Не пропусти
Главная » Исскуство для души » Как научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизации, Музыкальный класс

Как научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизации, Музыкальный класс

Как научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизации

Как научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизации, Музыкальный класс

Доброго тебе настроения, дорогой читатель. В этом небольшом посте мы будем разговаривать о том, как научиться импровизировать: обсудим какие-то общие моменты и посмотрим основные приёмы импровизации применительно к фортепиано.

Вообще, импровизация является, пожалуй, одним из самых загадочных и таинственных процессов в музыке. Как вы знаете, этим словом называют сочинение музыки прямо во время её игры, иначе говоря, одновременное исполнение и сочинение.

Техникой импровизации владеет, конечно, не каждый музыкант (сейчас, главным образом, это умеют джазовые музыканты, композиторы и те, кто аккомпанирует певцам), дело это доступно каждому, кто за него берётся. Какие-то приёмы импровизации вырабатываются и закрепляются незаметно, вместе с накоплением опыта.

Тут буквально перечислим: тема, гармония, ритм, фактура, форма, жанр и стиль. Теперь чуть подробнее развернём то, что мы хотели бы до вас донести:

  1. Наличие темы или гармонической сетки, на которую будет создаваться фортепианная импровизация – это необязательно, но желательно (для смысла), в эпоху старинной музыки (например, в барокко) тему для импровизации давал исполнителю посторонний человек – учёный композитор, исполнитель или неучёный слушатель.
  2. Необходимость музыку формовать , то есть придавать ей какую-либо из музыкальных форм – можно, конечно, импровизировать бесконечно, но слушатели ваши начнут уставать, равно как и фантазия – по три раза примерно одно и то же никому слушать не хочется и играть неприятно (разумеется, если вы не импровизируете в форме куплетов или в форме рондо).
  3. Выбор жанра – то есть такого вида музыкального произведения, на который вы будете ориентироваться. Можно импровизировать в жанре вальса, а можно в жанре марша, можно, играя, придумать мазурку, а можно оперную арию. Суть одна – вальс должен быть вальсом, марш должен быть похож на марш, а мазурка обязана быть супер-мазуркой со всеми теми особенностями, какие ей полагаются (тут и вопрос формы, и гармонии, и ритма).
  4. Выбор стиля – тоже важное определение. Стиль – это музыкальный язык. Скажем Вальс Чайковского и вальс Шопена – это не одно и то же, и музыкальный момент Шуберта с музыкальным моментом Рахманинова трудно перепутать (это тут мы поминали разные композиторские стили). Вам и тут нужно избрать ориентир – импровизировать в манере какого-либо известного музыканта, композитора (только не нужно пародировать – это другое, хотя тоже весёлое занятие), или какого-либо рода музыки (сравните – импровизации в стиле джаз или в академической манере, в духе романтической баллады Брамса или в духе гротескового скерцо Шостаковича).
  5. Ритмическая организация – вот это то, что серьёзно помогает начинающим. Чувствуй ритм, и всё у тебя будет хорошо! На деле – во-первых, музыкальный размер – в какой метр (пульс) ты будешь укладывать свою музыку, во-вторых, темп – определись: медленно или быстро , в-третьих, что будет внутри твоих тактов, какой ритмический рисунок – движение мелких длительностей – шестнадцатых или триолей, или какая-нибудь сложная ритмика, а может быть куча синкоп?
  6. Фактура , если по-простому, то это способ изложения музыки. Что у тебя будет? Или строгие аккорды, или вальсовый бас-аккорд в левой руке и мелодия в правой, или парящая мелодия наверху, а под ней какое угодно свободное сопровождение, или одни общие формы движения – гаммы, арпеджио, или ты вообще устроишь между руками спор-разговор и получится полифоническое произведение? Это надо решать сразу, а потом уж придерживаться своего решения до конца, так отклоняться от него – нехорошо (эклектики быть не должно).



Высшая задача и цель импровизатора – НАУЧИТЬСЯ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ ТАК, ЧТОБЫ СЛУШАТЕЛЬ ДАЖЕ И НЕ ДОГАДЫВАЛСЯ О ТОМ, ЧТО ТЫ ИМПРОВИЗИРУЕШЬ.

Как научиться импровизировать: немного из личного опыта

Следует отметить, что у каждого музыканта, безусловно, имеется свой опыт в освоении искусства импровизации, а также какие-то свои секреты. Лично я всем желающим обучиться этому ремеслу посоветовала бы для начала, как можно больше играть не по нотам, а самостоятельно подбирать понравившиеся вам мелодии . Это даёт творческую свободу.

Из своего опыта могу сказать, что мне сильно помогло огромное желание подбирать различные мелодии, а также сочинять свои собственные. Мне это было крайне интересно, с самого детства, до такой степени, что, скажу вам по секрету, я этим занималась гораздо больше, чем разучиванием заданных педагогом музыкальных произведений. Результат был налицо – я приходила на урок и играла произведение, что называется, «с листа». Педагог хвалил меня за хорошую подготовку к уроку, хотя, я видела ноты первый раз в жизни, потому как дома даже не открывала учебник, в чем, естественно, не могла признаться педагогу.

Итак, спросите меня, как импровизировать на фортепиано? Я вам повторю: нужно как можно больше играть «произвольные» мелодии, подбирать и ещё раз подбирать! Только практика позволяет добиться хороших результатов. А если у вас еще и талант от Бога, то только одному Богу известно в какого монстра-музыканта, мастера импровизации вы превратитесь со временем.



Ещё одна рекомендация – брать ноты произведений и анализировать их – рассматривая всё, что вы там видите. Видите необычайно красивую или волшебную гармонию – анализируйте гармонию, потом пригодится, видите интересную фактуру – тоже берите на заметку, что можно так играть, видите выразительные ритмические фигуры или мелодические обороты – заимствуйте. В старину композиторы учились, переписывая ноты других композиторов.

Ну и, пожалуй, самое главное… Нужно развивать технику владения инструментом . Без этого не выйдет ничего, поэтому не ленитесь ежедневно играть гаммы, арпеджио, упражнения и этюды. Это и приятно, и полезно.

Когда меня спрашивают, как научиться импровизировать, я отвечаю, что надо пробовать применять разные методы развития музыкального материала.

Только не нужно запихивать их все сразу в первую же вашу импровизацию. Последовательно попробуйте сначала один, наиболее понятный, затем второй, третий – сначала научитесь, подкопите опыт, а потому уж будете сочетать все методы вместе

Итак, вот некоторые приёмы импровизации:

Гармонический – тут много разных аспектов, это и усложнение гармонии, и придание ей современной пряности (сделайте её острой), или, наоборот, придание ей чистоты и прозрачности. Этот метод не простой, наиболее доступные, но очень выразительные приёмы для новичков:

  • поменять лад (например, был мажор – оминорьте, проведите то же самое в миноре);
  • перегармонизовать мелодию – то есть подобрать к ней новое сопровождение, «новое освещение», с новым аккомпанементом мелодия будет звучать по-другому;
  • поменять гармонический стиль (тоже метод раскраски) – скажем, возьмите сонату Моцарта и все классические гармонии в ней замените джазовыми, сами удивитесь, что может получиться.



Мелодический способ импровизации подразумевает работу с мелодией, её изменение или создание (если она отсутствует). Здесь можно:

  • Сделать зеркальное обращение мелодии, теоретически это очень просто – просто заменить движение вверх движением вниз и наоборот (используя технику обращения интервалов), но практически нужно полагаться на чувство меры и опыт (будет ли это хорошо звучать?), и может быть применять этот приём импровизации только эпизодически.
  • Разукрасить мелодию мелизмами: форшлагами, трелями, группетто и мордентами – сплести такое вот своеобразное мелодическое кружево.
  • Если в мелодии есть скачки на широкие интервалы (сексту, септиму, октаву), их можно заполнить быстрыми пассажами; если в мелодии есть длинные ноты, их можно раздробить на более мелкие с целью: а) репетиции (повторения несколько раз), б) опевания (окружить соседними нотами основной звук, тем самым выделяя его).
  • Сочинить новую мелодию-ответ к той, что звучала ранее. Здесь требуется проявить себя по-настоящему творчески.
  • Мелодию можно разделить на фразы так, как будто это не мелодия, а разговор двух персонажей. Репликами (вопрос-ответ) персонажей можно музыкально поиграться полифонически, перенося их в разные регистры.
  • Кроме всех прочих изменений, которые касаются именно интонационного уровня, можно просто заменить штрихи на противоположные (легато на стаккато и наоборот), от этого изменится и характер музыки!



Ритмический способ изменений в музыке также играет не последнюю роль и требует от исполнителя, в первую очередь, очень хорошего чувства ритма, так как в противном случае, просто не удержаться в заданной гармонической форме. Начинающим неплохо для этих целей применять метроном, который всегда будет держать нас в рамках.

Изменять ритмически можно как мелодию, так и любой другой слой музыкальной ткани – например аккомпанемент. Скажем в каждой новой вариации делать новый тип аккомпанемента: то аккордовый, то чисто басово-мелодический, то разложить аккорды на арпеджио, то организовать весь аккомпанемент в каком-нибудь интересном ритмическом движении (например, в испанском ритме, или по типу польки и т.д.).

Живой пример импровизации: Денис Мацуев — известный пианист импровизирует на тему песенки «В лесу родилась ёлочка»!

В заключение хочется отметить – для того, чтобы научиться импровизировать, необходимо… ИМПРОВИЗИРОВАТЬ, ну и, конечно, иметь огромное желание овладеть этим искусством, а также не бояться неудач. Больше раскованности и творческой свободы, и у вас все получится!

Автор – Милена Иванова

Неее, пацаны. Это была именно импровизация в стиле, или стилизованная импровизация. А то, что он её подготовил заранее — правда, иначе бы он так её блестяще не исполнил.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях), Музыкальный класс

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях) Монограмма – одно из таинственных явлений в музыкальном искусстве. Она представляет собой музыкальный шифр в виде буквенно-звукового комплекса, составленного на основе имени автора музыкального произведения или имён дорогих ему людей.

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке, Музыкальный класс

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке? Споры о возрасте, с которого можно начинать учиться музыке, ведутся давно, но по большому счету в этих спорах так и не родилась однозначная истина.

Что дети изучают в музыкальной школе, Музыкальный класс

Что дети изучают в музыкальной школе? Любому взрослому интересно узнать, чем занимаются дети на протяжении 5-7 лет в музыкальной школе, что изучают и каких результатов достигают.

Музыкальный лад, Музыкальный класс

Музыкальный лад Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей, Музыкальный класс

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей Занятия музыкой (в любой форме) помогают детям развивать не только слух и ритм, но и память, внимание, координацию, интеллект, усидчивость и многое другое.

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России, Музыкальный класс

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников.

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта, Музыкальный класс

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта В марте в городе Баден-Бадене нашли фортепиано, на котором, по предположению, играл В. А. Моцарт. Но хозяин инструмента даже не подозревал, что на нем некогда играл этот знаменитый композитор.

Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы, Музыкальный класс

Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы Знаете ли вы, что эпоху, подарившую нам Баха и Генделя, называли «причудливой»? Причём называли далеко не в положительном контексте.

Зарубежная музыка начала 20 века, Музыкальный класс

Зарубежная музыка начала 20 века Стремление композиторов максимально использовать все возможности хроматического звукоряда позволяют выделить отдельный период в истории академической зарубежной музыки, который обобщил достижения предыдущих веков и подготовил человеческое сознание к восприятию музыки вне 12 тоновой системы.

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы, Музыкальный класс

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы Уже в течение нескольких столетий военные духовые оркестры создают особый антураж на торжествах, церемониях государственной важности и многих других мероприятиях.

Старинный детский музыкальный фольклор: нечто интересное из жизни наших далёких предков, Музыкальный класс

Старинный детский музыкальный фольклор: нечто интересное из жизни наших далёких предков Для того чтобы понять происхождение и значение детского музыкального фольклора, нужно знать особенности славянского мировоззрения.

Какие бывают стихотворные размеры, Музыкальный класс

Какие бывают стихотворные размеры? В русской поэтике принята силлабо-тоническая система стихосложения, введенная с легкой руки Ломоносова и Тредиаковского. Если коротко: в тонической системе важно количество ударений в строке, а силлабика предполагает наличие рифмы.

Mузыкальная археология: самые интересные находки, Музыкальный класс

Mузыкальная археология: самые интересные находки Музыкальная археология – это одно из интереснейших направлений в археологии. Памятники искусства, исследование музыкальной культуры можно изучить, познакомившись с таким направлением как музыкальная археология.

Как выбрать синтезатор для домашнего обучения, Музыкальный класс

Как выбрать синтезатор для домашнего обучения? Учащиеся музыкальных школ не всегда имеют возможность приобрести полноценное фортепиано. Чтобы решить вопрос с домашними занятиями, преподаватели предлагают приобрести качественный синтезатор.

Искусство трубадуров: музыка и поэзия, Музыкальный класс

Искусство трубадуров: музыка и поэзия Слово «трубадур» с прованского языка переводится как «находить», «изобретать», ведь мелодии и песни – это своего рода находки и изобретения.

Самообразование учителя музыки, Музыкальный класс

Самообразование учителя музыки Самообразование учителя музыки, как и любого другого педагога, начинается ещё во время прохождения обучения. Оно включает в себя сразу несколько сторон развития его личности.

Рок-Академия «Москворечье» готовится отметить свой день рождения, Музыкальный класс

Рок-Академия «Москворечье» готовится отметить свой день рождения Одна из старинных музыкальных школ, предназначенных для обучения взрослых, – Рок-Академия «Москворечье» − готовится отметить свой день рождения! Лишь за последние несколько месяцев в ее стенах прошли обучение порядка трех сотен человек.

Учим ноты на гитаре, Музыкальный класс

Учим ноты на гитаре Для того, чтобы освоить любой музыкальный инструмент, первое, что нужно сделать это лично прощупать его диапазон, понять, что именно нужно сделать для того, чтобы извлечь ту или иную ноту.

Разновидности гитарного боя, Музыкальный класс

Виды боя на гитаре Когда гитару в руки берёт начинающий музыкант, то вряд ли стоит ожидать, что он сразу сможет сыграть нечто действительно красивое. Гитара, как и любой другой музыкальный инструмент, требует постоянной практики, тем более, если речь идёт о видах боя на гитаре.

Синезатор с микрофоном надолго займёт ребёнка, Музыкальный класс

Синезатор с микрофоном надолго займёт ребёнка Детям очень быстро надоедают новые игрушки. Никогда не знаешь, чем удивить ребёнка и привлечь его внимание. Уже с раннего возраста мальчики и девочки погружаются в компьютерные игры.

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому, Музыкальный класс

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому? Научить этому ребенка легче, чем взрослого. Во-первых, у него лучше развито воображение, во-вторых, сюжеты произведений для детей более конкретны.

Кроссворд на тему музыкальные инструменты, Музыкальный класс

Кроссворд на тему музыкальные инструменты Этот кроссворд «Музыкальные инструменты» специально создан как образец для тех, кому был задан кроссворд по музыке на эту или другую тему.

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах, Музыкальный класс

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах Невероятное эмоциональное воздействие, оказываемое музыкой, издревле заставляло задуматься о мистических источниках её происхождения.

Музыкальные инструменты для детей, Музыкальный класс

Музыкальные инструменты для детей Какой инструмент выбрать ребенку? С какого возраста можно обучать его игре? Как разобраться в разнообразии музыкальных инструментов для малышей? Постараемся ответить эти вопросы в данном материале.

Рейтинг@Mail.ru