаях крепостным давали вольную грамоту

Крепостное право в России существовало 212 лет. За это время государство издало целый ряд нормативных документов, регулирующих отношения между крестьянином и помещиком.

В каких случаях казаки устраивали казни

У казаков была чёткая система территориально-административного деления и управления. Станичные казаки составляли войско или полк. Во главе станиц стоял войсковой или полковой командир, от которого зависела казачья старшина.

В каких случаях занавешивают иконы

Являясь произведениями христианского искусства, иконы порой становятся объектами поистине языческого поклонения. Люди не всегда способны отличить рукотворный образ конкретного святого от него самого.

В каких случаях женщины на Руси могли потребовать развод?

В каких случаях женщины на Руси могли потребовать развод? На Руси еще с периода принятия христианства существовали как венчанные, так и невенчанные браки. Приблизительно с этого же времени появляется и такое понятие, как официальный развод.

В каких случаях женщины могли потребовать развод на Руси

В каких случаях женщины могли потребовать развод на Руси На Руси еще с периода принятия христианства существовали как венчанные, так и невенчанные браки. Приблизительно с этого же времени появляется и такое понятие, как официальный развод.

В каких случаях дрались женщины на Руси?

Женской дракой в наши дни никого не удивишь. Девушки и дамы готовы драться по самым разным поводам: на дискотеке, не поделив симпатичного парня, в поликлинике, если кто-то пытается без очереди пройти к врачу… Неужели так было всегда? На Руси издавна были в ходу кулачные бои.

В каких случаях держали свечку

Устойчивое выражение Держать свечку чаще всего употребляется в двух прямо противоположных контекстах. Если человек хочет заявить о том, что он ничего не знает о подробностях интимной жизни неких индивидов, он говорит: А я что, свечку держал?. Напротив, личность крайне осведомленная в этом вопросе подтверждает факт своих обширных познаний утверждением: Точно, я сам свечку держал! Давайте разберемся: откуда пошло это выражение и причем здесь первая брачная ночь в эпоху Древней Руси? Начнем с того, что в разных странах существуют весьма причудливые традиции, связанные с первой брачной ночью.

В каких случаях дворяне кормили крестьян

Широта русского гостеприимства нашла отражение в традиции открытого стола - вместе с хозяином обедать садились не только члены семьи, но и практически любой желающий.

В каких случаях в Сибири пили собачью кровь

Есть крылатая фраза из известного фильма: Восток – дело тонкое, это утверждение в полной мере относится и к Сибири. Огромная многонациональная территория со сложным рельефом – горы, тайга, озёра, огромные реки.

В каких религиях женщинам запрещено ходить с непокрытой головой?

В каких религиях женщинам запрещено ходить с непокрытой головой? Каждая из существующих религий несет в себе свод определенных правил и устоев. Некоторые из них радикально отличаются.

В каких платьях русские императрицы венчались на царство

В каких платьях русские императрицы венчались на царство Обычай шить специальный наряд для венчания на царство императриц ввел Пётр Великий. До начала XIX века парадное платье называли робой, но стереотипное представление о рабочей спецодежде из брезента точно не относится к роскошному наряду, в котором короновали на царство супругу Петра Алексеевича.

В каких платьях императрицы венчались на царство

Обычай шить специальный наряд для венчания на царство императриц ввел Пётр Великий. До начала XIX века парадное платье называли робой, но стереотипное представление о рабочей спецодежде из брезента точно не относится к роскошному наряду, в котором короновали на царство супругу Петра Алексеевича.

В каких отраслях Россия занимает первое место

Несмотря на геополитическую катастрофу, связанную с развалом СССР, разрушительной экономической политикой 1990-х, крахом целых отраслей промышленного производства, современная Россия занимает лидирующие позиции.

В каких оборотней верили на Руси

Многие народы особенно почитали волков. Храбрость, ловкость и агрессивность этих животных воспринимались нашими предками как апофеоз первозданной силы. Отсюда пошли все легенды и мифы про оборотней, которых на Руси издавна называли волколаками.

В каких животных превращались колдуны на Руси

У всех народов существуют предания об оборотнях. Обычно под ними имели в виду людей, которые могли перевоплощаться в животных. Каковы особенности веры в оборотней на Руси? Поверья гласили, что оборотнями могут становиться умершие некрещеными дети, а также грешники, души которых не могут обрести покой после кончины.

В каких европейских монархах текла русская кровь

В раннем Средневековье все правители пытались избежать захватнических войн и территориальных споров при помощи династических браков. Поэтому во многих представителях европейских королевских домов и знаменитых аристократических семей и поныне течет кровь русских монархов.

В каких европейских армиях служили запорожские казаки

В каких европейских армиях служили запорожские казаки На страницах истории запорожского казачества запечатлены свидетельства о многих славных битвах. Казаки, прирожденные воины, демонстрировали мастерство владения пиками, саблями и стрелковым оружием не только в пределах исторических границ Украины, отстаивая интересы и свободу своей страны, но и далеко за ее границами в качестве вольных наемников.

В каких европейских армиях воевали запорожские казаки

В каких европейских армиях воевали запорожские казаки На страницах истории запорожского казачества запечатлены свидетельства о многих славных битвах. Казаки, прирожденные воины, демонстрировали мастерство владения пиками, саблями и стрелковым оружием не только в пределах исторических границ Украины, отстаивая интересы и свободу своей страны, но и далеко за ее границами в качестве вольных наемников.

В каких германских народах есть славянская кровь

Германские народы – так называют обширную группу людей, включающую население разных стран Европы, Австралии, Северной Америки и Новой Зеландии. Как меньшинства представители этих этносов живут даже в Африке и Южной Америке.

В каких германских народах больше всего течет славянской крови?

В каких германских народах больше всего течет славянской крови? Германские народы – так называют обширную группу людей, включающую население разных стран Европы, Австралии, Северной Америки и Новой Зеландии.

В каких богов верили славяне

Тема русского язычества в последние годы невероятно популярна. Ширятся ряды родноверов, славяно-ариев, родичей и других неозыческих течений. Между тем, ещё до середины прошлого века спор о русском язычестве велся только в научных кругах.

В каких богов верили русские до принятия христианства

В каких богов верили русские до принятия христианства Тема русского язычества в последние годы невероятно популярна. Ширятся ряды родноверов, славяно-ариев, родичей и других неозыческих течений.

Рейтинг@Mail.ru