Не пропусти
Главная » Исскуство для души » История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России, Музыкальный класс

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России, Музыкальный класс

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России, Музыкальный класс

История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников.

«Пойте Богу нашему, пойте» — говорится в псалме, и основанная самим Господом, существующая более двадцати веков, Церковь сохранила традицию песенного восхваления Творца. В житиях святых нередко читаем о том, как благочестивые старцы и отроки сподобились видения поющих Ангелов. Как гласит легенда, святой Игнатий, прозванный Богоносцем, передал услышанный образ пения церкви в Антиохии.

Дошедшая до нас Трисвятая песнь «Святый Боже, Святый Крепкий…» «родилась» в V веке н. э., как утверждает церковное предание, после землетрясения в Константинополе, когда некий отрок слышал ангельский хор. Невероятно глубокий смысл этой древней молитвы заключается в том, что земная и Небесная церкви соединяются во время богослужения, и Господь посылает своё благословление молящимся людям.



История церковного пения на Руси начинается в X столетии, когда князь Владимир пригласил в Киев греческое духовенство и духовных распевщиков. Они-то и «привезли» с собой так называемый знаменный распев. Процесс становления знаменного русского осмогласия, начавшийся в XII веке, завершился только к началу XVI столетия.

Стоит отметить так же, что именно на основе осмогласия создаются такие «ноу-хау» церковно-песенного искусства, как путевое, строчное и демественное пения. Именно в XVII веке происходит своеобразный расцвет русского знаменного пения, после чего, как, наверное, и в любом виде искусства, наблюдается довольно длительный застой, а затем и спад.

Польское влияние на русское церковное пение неоспоримо. Однако, отношения между католическими и православными христианами отнюдь не были тёплыми, и, вследствие борьбы с унией, православные киевские братства разработали принципиально новый тип пения, отличающийся от звучания католического органа.

Начиная со второй половины XVII столетия, происходит переход от знаменного распева к партесному. Патриарх Никон весьма активно способствовал распространению партесного пения, которое исполнялось под руководством белорусских и киевских регентов. Главным отличием пения приглашенных киевских «спиваков» было то, что их стиль казался гораздо более мягким и мелодичным, нежели у «московитов».

Записывались песнопения, опять же, по-киевски, то есть, с помощью нотации, ставшей классической – пятилинейной. Ноты, так называемое «киевское знамя», были квадратными, а вот крюковая нотация из церковного обихода постепенно уходила, и вскоре совсем сошла на нет. Официальным «днем рождения» партесного пения принято считать 1668 год, когда запрет многоголосного пения в русской церкви был, наконец, отменён.



Немаловажную роль в развитии этого пения на Руси сыграл видный музыкант Николай Павлович Дилецкий. На основе его теории русские церковные распевщики быстро постигли основы нового искусства.

В XVIII веке начался уже новый этап церковного песнопения, стиль которого сформировался под влиянием итальянских композиторов. Так, Джузеппе Сарти несколько «модернизировал» древнюю песнь-гимн Медиоланского епископа Амвросия «Тебе Бога хвалим». Под влиянием Сарти песнь приобрела не только пышность («премьера», состоявшаяся в 1789 году, сопровождалась выстрелами из пушек), но и итальянскую изящность.

Замечательными последователями итальянской школы были такие видные композиторы, как М.С. Березовский, А.Л. Ведель, создатель первого государственного гимна «Коль славен наш Господь в Сионе» Д.С. Бортнянский и С.А. Дегтярёв.

Да, история церковного песнопения показывает то, что «дуновению времён» оказалась подвластна и церковь, и только после вмешательства императора Павла I из церковного «репертуара» были исключены облегчённые «мирские» композиции.

Но традиция духовного концерта жива и ныне. По окончании Литургии хор часто исполняет современный псалом «Слава Богу за всё», в котором некий «мудрый и опытный старец» ласково учит, что все мы находимся под присмотром у Бога, и следует доверить Ему свою жизнь. Потому как Он попускает наши скорби и страдания исключительно для нашего же спасения.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях), Музыкальный класс

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях) Монограмма – одно из таинственных явлений в музыкальном искусстве. Она представляет собой музыкальный шифр в виде буквенно-звукового комплекса, составленного на основе имени автора музыкального произведения или имён дорогих ему людей.

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке, Музыкальный класс

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке? Споры о возрасте, с которого можно начинать учиться музыке, ведутся давно, но по большому счету в этих спорах так и не родилась однозначная истина.

Что дети изучают в музыкальной школе, Музыкальный класс

Что дети изучают в музыкальной школе? Любому взрослому интересно узнать, чем занимаются дети на протяжении 5-7 лет в музыкальной школе, что изучают и каких результатов достигают.

Музыкальный лад, Музыкальный класс

Музыкальный лад Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей, Музыкальный класс

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей Занятия музыкой (в любой форме) помогают детям развивать не только слух и ритм, но и память, внимание, координацию, интеллект, усидчивость и многое другое.

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта, Музыкальный класс

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта В марте в городе Баден-Бадене нашли фортепиано, на котором, по предположению, играл В. А. Моцарт. Но хозяин инструмента даже не подозревал, что на нем некогда играл этот знаменитый композитор.

Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы, Музыкальный класс

Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы Знаете ли вы, что эпоху, подарившую нам Баха и Генделя, называли «причудливой»? Причём называли далеко не в положительном контексте.

Зарубежная музыка начала 20 века, Музыкальный класс

Зарубежная музыка начала 20 века Стремление композиторов максимально использовать все возможности хроматического звукоряда позволяют выделить отдельный период в истории академической зарубежной музыки, который обобщил достижения предыдущих веков и подготовил человеческое сознание к восприятию музыки вне 12 тоновой системы.

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы, Музыкальный класс

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы Уже в течение нескольких столетий военные духовые оркестры создают особый антураж на торжествах, церемониях государственной важности и многих других мероприятиях.

Старинный детский музыкальный фольклор: нечто интересное из жизни наших далёких предков, Музыкальный класс

Старинный детский музыкальный фольклор: нечто интересное из жизни наших далёких предков Для того чтобы понять происхождение и значение детского музыкального фольклора, нужно знать особенности славянского мировоззрения.

Какие бывают стихотворные размеры, Музыкальный класс

Какие бывают стихотворные размеры? В русской поэтике принята силлабо-тоническая система стихосложения, введенная с легкой руки Ломоносова и Тредиаковского. Если коротко: в тонической системе важно количество ударений в строке, а силлабика предполагает наличие рифмы.

Mузыкальная археология: самые интересные находки, Музыкальный класс

Mузыкальная археология: самые интересные находки Музыкальная археология – это одно из интереснейших направлений в археологии. Памятники искусства, исследование музыкальной культуры можно изучить, познакомившись с таким направлением как музыкальная археология.

Как выбрать синтезатор для домашнего обучения, Музыкальный класс

Как выбрать синтезатор для домашнего обучения? Учащиеся музыкальных школ не всегда имеют возможность приобрести полноценное фортепиано. Чтобы решить вопрос с домашними занятиями, преподаватели предлагают приобрести качественный синтезатор.

Искусство трубадуров: музыка и поэзия, Музыкальный класс

Искусство трубадуров: музыка и поэзия Слово «трубадур» с прованского языка переводится как «находить», «изобретать», ведь мелодии и песни – это своего рода находки и изобретения.

Самообразование учителя музыки, Музыкальный класс

Самообразование учителя музыки Самообразование учителя музыки, как и любого другого педагога, начинается ещё во время прохождения обучения. Оно включает в себя сразу несколько сторон развития его личности.

Рок-Академия «Москворечье» готовится отметить свой день рождения, Музыкальный класс

Рок-Академия «Москворечье» готовится отметить свой день рождения Одна из старинных музыкальных школ, предназначенных для обучения взрослых, – Рок-Академия «Москворечье» − готовится отметить свой день рождения! Лишь за последние несколько месяцев в ее стенах прошли обучение порядка трех сотен человек.

Учим ноты на гитаре, Музыкальный класс

Учим ноты на гитаре Для того, чтобы освоить любой музыкальный инструмент, первое, что нужно сделать это лично прощупать его диапазон, понять, что именно нужно сделать для того, чтобы извлечь ту или иную ноту.

Разновидности гитарного боя, Музыкальный класс

Виды боя на гитаре Когда гитару в руки берёт начинающий музыкант, то вряд ли стоит ожидать, что он сразу сможет сыграть нечто действительно красивое. Гитара, как и любой другой музыкальный инструмент, требует постоянной практики, тем более, если речь идёт о видах боя на гитаре.

Синезатор с микрофоном надолго займёт ребёнка, Музыкальный класс

Синезатор с микрофоном надолго займёт ребёнка Детям очень быстро надоедают новые игрушки. Никогда не знаешь, чем удивить ребёнка и привлечь его внимание. Уже с раннего возраста мальчики и девочки погружаются в компьютерные игры.

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому, Музыкальный класс

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому? Научить этому ребенка легче, чем взрослого. Во-первых, у него лучше развито воображение, во-вторых, сюжеты произведений для детей более конкретны.

Кроссворд на тему музыкальные инструменты, Музыкальный класс

Кроссворд на тему музыкальные инструменты Этот кроссворд «Музыкальные инструменты» специально создан как образец для тех, кому был задан кроссворд по музыке на эту или другую тему.

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах, Музыкальный класс

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах Невероятное эмоциональное воздействие, оказываемое музыкой, издревле заставляло задуматься о мистических источниках её происхождения.

Музыкальные инструменты для детей, Музыкальный класс

Музыкальные инструменты для детей Какой инструмент выбрать ребенку? С какого возраста можно обучать его игре? Как разобраться в разнообразии музыкальных инструментов для малышей? Постараемся ответить эти вопросы в данном материале.

Уроки гитары по скайпу, как проходят занятия и что для этого необходимо, Музыкальный класс

Уроки гитары по скайпу, как проходят занятия и что для этого необходимо Желающих уметь владеть гитарой довольно много, однако не все подходят к предстоящему делу серьезно.

Рейтинг@Mail.ru