Не пропусти
Главная » Говорит история » В каких платьях императрицы венчались на царство

В каких платьях императрицы венчались на царство

В каких платьях императрицы венчались на царство

Обычай шить специальный наряд для венчания на царство императриц ввел Пётр Великий.

До начала XIX века парадное платье называли робой, но стереотипное представление о рабочей спецодежде из брезента точно не относится к роскошному наряду, в котором короновали на царство супругу Петра Алексеевича.

Это было малиновое платье, состоящее из жёсткого лифа на китовом усе, широкой юбки и шлейфа. Император не поддержал отечественных производителей, а отдал заказ немецким портным и вышивальщицам.

Каждая часть наряда была искусно расшита в технике вприкреп. На ткань наносились контуры черновыми нитями, и только потом по ним шили серебром. Вышивка была дополнена аппликациями в виде корон.

Внешний вид главного символа власти держался в строгом секрете, поэтому немецким вышивальщицам пришлось слегка пофантазировать. У мастериц перед изготовлением платья не было возможности снять мерки с будущей императрицы, и чтобы не совершить роковую ошибку, они прислали в Россию не готовый наряд, а его выкройку (с запасом).

Части платья пришлось сшивать русскими портнихам. У них было всего трое суток, а их спешка и волнение навсегда остались в русской истории в виде неаккуратной складки на обратной стороне юбки и уехавших карманов, которые полностью утратили функциональность.

Целомудренности платью с большим декольте и короткими рукавами придавали кружева, но оценить их прелесть, увы, невозможно. Вероятно, они были спороты и перешиты на другой наряд, ведь их стоимость была сопоставима с ценой нескольких подобных платьев.

Дополняли платье туфли, которые завязывались на лодыжках при помощи широкой ленты в тон платью, чтобы такая красота не осталась незамеченной, платье слегка укоротили.

Перед коронацией Анна Иоанновна приложила все усилия, чтобы всё прошло с величайшей помпой. Огромное внимание уделила она и собственному наряду, который был пошит приехавшим вместе с ней из Курляндии портным Шефлером. Правда, раскроил специально выписанный из Лиона узорный шёлк русский мастер Ловцов.

Анна Иоанновна предстала на церемонии в новомодном платье терракотового цвета с жёстким лифом, юбкой на китовых фижмах, ширина которых внизу доходила до 5 метров, и с треугольным шлейфом из позолоченной парчи уникальной конструкции. При помощи специальных шнурков его можно было драпировать различными способами, тем самым меняя внешний вид наряда.

Во время венчания на царство племянница Петра Первого сопровождал искусный золоченый веер. Он был изготовлен по специальному заказу немецкими мастерами из слоновой кости, украшен резьбой и инкрустирован черепашьим панцирем.

А вот дочь Петра Елизавета не только велела для собственной коронации сшить платье из русской парчи, но и запретила всем придворным дамам являться на церемонию в нарядах из иноземных тканей.

Наряд Елизаветы буквально ослеплял, ведь белый шелк был щедро усыпан золотым позументом и полностью заткан серебром.

Такую разновидность парчи русские портные на французский манер называли глазет. В угоду модным тенденциям XVIII века платье получило непомерно широкую юбку на фижмах (специальном внутреннем каркасе). В таком облачении императрице точно было неудобно, но она требовала и от остальных женщин соблюдать модные каноны.

По пышности юбки легко определялось придворное звание, но при этом дамы не могли с первой попытки забраться в карету, пройти в дверной проём или просто присесть на стул. Некоторые оснащали юбки специальными устройствами, позволяющими корректировать ширину подола при появлении царствующей законодательницы моды.

Коронационному платью Екатерины Великой повезло больше, чем наряду первой Екатерины. На нём сохранились тончайшие льняные кружева в области декольте и на рукавах. Впервые русские портные включили в конструкцию шниг – деталь, которая делала живот более плоским. Узкую талию Екатерины в 62 см подчеркивал корсаж на китовом усе и широкая юбка на фижмах.

Наряд был пошит из серебряной парчи с подкладкой из тафты, но главным акцентом дизайна стали триста двуглавых орлов, которых вышили золоченой нитью по всей поверхности ткани.

Наряд дополняли расшитые туфли из парчи на невысоких каблуках с оригинальными застежками внахлест.

Божественное платье в стиле ампир для Александры Федоровны

Супруге Николая Первого не пришлось мучиться с фижмами, которые ко времени её коронации благополучно вышли из моды. Платье было пошито по типу русского сарафана: без жёсткого корсета и лишь слегка расширялось книзу. Для поддержания формы юбки в виде колокола и её утяжеления вниз вставили специальный обруч.

Низ платья русские мастерицы расшили стеклярусом, чтобы придать ему больше торжественности. Дополнял наряд с пышными рукавами-фонариками обязательный аксессуар – длинные перчатки.

Русский сарафан с рукавами для Марии Александровны

Коронационное платье супруги Александра II впервые было пошито с длинными рукавами. Их покрой было решено позаимствовать у ферезеи – верхней праздничной одежды на Руси конца XVII века. Общий дизайн платья и аксессуар в виде кокошника стали наглядной демонстрацией попыток возродить русский стиль в придворной моде.

Передняя планка, которая придавала платью ещё больше сходства с русским сарафаном не сохранилась. Вероятно, потому, что она была обильно украшена бриллиантами и алмазами.

Наряд для венчания на царство дополняла мантия из золотого требликатного глазета, которую изготовил фабрикант Лихачёв. Для нанесения на императорскую мантию золотых и чёрных шёлковых гербов он пригласил в Петербург 30 первоклассных золотошвеек из Торжка.

Несмотря на то, что будущей императрице и её супругу Николаю II были представлены несколько эскизов от именитых модельеров, они выбрали модель, нарисованную фрейлиной Ермоловой. За удачный эскиз впервые попробовавшая себя в роли модельера женщина получила 300 рублей.

Вдохновение для предложенной вышивки она почерпнула в мотивах росписи ризниц Новоспасского монастыря – родовой усыпальнице Романовых.

Серебряную парчу заказали у Сапожникова, при этом фабриканту поручили оперативно выткать облегчённый вариант, чтобы Александре Фёдоровне с больными ногами было не так тяжело во время церемонии.

Вышивали платье монахини московского Ивановского монастыря, моделированием и кроем занималась Ольга Бульбенкова – официальная портниха дома Романовых. При этом монахини, получавшие платье по частям, критиковали госпожу Ольгу за раскрой сикось-накось и нежелание учесть принципы вышивания.

Впрочем, всех сложностей, возникших в процессе работы над нарядом, его владелица не узнала. На церемонии она блистала в коронационном сарафане из парчи, который украшали серебряные нити и любимый жемчуг императрицы. Александра Федоровна была обута в парчовые туфли на среднем каблучке, украшенные впереди небольшим бантиком и цветочной вышивкой.

О admin

x

Check Also

Губернатор Чаронды

Вологодские документалисты завершают монтаж фильма о селе Чаронда – одном из сотен погибающих населенных пунктов России. Главный герой фильма – Алексей Першаков.

Грустина: загадочный русский город

В мировой истории есть много примеров городов, которые с течением времени пришли в упадок, пережили какие-то стихийные бедствия и были брошены их жителями. В русской истории были и такие населенные пункты, существование которых до сих пор остается под огромным вопросом.

Грумант будет русским

Открытый тысячу лет назад поморами остров Грумант – теперешний архипелаг Шпицберген – в последнее время становился одним из центров геополитики НАТО в Арктике, хотя и его правовое регулирование, и сама соль этой земли требует создания на нем международного научного центра.

Гром-камень: история валуна, который стал постаментом для — Медного всадника

Гром-камень: история валуна, который стал постаментом для "Медного всадника" Жил был валун…Жил тысячу лет. А может и миллион. В дремучем лесу на Ижорской земле. Жил в одиночестве, пока в 1768 году казенный крестьянин Семен Вешняков не наткнулся на это чудо-природы.

Гром-камень: валун, который стал постаментом для — Медного всадника

Гром-камень: валун, который стал постаментом для "Медного всадника" Жил был валун…Жил тысячу лет. А может и миллион. В дремучем лесу на Ижорской земле. Жил в одиночестве, пока в 1768 году казенный крестьянин Семен Вешняков не наткнулся на это чудо-природы.

Гром-камень

Жил был валун…Жил тысячу лет. А может и миллион. В дремучем лесу на Ижорской земле. Жил в одиночестве, пока в 1768 году казенный крестьянин Семен Вешняков не наткнулся на это чудо-природы.

Грозный против Курбского

Есть версия, что конец света будет сопровождаться смешением времен. Вероятно, на улице можно будет встретить и живого стрельца из XVII века, скомороха из XVI века и варяжского ратника из X века.

Грознее грозного

Больше всех над фигурой Дракулы работал Голливуд. Десяток знаменитых экранизаций и трансильванский монстр стал одним из самых узнаваемых злодеев массовой культуры, уступивший в популярности разве что монстру Франкенштейна.

Григорий Сковорода

Мир ловил меня, но поймать не смог - эти слова высечены на могильном камне одного из первых русских философов – Григория Саввича Сковороды. Прошло три столетия.

Григорий Котовский: лысый Робин Гуд

Одни называли его Гришкой-Котом, другие – Робином Гудом. Ещё при жизни Котовский стал легендой, его смерть только добавила вопросов. Котовский родился в 1881 году в дворянской семье.

Грибы в России — больше чем грибы

Грибы в России – больше чем грибы! Какой же русский не любит ходить по грибы?! И еще десяток аллюзий и прибауток… Итак, пошли грибы. Берем корзины, надеваем сапоги, запасаемся заветным словом.

Граф Чернышев: русский Джеймс Бонд

Его называли царем Парижа, он спас от пожара сестер Наполеона и был ему близким другом, но на деле служил России и добывал для Отечества ценные сведения. Русский Джеймс Бонд XIX века - граф Александр Чернышёв.

Граф Чернышев: история — русского Джеймса Бонда

Его называли царем Парижа, он спас от пожара сестер Наполеона и был ему близким другом, но на деле служил России и добывал для Отечества ценные сведения. Русский Джеймс Бонд XIX века - граф Александр Чернышёв.

Государево богомолье — в Тихвине

Город Тихвин входит в число исторических городов России. Здесь,в Тихвинском Богородицком монастыре, хранится особо почитаемая в России икона — чудотворная икона Тихвинской Божией Матери.

Гостомысл: существовал ли он на самом деле?

Имя Гостомысла, то ли князя, то ли старейшины ильменских словен, отца Умилы, легендарной матери легендарного Рюрика, звучит, как представляется современному сознанию, из самой глубины первоначальных времен древнерусской истории.

Гостеприимство: отдать последнюю рубаху

Гость – он же пришелец, чужак, он же посланник Бога или сам Бог, принявший человеческое обличие. Никогда не угадаешь с чем пришел гость, кем он окажется: добрым другом, который принесет хозяевам счастье, удачу, долю, или же заклятым врагом.

Господин Великий Новгород

Древний Новгород раскинулся на обоих берегах реки Волхов. На правом берегу находилась Софийская сторона, названная в честь белокаменного храма святой Софии, а, на левом – Торговая, получившая имя от торга - рыночной площади и торговых рядов.

Города-заводы, заводы-города

Знаете ли вы о том, куда ведёт главная улица Петербурга? Верно, к Адмиралтейству. Само слово Адмиралтейство вызывает ассоциации с военными картами и лоциями, по которым двигают фигурки кораблей, планируя поход, седоусые адмиралы… Но Адмиралтейства занимались не применением, а строительством военных флотов, а стало быть, петербургский тризубец сходится у проходной судозавода.

Город со святым именем

На экономической карте России развитие и достойный уровень жизни концентрируется в столице и в региональных центрах. Малые и средние города всё чаще попадают в разряд депрессивных.

Город Муром: загадка возникновения называния

Сочетание согласных м и р, где м лидирующая, в русской языковой стихии, не настраивает на благодушный лад. Мрак, мразь… . Даже разделение гласной не улучшает поведения согласной пары – мерзость, мрак, марево, мор, моргать, сумерки, смерть… И только мир, море и недавно введенный мрот несколько разжижают краски.

Город мастеров

Не так далеко от суетной Москвы притаилась деревня Огарково, в которой живет и процветает традиция народного зодчества и промыслов. Настоящий город мастеров. Где: клуб мастеров "Сень", деревня Огарково, Истринский район, Московская область.

Город Кимры

Город Кимры в Тверской области – это настоящая сказка в руинах. Город – триумф деревянного зодчества. Пожалуй, ни в одном российском провинциальном городке вы не найдёте такого архитектурного роскошества.

Город Городец

Что вы знаете о Городце? Может, кто-то и отыщет в закромах памяти словосочетание городецкая роспись и вспомнит затейливую городецкую лошадку, а, возможно, и нет. По крайней мере, в моем случае так и было.

Город бунтарства и свободы

Новочеркасск особо известен, как бывшая столица Донского казачества и город, в котором в 1962 году была расстреляна рабочая демонстрация. Между тем, его прошлое и настоящее имеет немало других интересных фактов.

Рейтинг@Mail.ru