Не пропусти
Главная » Говорит история » 7 великих русских иконописцев

7 великих русских иконописцев

7 великих русских иконописцев

Считается, что рукой иконописца движет Бог. Мы расскажем вам о семи мастерах, творчество которых перевело русское иконописание в разряд величайших достижений как национальной, так и мировой культуры.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Донская икона Божией Матери кисти Феофана Грека. Один из величайших иконописцев своего времени, Феофан Грек родился в Византии в 1340 году и в течении долгих лет оттачивал свой уникальный экспрессивный стиль, расписывая храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы. Однако ни одна из фресок того периода не сохранилась до наших дней, и всемирную славу мастера составили росписи, сделанные на Руси.

Приехал в Новгород (в 1370 году) он уже состоявшимся иконописцем. Первой работой Феофана в Новгороде стала роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице — единственный сохранившийся монументальный труд Феофана Грека. Время пощадило фрески со знаменитым погрудным изображением Спаса Вседержителя с Евангелием, с фигурами Адама, Авеля, Ноя, Сифа и Мелхиседека, а также образы пророков Илии и Иоанна.

Спустя двенадцать лет Феофан Грек переезжает в Москву, где руководит работой мастеров по росписи храмов Московского Кремля. Не все знают: оригинальные фрески Феофана Грека и его учеников не сохранились, но отдельные фрагменты их композиции вновь и вновь воспроизводились на стенах Кремлевских соборов. Особого упоминания заслуживает тот факт, что Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком расписывали также старец Прохор с Городца и Андрей Рублев.

Помимо иконописания Феофан Грек создавал миниатюры для книг и оформлял Евангелия — к примеру, перу великого византийского мастера принадлежат орнаментальные украшения знаменитого Евангелия московского боярина Федора Кошки.

Интересный факт: Феофану Греку приписывается авторство икон из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Это первый в России иконостас с фигурами святых, изображенными в полный рост. Также именно кисти Грека принадлежат хранящиеся в Третьяковской Галлерее Донская икона Божией Матери и икона Преображения Иисуса Христа на гор е Фавор.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Икона Троица кисти Андрея Рублева. Андрея Рублева можно назвать самым знаменитым и — в случае, если такое определение возможно в разговоре о причисленном к лику святых монахе-художнике — популярным русским иконописцем, творчество которого на протяжении сотен лет является символом подлинного величия русского искусства и абсолютной преданности выбранному жизненному пути.

До сих пор неизвестно ни место рождения Рублева, ни даже имя, данное ему при рождении — Андреем он был наречен уже при постриге в монашество — однако, скудность фактических сведений о мастере в определенном смысле даже добавляет его образу выразительности и яркости.

Самой ранней из известных работ Рублева считается совместная с Феофаном Греком и Прохором с Городца роспись Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году. После окончания этой работы Рублев расписывал Успенский собор в Звенигороде, и позже, совместно с Даниилом Черным, — Успенский собор во Владимире.

Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века — одна из самых многогранных икон, когда-либо созданных русскими иконописцами, в основе которой лежит сюжет о явленнии праведнику Аврааму Бога в виде трех юношей-ангелов.

Интересный факт: повествуя о росписи Благовещенского собора Московского кремля, Троицкая летопись упоминает имя чернеца Рублева последним в ряду Феофан Грек-Прохор с Городца-Рублев, что, согласно летописной традиции, означает, что именно он был младшим в артели. Вместе с этим сам факт совместной работы с Феофаном Греком дает понять, что к тому моменту Рублев был уже состоявшимся мастером.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Фреска Лоно Авраамово кисти Даниила Черного. Множество книг и статей о русском иконописании также зачастую вспоминают о монахе Данииле только в контексте его совместной работы с автором великой Троицы, однако, на деле его заслуги перед русской культурой этим отнюдь не исчерпываются.

Даниил Черный был не только старшим товарищем и наставником Рублева (cогласно знаменитой Духовной грамоте Иосифа Волоцкого), но и абсолютно самодостаточным и опытным художником, отличавшимся от многих своих современников не только поистине уникальным даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и характером рисунка.

Среди авторских работ Даниила Черного встречаются как фрески, так и иконы, наиболее известными из которых являются Лоно Авраамово и Иоанн Предтеча (Успенский собор Владимира), а также Богоматерь и Апостол Павел (Троице-Сергиева Лавра)

Интересный факт: совместные работы Даниила Черного с Андреем Рублевым поставили перед историками непростую проблему разделения их произведений, интересное решение которой предложил художник-искусствовед Игорь Грабарь. Иконами и фресками авторства Даниила Черного нужно признать те, в чертах которых просматриваются приметы предшествующей школы письма XIV века. Безукоризненная логика такого решения такова: в сравнении с Рублевым Даниила Черного можно считать художником старшего поколения, следовательно и все приметы старого иконописания — дело его рук.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Икона Сошествие во ад кисти Дионисия. Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его своего рода продолжателем традиций Андрея Рублева, занимающим свое почетное место в ряду величайших русских иконописцев.

Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. Каменные блоки с фресками Дионисия и Митрофана оказались использованы в его фундаменте, где и были успешно обнаружены много лет спустя. Сегодня эти фрески хранятся в московском музее древнерусской культуры и искусства и Боровском филиале Калужского краеведческого музея.

В 1479 году Дионисий написал иконостас для деревянной церкви Успения в Иосифо-Волоколамском монастыре, а еще через 3 года — образ Богоматери Одигитрии на обгоревшей греческой иконе из разрушенного в 1929 году Вознесенского монастыря в Московском Кремле.

Отдельного упоминания заслуживает работа Дионисия на севере России: около 1481 года им были написаны иконы для Спасо-каменного и Павлово-Обнорского монастырей под Вологдой, а в 1502 году — совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием — фрески для Ферапонтова монастыря на Белоозере.

Интересный факт: о манере письма Дионисия можно судить по великолепно сохранившимся фресками того самого Ферапонтова монастыря на Белоозере. Эти фрески никогда не переписывались и не подвергались серьезной реставрации, оставаясь таким образом максимально близкими к своему оригинальному виду и цветовой гамме.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Икона Мученики Кирик и Иулитта кисти Гурия Никитина ) Фрески костромского художника-иконописца Гурия Никитина — не только пример великолепия и символичности русской иконописи, но по-настоящему уникальное для его времени сочетание декоративизма и монументальности в рамках одного произведения. Дело в том, что именно на период творческой зрелости Никитина — а это приблизительно 60-е годы XVII столетия — приходится подъем русского монументально-декоративного искусства — и эти тенденции не обходят стороной молодого мастера.

В непростом для русской церкви 1666 году Гурий Никитин принимает участие в возобновленных работах по росписи Архангельского собора Московского Кремля — кисти Никитина принадлежат изображения воинов-мучеников на столбах, а также отдельные части монументальной композиции Страшный суд. Спустя 2 года Никитин пишет 4 иконы для московской церкви Григория Неокессарийского.

Однако, пожалуй, главным профессиональным достижением Гурия Никитина стала стенопись в ярославской церкви Ильи Пророка и костромском Ипатьевском монастыре. В эти годы он уже руководил группой иконописцев, выполняя при этом самую сложную часть работы — он в одиночку вычерчивал контуры всех фресок, которые потом дорисовывали ученики.

Интересный факт: если верить Дозорной книге 1664 года, выясняется, что Никитин — не фамилия, а отчество знаменитого иконописца. Полное имя мастера — Гурий Никитин (Ни китович) Кинешемцев.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Икона Богородицы Умиление кисти Симона Ушакова. Фаворит царя Алексея Михайловича, любимый и единственный иконописец первых лиц государства, непревзойденный мастер рисунка и цвета, Симон Ушаков в определенном смысле обозначил своим творчеством начало процесса обмирщения церковного искусства. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон, ознаменовав начало нового, ушаковского периода русской иконописи.

Многие исследователи сходятся на том, что Ушакову не было равных в писании ликов — и именно по тому, как он писал их проще всего отследить, какие изменения — логичным образом совпавшие с церковной реформой патриарха Никона — произошли с русской иконописью. У Ушакова традиционный для русской иконописи лик Спасителя приобрел новые, неведомые ему дотоле черты. Новгородский Спас был грозным Богом, новый Спас бесконечно ласковее: он Богочеловек. Это очеловеченье Божества, приближение его к нам внесло теплоту в суровый облик древнего Христа, но в то же время лишило его монументальности.

Еще одной важнейшей исторической особенностью творчества Ушакова становится тот факт, что в отличие от иконописцев прошлого, Ушаков подписывает свои иконы. На первый взгляд ничтожная деталь в сущности обозначает серьезнейший перелом в общественном сознании того времени — если раньше считалось, что рукой иконописца водит сам Господь — и хотя бы поэтому мастер не имеет морального права подписывать свою работу — то теперь ситуация меняется на полностью противоположную и даже религиозное искусство приобретает светские черт ы.

Интересный факт: Симон Ушаков активно занимался преподаванием иконописи. Среди прочих учился у него и Гурий Никитин.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Икона Илья Пророк в пустыне кисти Федора Зубова. Исследователи русской иконописи сходятся на том, что главнейшей заслугой Федора Зубова стало стремление вернуть изображаемым ликам святых духовную значительность и непорочность. Иначе говоря, Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций.

Как и Симон Ушаков, Зубов работал при царском дворе и был одним из пяти жалованных иконописцев. Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых.

Интересный факт: жалованным иконописцем царского двора, то есть, мастером, ежемесячно получающим жалованье и через это — определенную уверенность в завтрашнем дне, Федор Зубов стал по принципу не было бы счастья, да несчастье помогло. Дело в том, что в начале 1660-х годов семья Зубова осталась практически без средств к существованию, и иконописец был вынужден написать челобитную царю.

О admin

x

Check Also

В ожидании праздника

Весна все ближе и ближе, а значит, не за горами и любимый русский праздник — Масленица. Издревле зиму принято провожать с размахом. Яркие, увлекательные гуляния, сродни настоящему карнавалу — вот удел русского человека.

В неге на Онеге

Родину можно познавать с помощью всех органов чувств, но самый краткий путь к обретению любви в сердце - это осязание. Студеная вода карельского озера, жалящий снег за шиворотом, плотный, горячий воздух в пригородной уральской электричке, мертвое, влажное безразличие приливающей к сапогу земли – через такие тактильные ощущения, мы идем к осознанию собственной избранности, избранности Россией.

В негасимом пламени неопалимой веры

Сегодня - День почитания иконы Неопалимая Купина. Название образа обращает нас к истории Ветхого Завета. О чем же повествует икона и кого славит сегодня Русская Православная Церковь? Икона Неопалимая Купина своим названием, действительно, ярко свидетельствует о Божьем чуде, произошедшем на глазах у ветхозаветного пророка Моисея.

В кого был влюблён Кощей Бессмертный

Кощей – главный злодей русских сказок. И уже только поэтому мы должны опасаться этого персонажа. Отсутствие страха к Бессмертному может означать, что вы уже давно прописались в его Кощеевом царстве.

В кого был влюблён Гоголь

Отец писателя, Василий Афанасьевич, тоже обладал способностями к литературному труду, писал небольшие пьески для домашнего театра и был превосходным рассказчиком. Именно он внушил сыну любовь к литературе и театру.

В какую версию происхождения русских верили наши предки?

В какую версию происхождения русских верили наши предки? В XVII-XVIII веках в России очень популярна была книга под названием Сказание о Словене и Русе и городе Словенске.

В какую версию происхождения верили наши предки?

В XVII-XVIII веках в России очень популярна была книга под названием Сказание о Словене и Русе и городе Словенске. Можно сказать, что для образованной публики того времени этот текст был примерно тем же, чем для наших современников является История государства Российского Карамзина.

В каком доме должен жить настоящий казак

О казаках мы знаем многое. О их заслугах перед Отечеством или героизме на полях сражений. Но практически ничего неизвестно об обыденной жизни простого казака, как и где он жил? Курень - жилище донских казаков, совсем не похожее на русскую избу или украинскую хату.

В каком возрасте вступали в брак на Северном Кавказе

В каком возрасте вступали в брак на Северном Кавказе Северный Кавказ знаменит своими брачными традициями: шумные свадебные гуляния, калым, похищение невесты. И на фоне всего этого - юные молодожены, которым только-только исполнилось по 16 лет.

В каком веке на Руси появились кошки

Сегодня в это трудно поверить, но до X века домашних кошек на Руси практически не было. Историки предполагают, что этих первых пушистых зверьков в Россию завезли мореплаватели.

В какой части России носят самые длинные бороды

Борода – не просто вторичный половой признак представителей сильного пола, это некий символ, мужская гордость и элемент фетиша. Мода на бороды приходит и уходит, но определенная категория мужчин никогда не изменяет своей привычке любовно отращивать бороду.

В какой период на Руси жили богато

Наша страна переживала разные периоды. Войны, кризисы, неурожаи значительно снижали уровень жизни людей. Впрочем, быть сытым, одетым и способным немного сэкономить для многих из нас - уже достаток.

В какой период западные украинцы любили русских

Западные украинские регионы считаются колыбелью украинской государственности. Именно здесь возникла Западно-Украинская народная республика, здесь существовала Карпатская Украина, выступившая Пьемонтом при объединении малороссийских и не только земель в украинское государство.

В какого языческого бога верили скоморохи

Когда современный человек слышит слово Троян, то можно не сомневаться: скорее всего, он подумает, что речь идет о вредоносной программе, проникающей в компьютер без ведома владельца.

В какого царя верили русские

Имя социолога и историка Мануэля Саркисянца едва ли что-то скажет русскому читателю. В1955 году в самом начале холодной войны Саркисянц написал удивительный труд Россия и мессианизм Востока.

В какого царя верили на Руси

Имя социолога и историка Мануэля Саркисянца едва ли что-то скажет русскому читателю. В1955 году в самом начале холодной войны Саркисян написал удивительный труд Россия и мессианизм Востока.

В каких условиях мусульмане могут заключить временный брак

В каких условиях мусульмане могут заключить временный брак В период становления ислама наряду с традиционным обрядом бракосочетания существовало такое явление как временный брак – никах –мута, заключаемый по общей договоренности между мужчиной и женщиной строго на определённый срок.

В каких странах Европы исторически не любят русских

В каких странах Европы исторически не любят русских Судьбы целых народов иногда складываются так, что их представители испытывают друг к другу неприязнь, основанную отнюдь не на личном опыте, а на сказках, легендах, старинных песнях, укоренных традициях, поговорках, то есть, на всем том, что именуется исторической памятью.

В каких случаях чуваши устраивали самосуд

На рубеже XIX-XX веков для чувашских крестьян самосуд был одной из основных форм общинного суда и наказания за противоправные действия. Характерному для первобытного строя единству возмездия и наказания присущи, например, такие определения, как самоуправство и расправа, окрашенные в различные эмоционально-смысловые оттенки.

В каких случаях священников могут запретить в служении

В каких случаях священников могут запретить в служении Запрет в служении – один из видов прещения (покарания) для священнослужителей православной церкви, суть которого заключается во временном отстранении клириков от проведения таинств и служб.

В каких случаях священника могут запретить в служении

В каких случаях священника могут запретить в служении Запрет в служении – один из видов прещения (покарания) для священнослужителей православной церкви, суть которого заключается во временном отстранении клириков от проведения таинств и служб.

В каких случаях священник может отказать в благословении

В каких случаях священник может отказать в благословении Просить благословения у священника – это благочестивый христианский обычай, одна из древних церковных традиций.

В каких случаях русским послам приходилось пить из человеческого черепа

В каких случаях русским послам приходилось пить из человеческого черепа Есть крылатая фраза из известного фильма: Восток – дело тонкое, это утверждение в полной мере относится и к Сибири.

В каких случаях русские обнимались

Объятия были распространены на Руси, но и этот вид приветствия имел разновидности. Один из интереснейших примеров - мужское объятие сердцем к сердцу, показывающее, на первый взгляд, полное доверие мужчин друг к другу, но в действительности свидетельствующее об обратном.

Рейтинг@Mail.ru