Не пропусти
Главная » Исскуство для души » Как научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизации, Музыкальный класс

Как научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизации, Музыкальный класс

Как научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизации

Как научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизации, Музыкальный класс

Доброго тебе настроения, дорогой читатель. В этом небольшом посте мы будем разговаривать о том, как научиться импровизировать: обсудим какие-то общие моменты и посмотрим основные приёмы импровизации применительно к фортепиано.

Вообще, импровизация является, пожалуй, одним из самых загадочных и таинственных процессов в музыке. Как вы знаете, этим словом называют сочинение музыки прямо во время её игры, иначе говоря, одновременное исполнение и сочинение.

Техникой импровизации владеет, конечно, не каждый музыкант (сейчас, главным образом, это умеют джазовые музыканты, композиторы и те, кто аккомпанирует певцам), дело это доступно каждому, кто за него берётся. Какие-то приёмы импровизации вырабатываются и закрепляются незаметно, вместе с накоплением опыта.

Тут буквально перечислим: тема, гармония, ритм, фактура, форма, жанр и стиль. Теперь чуть подробнее развернём то, что мы хотели бы до вас донести:

  1. Наличие темы или гармонической сетки, на которую будет создаваться фортепианная импровизация – это необязательно, но желательно (для смысла), в эпоху старинной музыки (например, в барокко) тему для импровизации давал исполнителю посторонний человек – учёный композитор, исполнитель или неучёный слушатель.
  2. Необходимость музыку формовать , то есть придавать ей какую-либо из музыкальных форм – можно, конечно, импровизировать бесконечно, но слушатели ваши начнут уставать, равно как и фантазия – по три раза примерно одно и то же никому слушать не хочется и играть неприятно (разумеется, если вы не импровизируете в форме куплетов или в форме рондо).
  3. Выбор жанра – то есть такого вида музыкального произведения, на который вы будете ориентироваться. Можно импровизировать в жанре вальса, а можно в жанре марша, можно, играя, придумать мазурку, а можно оперную арию. Суть одна – вальс должен быть вальсом, марш должен быть похож на марш, а мазурка обязана быть супер-мазуркой со всеми теми особенностями, какие ей полагаются (тут и вопрос формы, и гармонии, и ритма).
  4. Выбор стиля – тоже важное определение. Стиль – это музыкальный язык. Скажем Вальс Чайковского и вальс Шопена – это не одно и то же, и музыкальный момент Шуберта с музыкальным моментом Рахманинова трудно перепутать (это тут мы поминали разные композиторские стили). Вам и тут нужно избрать ориентир – импровизировать в манере какого-либо известного музыканта, композитора (только не нужно пародировать – это другое, хотя тоже весёлое занятие), или какого-либо рода музыки (сравните – импровизации в стиле джаз или в академической манере, в духе романтической баллады Брамса или в духе гротескового скерцо Шостаковича).
  5. Ритмическая организация – вот это то, что серьёзно помогает начинающим. Чувствуй ритм, и всё у тебя будет хорошо! На деле – во-первых, музыкальный размер – в какой метр (пульс) ты будешь укладывать свою музыку, во-вторых, темп – определись: медленно или быстро , в-третьих, что будет внутри твоих тактов, какой ритмический рисунок – движение мелких длительностей – шестнадцатых или триолей, или какая-нибудь сложная ритмика, а может быть куча синкоп?
  6. Фактура , если по-простому, то это способ изложения музыки. Что у тебя будет? Или строгие аккорды, или вальсовый бас-аккорд в левой руке и мелодия в правой, или парящая мелодия наверху, а под ней какое угодно свободное сопровождение, или одни общие формы движения – гаммы, арпеджио, или ты вообще устроишь между руками спор-разговор и получится полифоническое произведение? Это надо решать сразу, а потом уж придерживаться своего решения до конца, так отклоняться от него – нехорошо (эклектики быть не должно).



Высшая задача и цель импровизатора – НАУЧИТЬСЯ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ ТАК, ЧТОБЫ СЛУШАТЕЛЬ ДАЖЕ И НЕ ДОГАДЫВАЛСЯ О ТОМ, ЧТО ТЫ ИМПРОВИЗИРУЕШЬ.

Как научиться импровизировать: немного из личного опыта

Следует отметить, что у каждого музыканта, безусловно, имеется свой опыт в освоении искусства импровизации, а также какие-то свои секреты. Лично я всем желающим обучиться этому ремеслу посоветовала бы для начала, как можно больше играть не по нотам, а самостоятельно подбирать понравившиеся вам мелодии . Это даёт творческую свободу.

Из своего опыта могу сказать, что мне сильно помогло огромное желание подбирать различные мелодии, а также сочинять свои собственные. Мне это было крайне интересно, с самого детства, до такой степени, что, скажу вам по секрету, я этим занималась гораздо больше, чем разучиванием заданных педагогом музыкальных произведений. Результат был налицо – я приходила на урок и играла произведение, что называется, «с листа». Педагог хвалил меня за хорошую подготовку к уроку, хотя, я видела ноты первый раз в жизни, потому как дома даже не открывала учебник, в чем, естественно, не могла признаться педагогу.

Итак, спросите меня, как импровизировать на фортепиано? Я вам повторю: нужно как можно больше играть «произвольные» мелодии, подбирать и ещё раз подбирать! Только практика позволяет добиться хороших результатов. А если у вас еще и талант от Бога, то только одному Богу известно в какого монстра-музыканта, мастера импровизации вы превратитесь со временем.



Ещё одна рекомендация – брать ноты произведений и анализировать их – рассматривая всё, что вы там видите. Видите необычайно красивую или волшебную гармонию – анализируйте гармонию, потом пригодится, видите интересную фактуру – тоже берите на заметку, что можно так играть, видите выразительные ритмические фигуры или мелодические обороты – заимствуйте. В старину композиторы учились, переписывая ноты других композиторов.

Ну и, пожалуй, самое главное… Нужно развивать технику владения инструментом . Без этого не выйдет ничего, поэтому не ленитесь ежедневно играть гаммы, арпеджио, упражнения и этюды. Это и приятно, и полезно.

Когда меня спрашивают, как научиться импровизировать, я отвечаю, что надо пробовать применять разные методы развития музыкального материала.

Только не нужно запихивать их все сразу в первую же вашу импровизацию. Последовательно попробуйте сначала один, наиболее понятный, затем второй, третий – сначала научитесь, подкопите опыт, а потому уж будете сочетать все методы вместе

Итак, вот некоторые приёмы импровизации:

Гармонический – тут много разных аспектов, это и усложнение гармонии, и придание ей современной пряности (сделайте её острой), или, наоборот, придание ей чистоты и прозрачности. Этот метод не простой, наиболее доступные, но очень выразительные приёмы для новичков:

  • поменять лад (например, был мажор – оминорьте, проведите то же самое в миноре);
  • перегармонизовать мелодию – то есть подобрать к ней новое сопровождение, «новое освещение», с новым аккомпанементом мелодия будет звучать по-другому;
  • поменять гармонический стиль (тоже метод раскраски) – скажем, возьмите сонату Моцарта и все классические гармонии в ней замените джазовыми, сами удивитесь, что может получиться.



Мелодический способ импровизации подразумевает работу с мелодией, её изменение или создание (если она отсутствует). Здесь можно:

  • Сделать зеркальное обращение мелодии, теоретически это очень просто – просто заменить движение вверх движением вниз и наоборот (используя технику обращения интервалов), но практически нужно полагаться на чувство меры и опыт (будет ли это хорошо звучать?), и может быть применять этот приём импровизации только эпизодически.
  • Разукрасить мелодию мелизмами: форшлагами, трелями, группетто и мордентами – сплести такое вот своеобразное мелодическое кружево.
  • Если в мелодии есть скачки на широкие интервалы (сексту, септиму, октаву), их можно заполнить быстрыми пассажами; если в мелодии есть длинные ноты, их можно раздробить на более мелкие с целью: а) репетиции (повторения несколько раз), б) опевания (окружить соседними нотами основной звук, тем самым выделяя его).
  • Сочинить новую мелодию-ответ к той, что звучала ранее. Здесь требуется проявить себя по-настоящему творчески.
  • Мелодию можно разделить на фразы так, как будто это не мелодия, а разговор двух персонажей. Репликами (вопрос-ответ) персонажей можно музыкально поиграться полифонически, перенося их в разные регистры.
  • Кроме всех прочих изменений, которые касаются именно интонационного уровня, можно просто заменить штрихи на противоположные (легато на стаккато и наоборот), от этого изменится и характер музыки!



Ритмический способ изменений в музыке также играет не последнюю роль и требует от исполнителя, в первую очередь, очень хорошего чувства ритма, так как в противном случае, просто не удержаться в заданной гармонической форме. Начинающим неплохо для этих целей применять метроном, который всегда будет держать нас в рамках.

Изменять ритмически можно как мелодию, так и любой другой слой музыкальной ткани – например аккомпанемент. Скажем в каждой новой вариации делать новый тип аккомпанемента: то аккордовый, то чисто басово-мелодический, то разложить аккорды на арпеджио, то организовать весь аккомпанемент в каком-нибудь интересном ритмическом движении (например, в испанском ритме, или по типу польки и т.д.).

Живой пример импровизации: Денис Мацуев — известный пианист импровизирует на тему песенки «В лесу родилась ёлочка»!

В заключение хочется отметить – для того, чтобы научиться импровизировать, необходимо… ИМПРОВИЗИРОВАТЬ, ну и, конечно, иметь огромное желание овладеть этим искусством, а также не бояться неудач. Больше раскованности и творческой свободы, и у вас все получится!

Автор – Милена Иванова

Неее, пацаны. Это была именно импровизация в стиле, или стилизованная импровизация. А то, что он её подготовил заранее — правда, иначе бы он так её блестяще не исполнил.

Самые читаемые:

Играем аккорды на пианино, Музыкальный класс
Играем аккорды ...
Таблицы характера музыки, Музыкальный класс
Таблицы характе...
Обряды перехода: что общего между рождением ребёнка, свадьбой и похоронами, Музыкальный класс
Обряды перехода...
Выразительные возможности целотонной гаммы, Музыкальный класс
Выразительные в...
Домашние занятия пианиста: как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учи...
Домашние заняти...
Что такое тональность, Музыкальный класс
Что такое тонал...
Как написать песню под гитару, Музыкальный класс
Как написать пе...
Что можно поиграть на фортепиано? Как восстановить навыки игры на фортепиано после большого перерыва...
Что можно поигр...
Камерная музыка - основные понятия, Музыкальный класс
Основные поняти...
Что делать, если вы сорвали голос, Музыкальный класс
Как восстановит...
Песни Великой Отечественной войны: из истории пяти известных песен, Музыкальный класс
Песни Великой О...
Как сделать кораблик и лодочку из бумаги: детские поделки, Музыкальный класс
Как сделать кор...
Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры, Му...
Ирландская наро...
Детство Моцарта: как формировался гений, Музыкальный класс
Детство Моцарта...
Современные музыкальные тенденции (с позиции слушателя), Музыкальный класс
Современные муз...
Как научиться петь тихо, Музыкальный класс
Как научиться п...
Песня «Тёмная ночь»: история одной замечательной песни, Музыкальный клас...
Песня &laqu...
Песни о гражданской войне: такое не забывается, Музыкальный класс
Песни о граждан...
Виды барабанных палочек, Музыкальный класс
Виды барабанных...
Запись голоса на обычный петличный микрофон: получаем качественный звук нехитрыми способами, Музыкал...
Запись голоса н...
Использование интерактивной доски на музыкальном занятии, Музыкальный класс
Использование и...
Фортепианное творчество Балакирева, Музыкальный класс
Фортепианное тв...
Самостоятельное обучение игре на гармошке, Музыкальный класс
Самостоятельное...
Полезные музыкальные приложения для IPhone, Музыкальный класс
Полезные музыка...
Как быстро научиться играть на фортепиано? Советы и рекомендации по самостоятельному обучению пианин...
Как быстро науч...
Кое-что об игре на скрипке для начинающих: история, устройство инструмента, принципы игры, Музыкальн...
Кое-что об игре...
Как записывают песни в студии, Музыкальный класс
Как записывают ...
Три основных приёма игры на гитаре, Музыкальный класс
Три основных пр...

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей, Музыкальный класс

Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей Я была удивлена, когда моя шестилетняя дочка заявила, что хочет учиться играть на виолончели.

Как научить ребенка слушать музыку, Музыкальный класс

Как научить ребенка слушать музыку? Как научить ребенка слушать музыку? Таким вопросом задаются родители, глядя на то, как их непоседливые дети бегают, играют, танцуют.

Как привить ребенку музыкальный вкус, Музыкальный класс

Как привить ребенку музыкальный вкус? Музыка является отражением внутреннего мира человека, и поэтому насколько бывают разными люди, настолько разнообразна музыка в современном мире.

Полезные и вредные продукты для вокалиста, Музыкальный класс

5 вредных и 5 полезных продуктов для вокалиста. Особенности питания и звучание голоса Питание играет большую роль в жизни и работе вокалиста. Порой хриплое звучание голоса появляется не из-за заболеваний горла, а при неправильном питании.

Использование музыки для обучения детей базовым навыкам и иностранному языку, Музыкальный класс

Использование музыки для обучения детей базовым навыкам и иностранному языку Удивительно, как много значит музыка в нашей жизни. Данное искусство, по мнению многих выдающихся деятелей, способствует развитию духовного мира человека.

Голоса птиц в музыке, Музыкальный класс

Голоса птиц в музыке Чарующие голоса птиц не могли пройти мимо внимания сочинителей музыки. Существует множество народных песен, академических музыкальных произведений, в которых отражены голоса пернатых.

Контральто – самый низкий женский голос, который встречается очень редко, Музыкальный класс

Бархатный голос контральто. В чём главный секрет его популярности Контральто является одним из самых ярких женских голосов. Его бархатистое низкое звучание часто сравнивают с виолончелью.

Классическая музыка для детей, Музыкальный класс

Детская классическая музыка Композиторы-классики немало страниц своего творчества посвятили детям. Эти музыкальные произведения написаны с учётом особенностей детского восприятия, многие из них – специально для маленьких исполнителей, соответственно их техническим возможностям.

Песни Победы: благодарная память, Музыкальный класс

Песни Победы: благодарная память Что стоит за этим кратким и в то же время необыкновенно ёмким словосочетанием – «песни Победы»? Очень и очень многое: четыре года невероятного напряжения физических и душевных сил, лежащие в руинах города, миллионы погибших, пленных и оказавшихся во вражеском плену.

Кроссворд на тему творчество Глинки, Музыкальный класс

Кроссворд на тему «Творчество Глинки» Дорогие друзья! Представляю вам новый музыкальный кроссворд. На этот раз кроссворд, посвящённый творчеству великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.

Как быстро научиться играть на фортепиано? Советы и рекомендации по самостоятельному обучению пианино для начинающих, Музыкальный класс

Как быстро научиться играть на фортепиано? Максимально быстро овладеть инструментом можно, посещая уроки фортепиано для начинающих в Москве, ну а для самостоятельного обучения потребуется некоторое время.

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы, Музыкальный класс

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы? Любому педагогу приятно работать с учеником, который заинтересован в своих успехах и стремится улучшать достигнутые результаты.

Слушаем «Карнавал животных» с ребёнком, Музыкальный класс

Слушаем «Карнавал животных» с ребёнком Заботливые родители, которым глубоко небезразлично будущее их детей, прекрасно знают о том, что музыка отлично развивает интеллект, мышление, память и внимание детей.

Полезные музыкальные приложения для IPhone, Музыкальный класс

Полезные музыкальные приложения для IPhone На прилавках Apple Store довольно таки много приложений для любителей музыки. Но отыскать не просто развлекательные, а действительно полезные музыкальные приложения для IPhone не так-то просто.

Как научить взрослого играть на фортепиано, Музыкальный класс

Как научить взрослого играть на фортепиано? Не важно, по какой причине взрослый человек вдруг пожелал научиться играть на фортепиано, у каждого своя мотивация. Главное, что решение это обдуманное и собственное.

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории, Музыкальный класс

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории Деревянные духовые инструменты – самые древние наряду с барабаном и некоторыми другими ударными. На многих сюжетах пасторали, картинках древности можно увидеть всевозможные дудочки и свирели, на которых играли наши предки.

Самые известные произведения для аккордеона, Музыкальный класс

Самые известные произведения для аккордеона На этой страничке пойдет речь об известных произведениях для аккордеона, которые обычно играют музыканты, обучающиеся в колледжах или старших классах школ.

Корнет – краткая история героя духового оркестра, Музыкальный класс

Корнет – незаслуженно забытый герой духового оркестра Корнет (корнет-а-пистон) – это медный духовой инструмент. Он очень эффектно смотрится и выгодно поблескивает своими медными боками на фоне других инструментов в оркестре.

Самостоятельное обучение игре на гармошке, Музыкальный класс

Самостоятельное обучение игре на гармошке 21-й век на дворе, а голосистая гармошка, как и много лет назад, радует нас своими переливчатыми, задорными напевами.

Как расширить диапазон голоса, Музыкальный класс

Как увеличить свой диапазон голоса? Иметь широкий диапазон рабочего голоса мечтает каждый вокалист. Но не все могут профессиональными методами добиться красивого звучания голоса на любом участке диапазона и пытаются расширить его самостоятельно в ущерб здоровью.

Как научиться петь высокие ноты, Музыкальный класс

Как научиться петь высокие ноты Высокие ноты могут представлять сложность для начинающих вокалистов, причём в большей степени для тех, кто не пел в детские годы в хоре. Научиться их правильно петь можно в любом возрасте.

Музыкальная психология: воздействие музыки на человека, Музыкальный класс

Музыкальная психология: воздействие музыки на человека Скорей всего, в прежние, советские годы, статью на подобную тему мне пришлось бы начать с классического высказывания В.И.Ленина о музыке немецкого композитора Л.ван Бетховена, которую вождь мирового пролетариата назвал «божественной» и «нечеловеческой». Ортодоксальные коммунисты охотно цитируют первую часть ленинского высказывания о том, что музыка будит в нем сентиментальность, что хочется плакать, гладить детей по головкам и говорить милые глупости.

Песни об СССР: пока помним – живём, Музыкальный класс

Песни об СССР: пока помним – живём! Два значительных русских поэта – Борис Чичибабин и Евгений Евтушенко – независимо друг от друга, но движимые чувством глубокого страдания, написали горькие строки.

Как полюбить классическую музыку? Личный опыт постижения, Музыкальный класс

Как полюбить классическую музыку, если ты не музыкант? Личный опыт постижения Когда родилась классическая музыка, фонограммы не существовали. Люди приходили только на настоящие концерты с живой музыкой.

Рейтинг@Mail.ru