Не пропусти
Главная » Говорит история » 7 великих русских иконописцев

7 великих русских иконописцев

7 великих русских иконописцев

Считается, что рукой иконописца движет Бог. Мы расскажем вам о семи мастерах, творчество которых перевело русское иконописание в разряд величайших достижений как национальной, так и мировой культуры.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Донская икона Божией Матери кисти Феофана Грека. Один из величайших иконописцев своего времени, Феофан Грек родился в Византии в 1340 году и в течении долгих лет оттачивал свой уникальный экспрессивный стиль, расписывая храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы. Однако ни одна из фресок того периода не сохранилась до наших дней, и всемирную славу мастера составили росписи, сделанные на Руси.

Приехал в Новгород (в 1370 году) он уже состоявшимся иконописцем. Первой работой Феофана в Новгороде стала роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице — единственный сохранившийся монументальный труд Феофана Грека. Время пощадило фрески со знаменитым погрудным изображением Спаса Вседержителя с Евангелием, с фигурами Адама, Авеля, Ноя, Сифа и Мелхиседека, а также образы пророков Илии и Иоанна.

Спустя двенадцать лет Феофан Грек переезжает в Москву, где руководит работой мастеров по росписи храмов Московского Кремля. Не все знают: оригинальные фрески Феофана Грека и его учеников не сохранились, но отдельные фрагменты их композиции вновь и вновь воспроизводились на стенах Кремлевских соборов. Особого упоминания заслуживает тот факт, что Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком расписывали также старец Прохор с Городца и Андрей Рублев.

Помимо иконописания Феофан Грек создавал миниатюры для книг и оформлял Евангелия — к примеру, перу великого византийского мастера принадлежат орнаментальные украшения знаменитого Евангелия московского боярина Федора Кошки.

Интересный факт: Феофану Греку приписывается авторство икон из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Это первый в России иконостас с фигурами святых, изображенными в полный рост. Также именно кисти Грека принадлежат хранящиеся в Третьяковской Галлерее Донская икона Божией Матери и икона Преображения Иисуса Христа на гор е Фавор.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Икона Троица кисти Андрея Рублева. Андрея Рублева можно назвать самым знаменитым и — в случае, если такое определение возможно в разговоре о причисленном к лику святых монахе-художнике — популярным русским иконописцем, творчество которого на протяжении сотен лет является символом подлинного величия русского искусства и абсолютной преданности выбранному жизненному пути.

До сих пор неизвестно ни место рождения Рублева, ни даже имя, данное ему при рождении — Андреем он был наречен уже при постриге в монашество — однако, скудность фактических сведений о мастере в определенном смысле даже добавляет его образу выразительности и яркости.

Самой ранней из известных работ Рублева считается совместная с Феофаном Греком и Прохором с Городца роспись Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году. После окончания этой работы Рублев расписывал Успенский собор в Звенигороде, и позже, совместно с Даниилом Черным, — Успенский собор во Владимире.

Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века — одна из самых многогранных икон, когда-либо созданных русскими иконописцами, в основе которой лежит сюжет о явленнии праведнику Аврааму Бога в виде трех юношей-ангелов.

Интересный факт: повествуя о росписи Благовещенского собора Московского кремля, Троицкая летопись упоминает имя чернеца Рублева последним в ряду Феофан Грек-Прохор с Городца-Рублев, что, согласно летописной традиции, означает, что именно он был младшим в артели. Вместе с этим сам факт совместной работы с Феофаном Греком дает понять, что к тому моменту Рублев был уже состоявшимся мастером.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Фреска Лоно Авраамово кисти Даниила Черного. Множество книг и статей о русском иконописании также зачастую вспоминают о монахе Данииле только в контексте его совместной работы с автором великой Троицы, однако, на деле его заслуги перед русской культурой этим отнюдь не исчерпываются.

Даниил Черный был не только старшим товарищем и наставником Рублева (cогласно знаменитой Духовной грамоте Иосифа Волоцкого), но и абсолютно самодостаточным и опытным художником, отличавшимся от многих своих современников не только поистине уникальным даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и характером рисунка.

Среди авторских работ Даниила Черного встречаются как фрески, так и иконы, наиболее известными из которых являются Лоно Авраамово и Иоанн Предтеча (Успенский собор Владимира), а также Богоматерь и Апостол Павел (Троице-Сергиева Лавра)

Интересный факт: совместные работы Даниила Черного с Андреем Рублевым поставили перед историками непростую проблему разделения их произведений, интересное решение которой предложил художник-искусствовед Игорь Грабарь. Иконами и фресками авторства Даниила Черного нужно признать те, в чертах которых просматриваются приметы предшествующей школы письма XIV века. Безукоризненная логика такого решения такова: в сравнении с Рублевым Даниила Черного можно считать художником старшего поколения, следовательно и все приметы старого иконописания — дело его рук.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Икона Сошествие во ад кисти Дионисия. Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его своего рода продолжателем традиций Андрея Рублева, занимающим свое почетное место в ряду величайших русских иконописцев.

Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. Каменные блоки с фресками Дионисия и Митрофана оказались использованы в его фундаменте, где и были успешно обнаружены много лет спустя. Сегодня эти фрески хранятся в московском музее древнерусской культуры и искусства и Боровском филиале Калужского краеведческого музея.

В 1479 году Дионисий написал иконостас для деревянной церкви Успения в Иосифо-Волоколамском монастыре, а еще через 3 года — образ Богоматери Одигитрии на обгоревшей греческой иконе из разрушенного в 1929 году Вознесенского монастыря в Московском Кремле.

Отдельного упоминания заслуживает работа Дионисия на севере России: около 1481 года им были написаны иконы для Спасо-каменного и Павлово-Обнорского монастырей под Вологдой, а в 1502 году — совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием — фрески для Ферапонтова монастыря на Белоозере.

Интересный факт: о манере письма Дионисия можно судить по великолепно сохранившимся фресками того самого Ферапонтова монастыря на Белоозере. Эти фрески никогда не переписывались и не подвергались серьезной реставрации, оставаясь таким образом максимально близкими к своему оригинальному виду и цветовой гамме.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Икона Мученики Кирик и Иулитта кисти Гурия Никитина ) Фрески костромского художника-иконописца Гурия Никитина — не только пример великолепия и символичности русской иконописи, но по-настоящему уникальное для его времени сочетание декоративизма и монументальности в рамках одного произведения. Дело в том, что именно на период творческой зрелости Никитина — а это приблизительно 60-е годы XVII столетия — приходится подъем русского монументально-декоративного искусства — и эти тенденции не обходят стороной молодого мастера.

В непростом для русской церкви 1666 году Гурий Никитин принимает участие в возобновленных работах по росписи Архангельского собора Московского Кремля — кисти Никитина принадлежат изображения воинов-мучеников на столбах, а также отдельные части монументальной композиции Страшный суд. Спустя 2 года Никитин пишет 4 иконы для московской церкви Григория Неокессарийского.

Однако, пожалуй, главным профессиональным достижением Гурия Никитина стала стенопись в ярославской церкви Ильи Пророка и костромском Ипатьевском монастыре. В эти годы он уже руководил группой иконописцев, выполняя при этом самую сложную часть работы — он в одиночку вычерчивал контуры всех фресок, которые потом дорисовывали ученики.

Интересный факт: если верить Дозорной книге 1664 года, выясняется, что Никитин — не фамилия, а отчество знаменитого иконописца. Полное имя мастера — Гурий Никитин (Ни китович) Кинешемцев.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Икона Богородицы Умиление кисти Симона Ушакова. Фаворит царя Алексея Михайловича, любимый и единственный иконописец первых лиц государства, непревзойденный мастер рисунка и цвета, Симон Ушаков в определенном смысле обозначил своим творчеством начало процесса обмирщения церковного искусства. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон, ознаменовав начало нового, ушаковского периода русской иконописи.

Многие исследователи сходятся на том, что Ушакову не было равных в писании ликов — и именно по тому, как он писал их проще всего отследить, какие изменения — логичным образом совпавшие с церковной реформой патриарха Никона — произошли с русской иконописью. У Ушакова традиционный для русской иконописи лик Спасителя приобрел новые, неведомые ему дотоле черты. Новгородский Спас был грозным Богом, новый Спас бесконечно ласковее: он Богочеловек. Это очеловеченье Божества, приближение его к нам внесло теплоту в суровый облик древнего Христа, но в то же время лишило его монументальности.

Еще одной важнейшей исторической особенностью творчества Ушакова становится тот факт, что в отличие от иконописцев прошлого, Ушаков подписывает свои иконы. На первый взгляд ничтожная деталь в сущности обозначает серьезнейший перелом в общественном сознании того времени — если раньше считалось, что рукой иконописца водит сам Господь — и хотя бы поэтому мастер не имеет морального права подписывать свою работу — то теперь ситуация меняется на полностью противоположную и даже религиозное искусство приобретает светские черт ы.

Интересный факт: Симон Ушаков активно занимался преподаванием иконописи. Среди прочих учился у него и Гурий Никитин.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Икона Илья Пророк в пустыне кисти Федора Зубова. Исследователи русской иконописи сходятся на том, что главнейшей заслугой Федора Зубова стало стремление вернуть изображаемым ликам святых духовную значительность и непорочность. Иначе говоря, Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций.

Как и Симон Ушаков, Зубов работал при царском дворе и был одним из пяти жалованных иконописцев. Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых.

Интересный факт: жалованным иконописцем царского двора, то есть, мастером, ежемесячно получающим жалованье и через это — определенную уверенность в завтрашнем дне, Федор Зубов стал по принципу не было бы счастья, да несчастье помогло. Дело в том, что в начале 1660-х годов семья Зубова осталась практически без средств к существованию, и иконописец был вынужден написать челобитную царю.

О admin

x

Check Also

7 русских нянь, которые воспитали гениев

Русская няня. Ее образ можно встретить в творчестве и воспоминаниях многих русских деятелей. Но много ли о ней известно? Подчас становясь полноценным членом семьи, она всегда остается в тени своих воспитанников.

7 русских народных способов идентификации личности

7 русских народных способов идентификации личности Вспомним 7 русских способов идентификации личности. Как мы знаем из достоверных источников, в начале было Слово. В вопросе истории идентификации личности это также верно.

7 русских народных сказочников

Тут начиналась сказка, начиналась побаска от сивки и от бурки, и от курицы виноходки, от зимняка поросенка наступчатого. Начиналась с зачина, сопровождалась присказками да прибаутками, фантастичная и волшебная, соблюдала формулы сказочной обрядности или же, наоборот, пренебрегала каноном, без зачина и концовки, становилась приближенной к действительности, бытовой среде в зависимости от того, из чьих уст звучала, каким сказителем сказывалась… Сказитель-балагур, сказочник-увеселитель Абрам Новопольцев – типичный представитель наследия скоморохов.

7 русских народных прототипов гаджетов

Смартфоны, планшеты, навигаторы сегодня есть у всех. Мы обратились к первоисточникам и нашли прототипы современных цифровых устройств. Представляем 7 русских прототипов гаджетов.

7 Русских народных привычек

Неспроста говорят: Привычка – вторая натура. Многое она может рассказать о характере. Какие привычки свойственны нам, русским, и чего в нас не могут понять европейцы? Лучшего места для отдыха, чем теплая печка – не найти.

7 русских матрешек

Матрешка в России появилась совсем недавно — на рубеже XIX -XX веков. Сергиев Посад, Семенов, Нолинск, Полховский Майдан - в каждом городе, в каждой деревне ее делают и раскрашивают по-особенному.

7 русских лауреатов Нобелевской премии

За историю вручения "Нобеля" русские имена звучали в Стокгольме многократно. Илья Мечников - один из величайших ученых конца XIX - начала XX века. Так, именно Мечников доказал единство происхождения позвоночных и беспозвоночных животных.

7 русских женщин стали правительницами в других странах

7 русских женщин стали правительницами в других странах В России "экспорт невест" был поставлен на поток. Наши царевны становились европейскими королевами, женами потомков Чингисхана.

7 русских впечатлений Астольфа де Кюстина

18 марта 1790 года родился Астольф де Кюстин, французский царедворец, славу которому принесли его записки о путешествии по России. Сочинения стали рекомендуемым пособием в Европе, но в Российской империи были запрещены лично императором.

7 русских великих старцев

Говоря о старчестве в православной традиции, принято считать это явление чем-то вроде удивительного и невозможного в наши дни пережитка старины: Сергий Радонежский, благословляющий Дмитрия Донского на Куликовскую Битву Серафим Саровский, дающий мудрые советы Александру I. Старчество - живое явление современной церковной жизни, и сегодня Русская семерка расскажет вам о семи великих старцах XX века.

7 Русских альтернатив — Биг-Маку

Русские альтернативы быстрому обеду из Макдональдса. Кулебяка – главный русский конкурент Биг-Мака, закрытый овальный пирог с начинкой из нескольких видов фарша.

7 роковых проблем России в Крымской войне

Весной 1854 года Британия и Франция объявили Российской империи войну. Это стало началом коренного перелома в Крымской войне. Именно с этого момента начался отчет конца и заката некогда могущественной Российской империи Николай I был убежден в непобедимости Российской империи.

7 роковых амнистий русской истории

В русской истории амнистий было много, каждая из них меняла жизнь общества. Подчас - самым роковым образом. Цели: Прощание со сталинским режимом, проявление милости Лаврентием Берией, очевидно, со стратегическими целями.

7 размышлений Григория Распутина

Григорий Распутин сегодня больше бренд, чем человек. Для того, чтобы проникнуть через тернии торговой марки к человеческой сути святого чорта, окунемся в размышления старца.

7 Прощёных воскресений в русской литературе

Прощёное воскресенье – удивительный день: пограничный, двоякий, буйный и тихий, весёлый и пасмурный. Последний день разудалой, широкой Масленицы – это уже приготовление к самому строгому, самому долгому Великому Посту.

7 пропавших реликвий России

Исчезновения великих реликвий России окутаны тайнами. Порой кажется, что нечто сверхъестественное намерено запутывает следы, ведущие к разгадке… Считается, что библиотеку Ивана Грозного привезла в Россию Софья Палеолог.

7 проникновенных полотен Исаака Левитана

Русский пейзажист Исаак Левитан не гнался за эффектными видами и яркими красками, он видел откровение в простом, в ясном. Левитановский пейзаж - это особый настрой, чистый и проникновенный.

7 продуктов, которые русские никак не могли принять

7 продуктов, которые русские никак не могли принять За употребление некоторых продуктов можно было поплатиться жизнью, а что-то из привычной сегодня еды долгое время считалось бесовским и ядовитым.

7 причин, по которым не стоит доверять истории Карамзина

7 причин, по которым не стоит доверять истории Карамзина В самом начале своего правления император Александр I назначил Николая Карамзина своим официальным историографом.

7 причин, по которым запомнилось правление Годунова

7 причин, по которым запомнилось правление Годунова Бориса Годунова можно отнести к главным неудачникам русской истории. Став первым выбранным царём, он парадоксальным образом стал, к тому же, и самым нелюбимым монархом у своего народа.

7 причин не уезжать из России

Этот материал адресован людям, которых регулярно посещает импульс Пора валить. Дорогие граждане, рано садиться на чемоданы. В России всё будет хорошо! Многие православные старцы, как русские, так и афонские, предсказывали великое будущее России в конце времен.

7 природных загадок Урала

Урал – природная граница между Европой и Азией. Эти земли хранят множество тайн, разгадать которые уже несколько веков пытаются как учёные, так и исследователи-любители.

7 примет русских охотников

Отправляясь на охоту, непременно посмотрите на женскую ножку. Правда, этой приметы придерживаются больше современные охотники. Интересно, а какие суеверия мешали спокойной жизни наших предков? Накануне охоты следовало не только вычистить оружие, помыть лошадь и собак, но и самому побывать в бане, чисто побриться и надеть свежую рубаху.

7 признаков, по которым на Руси отличали девицу от мужней жены

7 признаков, по которым на Руси отличали девицу от мужней жены Как можно было легко и быстро понять статус незнакомой девушки во времена, когда общение противоположных полов было строго регламентировано.

Рейтинг@Mail.ru