Не пропусти
Главная » Исскуство для души » Анжелика Холина: балет без балета, Музыкальный класс

Анжелика Холина: балет без балета, Музыкальный класс

Анжелика Холина: балет без балета

Есть особая прелесть, когда приходится писать о молодом художнике, неважно кто это – певец, танцор, музыкант-исполнитель. Потому что устоявшихся взглядов на его творчество — нет, он ещё полон сил, и наконец, от молодого маэстро можно ждать очень многого.

Анжелика Холина: балет без балета, Музыкальный класс

В этом отношении очень интересно наблюдать за хореографом театра Вахтангова (г. Москва) – Анжеликой Холиной.

Её жизненная и творческая биография укладывается в жанр мини-описания:

— 1990г. – Вильнюс (Литва) – явление, пока ещё на свет;

— 1989г. — окончена Вильнюсская школа балета;

— с 1991г. начала ставить балеты, т.е. – это факт рождения молодого (21 год) хореографа;

— попутно закончила ГИТИС (РАТИ) в Москве в 1996г, создала в Литве – Театр танца Анжелики Холиной (A|CH) – 2000г., а с 2008г. сотрудничает с театром Вахтангова, где её называют режиссёром-хореографом;

— уже успела получить литовский орден «Рыцарский крест» в 2011г., но что гораздо важнее, её учеников (из Вильнюса) уже знают на международных балетных конкурсах, а имя Анжелики Холиной известно в европейских и американских балетных кругах.



Почему театру Вахтангова повезло с Анжеликой Холиной?

История этого театра, тесно связанного с музыкой, необычна, это смешение жанров от классической трагедии до озорного водевиля, это яркие актёры, незабываемые спектакли. Это бурлеск, смех, шутка, но и — глубина мысли и философское начало в то же время.

Сегодня театр – это богатая история и традиции, это режиссёр Римас Туминас. Кроме того, что он талантлив, он ещё и литовец. А это значит, что российским актёрам вольно или невольно «вливается/прививается» некая порция «иной крови». Как режиссёр Р.Туминас стал лауреатом государственной премии РФ и награжден орденом Дружбы народов. Это к вопросу о вкладе Туминаса в российскую культуру.

И вот режиссёр А. Холина попадает в эту среду, и как хореограф получает возможность работать с российскими актёрами. Но возможно, что и она вносит в работу какие-то национальные традиции, по-иному расставляет акценты.

В итоге – изумительная смесь, «коктейль» необычный по вкусу, что всегда было свойственно вахтанговскому театру. Вот и получается, что балетмейстер Анжелика Холина нашла свой театр, а театр получил талантливого режиссёра-хореографа.

Анжелика Холина: балет без балета, Музыкальный класс

О хореографии и исполнителях



В танцевальных спектаклях А.Холиной выступают исключительно драматические актёры, исключение — О.Лерман, у которой за плечами хореографическое училище.

Описывая эти хореографические «фантазии» в исполнении актёров надо сказать что:

— работа рук – очень выразительна (а драматические актеры это могут делать хорошо), на работу кисти руки (в соло и ансамблях) надо тоже обращать внимание;

— о разнообразии поз (и в динамике, и в статике), рисунке, «группировке» тела – заботится хореограф, это её работа;

— работа ног – тоже достаточно выразительна, но это не балет, это другое, но не менее интересная театральная форма;

— движение актеров на сцене – скорее обычные, а не привычно балетные па. Но они получают какое-то развитие и заострённость. В обычном драматическом спектакле – таких движений (по диапазону, размаху, выразительности) – нет, там они не нужны. Значит, отсутствие слова заменяется пластикой тела актера, но балетный танцор такой хореографический «набор» (иногда из-за простоты), скорее всего, выполнять (протанцовывать) — не стал бы. А актеры драмы делают с удовольствием;

— но конечно можно увидеть и рассмотреть и какие-то чисто балетные проявления (вращения, поддержки, шаги, прыжки)

Вот и получается, что на пути от драмы к балету возможны варианты спектаклей без слов, драматического балета и т.п., что Анжелика Холина успешно и талантливо делает.

Кстати, актер А. Нестеренко (вахтанговец) назвал эти представления «танцевальными спектаклями».



Сегодня в Вахтанговском театре идут 4 спектакля Анжелики Холиной: «Анна Каренина», «Берег женщин», «Отелло», «Мужчины и женщины». Жанр их определён как бессловесные (невербальные) спектакли, т.е. диалогов и монологов – нет, действие передается посредством движения и пластики. Естественно, что звучит музыка, но «танцуют» исключительно драматические актеры.

Видимо, поэтому представления и обозначены не как балеты, а иначе, например, как «хореографическая композиция» или «драма в танцах». В интернете можно найти достаточно масштабные ролики этих спектаклей, а «Берег женщин» — представлен почти полной версией.

В сети, есть и ролик «Кармен»:

это спектакль театра балета Анжелики Холиной (A|CH), но работают или точнее «танцуют» в нём – актеры театра Вахтангова.

Ролики «Кармен» и «Анна Каренина» определены как интервью на фоне спектакля, т.е. представлены наиболее яркие фрагменты и высказываются актёры и хореограф:

Так вот эта форма, когда актёры «танцуют», а потом – говорят, представляется очень удачной, потому что даёт возможность многое понять.

Что интересного сказала сама Анжелика Холина и её актеры:



— «спектакль должен быть достоин сцены…, должно быть большое сцепление энергии»;

— «самый главный критерий, когда артист хочет (работать/танцевать) и когда он – хороший человек»;

— «русские (актёры) чувствуют также, но только в 100 раз больше и глубже, и шире. Это мне подходит. Масштаб их души… русские артисты умеют выразить то, что я хочу»;

— «надо подать все движения и сделать так, чтобы они были ясными». Это скажет актёр Л.Бечевин, а значит, исполнители понимают, какой смысл и содержательность должно нести хореографическое начало, и зритель это может увидеть и понять;

— «их (актёров) не заставишь делать на сцене то, что они не понимают, а значит, каждый шаг должен быть оправдан». Это снова слова хореографа.

Анжелика Холина: балет без балета, Музыкальный класс

Роль музыки у А.Холиной – велика. Музыка многое договаривает, подчёркивает, выделяет и поэтому музыкальной материал, иначе как высокой классикой не назовёшь.

В «Кармен»- это Бизе-Щедрин, в «Анне Карениной» — ярко-театральный Шнитке. В «Отелло»- музыка ДжАдамса, а «Берег женщин» — песни Марлен Дитрих о любви на английском, немецком, французском и иврите.



«Мужчины и женщины» — использована музыка романтических классических балетов. Тема представления – Любовь и сценарии, по которым живут люди, а значит это попытка сказать о самых высоких чувствах средствами искусства иными, чем слово и, может быть, найти её иное понимание.

В «Отелло» сценическая наполненность достигается за счёт количества танцоров и масштабной символической конструкции в виде шара.

В последних спектаклях «Отелло» и «Берег…» — возрастает роль массовых сцен, словно хореограф входит во вкус.

И ещё маленький, но весьма показательный штрих: когда Анжелика Холина рассказывает о спектакле, актёрах, то невольно бросается в глаза её «прибалтийская» сдержанность. Но как же все это контрастирует с динамикой движения, страстями, эмоциями её спектаклей. Вот уж действительно – небо и земля!

Сегодня, когда звучат слова о современном балете, то речь может идти об очень разных представлениях. И многое зависит от режиссёра, создателя спектакля и актёров, с которыми он работает. А уж если маэстро-постановщик не обделён талантом, то мы просто сталкиваемся с новым явлением в театральном жанре, что ярко видно на примере хореографа Анжелики Холиной.

А самый последний совет: начните знакомство с Анжеликой Холиной с её спектакля «Кармен», а дальше – только удовольствие и наслаждение.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях), Музыкальный класс

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях) Монограмма – одно из таинственных явлений в музыкальном искусстве. Она представляет собой музыкальный шифр в виде буквенно-звукового комплекса, составленного на основе имени автора музыкального произведения или имён дорогих ему людей.

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке, Музыкальный класс

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке? Споры о возрасте, с которого можно начинать учиться музыке, ведутся давно, но по большому счету в этих спорах так и не родилась однозначная истина.

Что дети изучают в музыкальной школе, Музыкальный класс

Что дети изучают в музыкальной школе? Любому взрослому интересно узнать, чем занимаются дети на протяжении 5-7 лет в музыкальной школе, что изучают и каких результатов достигают.

Музыкальный лад, Музыкальный класс

Музыкальный лад Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей, Музыкальный класс

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей Занятия музыкой (в любой форме) помогают детям развивать не только слух и ритм, но и память, внимание, координацию, интеллект, усидчивость и многое другое.

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России, Музыкальный класс

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников.

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта, Музыкальный класс

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта В марте в городе Баден-Бадене нашли фортепиано, на котором, по предположению, играл В. А. Моцарт. Но хозяин инструмента даже не подозревал, что на нем некогда играл этот знаменитый композитор.

Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы, Музыкальный класс

Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы Знаете ли вы, что эпоху, подарившую нам Баха и Генделя, называли «причудливой»? Причём называли далеко не в положительном контексте.

Зарубежная музыка начала 20 века, Музыкальный класс

Зарубежная музыка начала 20 века Стремление композиторов максимально использовать все возможности хроматического звукоряда позволяют выделить отдельный период в истории академической зарубежной музыки, который обобщил достижения предыдущих веков и подготовил человеческое сознание к восприятию музыки вне 12 тоновой системы.

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы, Музыкальный класс

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы Уже в течение нескольких столетий военные духовые оркестры создают особый антураж на торжествах, церемониях государственной важности и многих других мероприятиях.

Старинный детский музыкальный фольклор: нечто интересное из жизни наших далёких предков, Музыкальный класс

Старинный детский музыкальный фольклор: нечто интересное из жизни наших далёких предков Для того чтобы понять происхождение и значение детского музыкального фольклора, нужно знать особенности славянского мировоззрения.

Какие бывают стихотворные размеры, Музыкальный класс

Какие бывают стихотворные размеры? В русской поэтике принята силлабо-тоническая система стихосложения, введенная с легкой руки Ломоносова и Тредиаковского. Если коротко: в тонической системе важно количество ударений в строке, а силлабика предполагает наличие рифмы.

Mузыкальная археология: самые интересные находки, Музыкальный класс

Mузыкальная археология: самые интересные находки Музыкальная археология – это одно из интереснейших направлений в археологии. Памятники искусства, исследование музыкальной культуры можно изучить, познакомившись с таким направлением как музыкальная археология.

Как выбрать синтезатор для домашнего обучения, Музыкальный класс

Как выбрать синтезатор для домашнего обучения? Учащиеся музыкальных школ не всегда имеют возможность приобрести полноценное фортепиано. Чтобы решить вопрос с домашними занятиями, преподаватели предлагают приобрести качественный синтезатор.

Искусство трубадуров: музыка и поэзия, Музыкальный класс

Искусство трубадуров: музыка и поэзия Слово «трубадур» с прованского языка переводится как «находить», «изобретать», ведь мелодии и песни – это своего рода находки и изобретения.

Самообразование учителя музыки, Музыкальный класс

Самообразование учителя музыки Самообразование учителя музыки, как и любого другого педагога, начинается ещё во время прохождения обучения. Оно включает в себя сразу несколько сторон развития его личности.

Рок-Академия «Москворечье» готовится отметить свой день рождения, Музыкальный класс

Рок-Академия «Москворечье» готовится отметить свой день рождения Одна из старинных музыкальных школ, предназначенных для обучения взрослых, – Рок-Академия «Москворечье» − готовится отметить свой день рождения! Лишь за последние несколько месяцев в ее стенах прошли обучение порядка трех сотен человек.

Учим ноты на гитаре, Музыкальный класс

Учим ноты на гитаре Для того, чтобы освоить любой музыкальный инструмент, первое, что нужно сделать это лично прощупать его диапазон, понять, что именно нужно сделать для того, чтобы извлечь ту или иную ноту.

Разновидности гитарного боя, Музыкальный класс

Виды боя на гитаре Когда гитару в руки берёт начинающий музыкант, то вряд ли стоит ожидать, что он сразу сможет сыграть нечто действительно красивое. Гитара, как и любой другой музыкальный инструмент, требует постоянной практики, тем более, если речь идёт о видах боя на гитаре.

Синезатор с микрофоном надолго займёт ребёнка, Музыкальный класс

Синезатор с микрофоном надолго займёт ребёнка Детям очень быстро надоедают новые игрушки. Никогда не знаешь, чем удивить ребёнка и привлечь его внимание. Уже с раннего возраста мальчики и девочки погружаются в компьютерные игры.

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому, Музыкальный класс

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому? Научить этому ребенка легче, чем взрослого. Во-первых, у него лучше развито воображение, во-вторых, сюжеты произведений для детей более конкретны.

Кроссворд на тему музыкальные инструменты, Музыкальный класс

Кроссворд на тему музыкальные инструменты Этот кроссворд «Музыкальные инструменты» специально создан как образец для тех, кому был задан кроссворд по музыке на эту или другую тему.

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах, Музыкальный класс

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах Невероятное эмоциональное воздействие, оказываемое музыкой, издревле заставляло задуматься о мистических источниках её происхождения.

Музыкальные инструменты для детей, Музыкальный класс

Музыкальные инструменты для детей Какой инструмент выбрать ребенку? С какого возраста можно обучать его игре? Как разобраться в разнообразии музыкальных инструментов для малышей? Постараемся ответить эти вопросы в данном материале.

Рейтинг@Mail.ru