Не пропусти
Главная » Говорит история » 7 великих русских иконописцев

7 великих русских иконописцев

7 великих русских иконописцев

Считается, что рукой иконописца движет Бог. Мы расскажем вам о семи мастерах, творчество которых перевело русское иконописание в разряд величайших достижений как национальной, так и мировой культуры.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Донская икона Божией Матери кисти Феофана Грека. Один из величайших иконописцев своего времени, Феофан Грек родился в Византии в 1340 году и в течении долгих лет оттачивал свой уникальный экспрессивный стиль, расписывая храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы. Однако ни одна из фресок того периода не сохранилась до наших дней, и всемирную славу мастера составили росписи, сделанные на Руси.

Приехал в Новгород (в 1370 году) он уже состоявшимся иконописцем. Первой работой Феофана в Новгороде стала роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице — единственный сохранившийся монументальный труд Феофана Грека. Время пощадило фрески со знаменитым погрудным изображением Спаса Вседержителя с Евангелием, с фигурами Адама, Авеля, Ноя, Сифа и Мелхиседека, а также образы пророков Илии и Иоанна.

Спустя двенадцать лет Феофан Грек переезжает в Москву, где руководит работой мастеров по росписи храмов Московского Кремля. Не все знают: оригинальные фрески Феофана Грека и его учеников не сохранились, но отдельные фрагменты их композиции вновь и вновь воспроизводились на стенах Кремлевских соборов. Особого упоминания заслуживает тот факт, что Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком расписывали также старец Прохор с Городца и Андрей Рублев.

Помимо иконописания Феофан Грек создавал миниатюры для книг и оформлял Евангелия — к примеру, перу великого византийского мастера принадлежат орнаментальные украшения знаменитого Евангелия московского боярина Федора Кошки.

Интересный факт: Феофану Греку приписывается авторство икон из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Это первый в России иконостас с фигурами святых, изображенными в полный рост. Также именно кисти Грека принадлежат хранящиеся в Третьяковской Галлерее Донская икона Божией Матери и икона Преображения Иисуса Христа на гор е Фавор.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Икона Троица кисти Андрея Рублева. Андрея Рублева можно назвать самым знаменитым и — в случае, если такое определение возможно в разговоре о причисленном к лику святых монахе-художнике — популярным русским иконописцем, творчество которого на протяжении сотен лет является символом подлинного величия русского искусства и абсолютной преданности выбранному жизненному пути.

До сих пор неизвестно ни место рождения Рублева, ни даже имя, данное ему при рождении — Андреем он был наречен уже при постриге в монашество — однако, скудность фактических сведений о мастере в определенном смысле даже добавляет его образу выразительности и яркости.

Самой ранней из известных работ Рублева считается совместная с Феофаном Греком и Прохором с Городца роспись Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году. После окончания этой работы Рублев расписывал Успенский собор в Звенигороде, и позже, совместно с Даниилом Черным, — Успенский собор во Владимире.

Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века — одна из самых многогранных икон, когда-либо созданных русскими иконописцами, в основе которой лежит сюжет о явленнии праведнику Аврааму Бога в виде трех юношей-ангелов.

Интересный факт: повествуя о росписи Благовещенского собора Московского кремля, Троицкая летопись упоминает имя чернеца Рублева последним в ряду Феофан Грек-Прохор с Городца-Рублев, что, согласно летописной традиции, означает, что именно он был младшим в артели. Вместе с этим сам факт совместной работы с Феофаном Греком дает понять, что к тому моменту Рублев был уже состоявшимся мастером.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Фреска Лоно Авраамово кисти Даниила Черного. Множество книг и статей о русском иконописании также зачастую вспоминают о монахе Данииле только в контексте его совместной работы с автором великой Троицы, однако, на деле его заслуги перед русской культурой этим отнюдь не исчерпываются.

Даниил Черный был не только старшим товарищем и наставником Рублева (cогласно знаменитой Духовной грамоте Иосифа Волоцкого), но и абсолютно самодостаточным и опытным художником, отличавшимся от многих своих современников не только поистине уникальным даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и характером рисунка.

Среди авторских работ Даниила Черного встречаются как фрески, так и иконы, наиболее известными из которых являются Лоно Авраамово и Иоанн Предтеча (Успенский собор Владимира), а также Богоматерь и Апостол Павел (Троице-Сергиева Лавра)

Интересный факт: совместные работы Даниила Черного с Андреем Рублевым поставили перед историками непростую проблему разделения их произведений, интересное решение которой предложил художник-искусствовед Игорь Грабарь. Иконами и фресками авторства Даниила Черного нужно признать те, в чертах которых просматриваются приметы предшествующей школы письма XIV века. Безукоризненная логика такого решения такова: в сравнении с Рублевым Даниила Черного можно считать художником старшего поколения, следовательно и все приметы старого иконописания — дело его рук.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Икона Сошествие во ад кисти Дионисия. Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его своего рода продолжателем традиций Андрея Рублева, занимающим свое почетное место в ряду величайших русских иконописцев.

Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. Каменные блоки с фресками Дионисия и Митрофана оказались использованы в его фундаменте, где и были успешно обнаружены много лет спустя. Сегодня эти фрески хранятся в московском музее древнерусской культуры и искусства и Боровском филиале Калужского краеведческого музея.

В 1479 году Дионисий написал иконостас для деревянной церкви Успения в Иосифо-Волоколамском монастыре, а еще через 3 года — образ Богоматери Одигитрии на обгоревшей греческой иконе из разрушенного в 1929 году Вознесенского монастыря в Московском Кремле.

Отдельного упоминания заслуживает работа Дионисия на севере России: около 1481 года им были написаны иконы для Спасо-каменного и Павлово-Обнорского монастырей под Вологдой, а в 1502 году — совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием — фрески для Ферапонтова монастыря на Белоозере.

Интересный факт: о манере письма Дионисия можно судить по великолепно сохранившимся фресками того самого Ферапонтова монастыря на Белоозере. Эти фрески никогда не переписывались и не подвергались серьезной реставрации, оставаясь таким образом максимально близкими к своему оригинальному виду и цветовой гамме.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Икона Мученики Кирик и Иулитта кисти Гурия Никитина ) Фрески костромского художника-иконописца Гурия Никитина — не только пример великолепия и символичности русской иконописи, но по-настоящему уникальное для его времени сочетание декоративизма и монументальности в рамках одного произведения. Дело в том, что именно на период творческой зрелости Никитина — а это приблизительно 60-е годы XVII столетия — приходится подъем русского монументально-декоративного искусства — и эти тенденции не обходят стороной молодого мастера.

В непростом для русской церкви 1666 году Гурий Никитин принимает участие в возобновленных работах по росписи Архангельского собора Московского Кремля — кисти Никитина принадлежат изображения воинов-мучеников на столбах, а также отдельные части монументальной композиции Страшный суд. Спустя 2 года Никитин пишет 4 иконы для московской церкви Григория Неокессарийского.

Однако, пожалуй, главным профессиональным достижением Гурия Никитина стала стенопись в ярославской церкви Ильи Пророка и костромском Ипатьевском монастыре. В эти годы он уже руководил группой иконописцев, выполняя при этом самую сложную часть работы — он в одиночку вычерчивал контуры всех фресок, которые потом дорисовывали ученики.

Интересный факт: если верить Дозорной книге 1664 года, выясняется, что Никитин — не фамилия, а отчество знаменитого иконописца. Полное имя мастера — Гурий Никитин (Ни китович) Кинешемцев.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Икона Богородицы Умиление кисти Симона Ушакова. Фаворит царя Алексея Михайловича, любимый и единственный иконописец первых лиц государства, непревзойденный мастер рисунка и цвета, Симон Ушаков в определенном смысле обозначил своим творчеством начало процесса обмирщения церковного искусства. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон, ознаменовав начало нового, ушаковского периода русской иконописи.

Многие исследователи сходятся на том, что Ушакову не было равных в писании ликов — и именно по тому, как он писал их проще всего отследить, какие изменения — логичным образом совпавшие с церковной реформой патриарха Никона — произошли с русской иконописью. У Ушакова традиционный для русской иконописи лик Спасителя приобрел новые, неведомые ему дотоле черты. Новгородский Спас был грозным Богом, новый Спас бесконечно ласковее: он Богочеловек. Это очеловеченье Божества, приближение его к нам внесло теплоту в суровый облик древнего Христа, но в то же время лишило его монументальности.

Еще одной важнейшей исторической особенностью творчества Ушакова становится тот факт, что в отличие от иконописцев прошлого, Ушаков подписывает свои иконы. На первый взгляд ничтожная деталь в сущности обозначает серьезнейший перелом в общественном сознании того времени — если раньше считалось, что рукой иконописца водит сам Господь — и хотя бы поэтому мастер не имеет морального права подписывать свою работу — то теперь ситуация меняется на полностью противоположную и даже религиозное искусство приобретает светские черт ы.

Интересный факт: Симон Ушаков активно занимался преподаванием иконописи. Среди прочих учился у него и Гурий Никитин.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Икона Илья Пророк в пустыне кисти Федора Зубова. Исследователи русской иконописи сходятся на том, что главнейшей заслугой Федора Зубова стало стремление вернуть изображаемым ликам святых духовную значительность и непорочность. Иначе говоря, Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций.

Как и Симон Ушаков, Зубов работал при царском дворе и был одним из пяти жалованных иконописцев. Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых.

Интересный факт: жалованным иконописцем царского двора, то есть, мастером, ежемесячно получающим жалованье и через это — определенную уверенность в завтрашнем дне, Федор Зубов стал по принципу не было бы счастья, да несчастье помогло. Дело в том, что в начале 1660-х годов семья Зубова осталась практически без средств к существованию, и иконописец был вынужден написать челобитную царю.

О admin

x

Check Also

Из-за чего на Руси женщины дрались

Женская драка - явление необычное, потому как представительницы прекрасного пола редко склонны к проявлению агрессии. Тем не менее, бывают случаи, когда эмоции берут верх, и в ход пускаются кулаки.

Из-за чего Ломоносов сбежал из Германии

Не найдя подходящего для себя учебного заведения в России, Ломоносов отправился на четырехлетнюю государственную стажировку в Германию. Ему дали огромную стипендию, причем без особого контроля: Ломоносов первый раз в жизни видел такие деньги.

Из-за чего Ломоносов дрался с немцами

В Академии наук, которая к тому моменту существовала уже 16 лет, не было ни одного русского, только немцы. Требовались русские академики — для отчетности, так как Петр Академию наук создал, чтоб русских выучить.

Из-за чего крестьянки изменяли мужьям

Существовало немало причин, которые вынуждали крестьянок становиться срамными девками, при этом большинство исследователей единодушны – профессиональной проституции на селе не было.

Из-за чего католические священники худее православных

Из-за чего католические священники худее православных В русской культуре упрочился сатирический образ православного священника как толстого попа. На самом деле, среди нашего священства полных людей не больше, чем среди мирян, а нынешние молодые клирики стараются поддерживать форму.

Из-за чего Екатерина II запретила общие бани

Вплоть до конца XVIII столетия бани на Руси были общими, то есть мужчины и женщины парились в них вместе. Но впоследствии власти попытались искоренить этот обычай из обихода, а в банях появились мужские и женские отделения.

Из-за чего дрались русские женщины

Женской драка - явление необычное, потому как представительницы прекрасного пола редко склонны к проявлению агрессии. Тем не менее, бывают случаи, когда эмоции берут верх, и в ход пускаются кулаки.

Из-за чего ДПС лишили права составлять протокол на судей

Из-за чего ДПС лишили права составлять протокол на судей В начале февраля 2018 года новость о введении новых правовых привилегий для российских судей при общении с инспекторами ГИБДД всколыхнула общественность.

Из-за чего в православии не принято кремировать

Православная традиция погребения, когда тело человека укутывает саван, а само оно помещается в гроб и опускается в землю, восходит к иудейскому обряду, согласно которому предали земле тело Господа Иисуса Христа.

Избивали ли мальчиков для битья

Словосочетание мальчик для битья в русском языке закрепилось в переносном смысле, хотя имеет прямое лексическое значение. В Англии в XVI-XVII веках при королевском дворе существовала специальная должность – мальчик для битья, в обязанности которого входило получать телесные наказания за проступки принца.

Изба-читальня

То, что люди читают не то, что надо, не значит, что чего надо, нет. Такая вот наша максима. Мы выбрали несколько книг, где без рефлексии терпилы-интеллигента, описывается русская жизнь нашего времени.

Из чего самогон делать опаснее всего

Самогон варят в России уже более века, и за это время кустарным способом было изготовлено столько разных по вкусу и составу алкогольных напитков, что мастера и любители давно поняли, из чего получается самый опасный для здоровья самогон.

Из чего гнали самогон на Руси

Самогон известен на Руси с XV века. Этот спиртной напиток всегда гнали из тех продуктов, которые можно было найти под рукой. Его вкус, цвет и качество, конечно, зависели от того, что входило в состав браги и чем потом очищался дистиллят.

Из тварного в Предвечное

Засыпаем… Засыпаем вместе с солнцем. Засыпаем вместе с Богородицей. Засыпаем, чтобы проснуться среди ангелов. В Царствии Небесном. В Вечной жизни. Сколько прошло времени? После Страстей Христовых… После Его Воскресения, после Его Вознесения? Два десятка лет, три десятка лет.

Из какого рода происходил Меншикова

Происхождение всегда играло значимую роль особенно для людей, устоявшихся в обществе, вошедших в его высшие слои. Многие стремились его приукрасить, а многие наоборот скрыть и продемонстрировать свою простоту.

Из каких городов на Русь пришли все ереси

В ранней истории русского христианства Новгород и Псков занимают особую роль. Во-первых, именно на этих территориях имела место вотчина княгини Ольги, которая начала крещение Руси до Крещения Князя Владимира.

Ижма

Ижма прославилась 7 сентября 2010 года, когда самолёт с отказавшими двигателями приземлился в её давно закрытом аэропорту. Это было чудо – но не случайность: все эти годы бывший смотритель аэропорта Сергей Сотников поддерживал полосу в рабочем состоянии, чем и спас в итоге несколько десятков жизней.

Иеросхимонах Всея Руси

Сегодня день памяти преподобного Амвросия Оптинского - великого русского подвижника Православной Веры. Он не был епископом, архимандритом, не был даже игуменом, он был простым иеромонахом.

Идем на Голгофу!

Спаситель сказал: Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. (Мф. 10, 38). Значит - идем на Голгофу. Будет неприятно. Будет больно. Мучительно больно.

Идеальный князь: каким его видели русские

Хвалить и порицать начальника всегда было в крови у русских людей. Не избежали этой участи и начальники домонгольской Руси. Главным качеством для русского князя была щедрость к своим людям и, прежде всего, к своей дружине.

Идеал женской красоты на Руси: каким он был

Идеалом красоты на Руси многие века была полнотелая и широкобедрая женщина, пышущая здоровьем. Русские мужики совсем не жаловали худышек. Худоба была символом либо нищеты, либо болезни.

Ида-Вирумаа — русский тамбур Евросоюза

По дороге из Петербурга в Таллин Эстония начинается постепенно, и будь граница условной, как между Россией и Беларусью – не так-то просто было бы понять, где же она проходит.

Игры, в которые играли русские монархи

Мир ребенка вспоминается нам, взрослым, причудливым и волшебным. Но именно наши воображаемые детские игры во многом определили то, кем мы стали сейчас. Тем интересней заглянуть в императорские дворцы с их детскими, где воспитывались будущие наследники престола.

Игрушки русских императоров (продолжение)

С самого детства наследнику престола прививалась любовь к своему Отечеству и чувство долга за судьбу страны. И даже невинные детские игры должны были подготовить будущего императора к его миссии служения России.

Рейтинг@Mail.ru