Не пропусти
Главная » Исскуство для души » Как запомнить ключевые знаки в тональностях, Музыкальный класс

Как запомнить ключевые знаки в тональностях, Музыкальный класс

Как запомнить ключевые знаки в тональностях

В данной статье речь пойдет о том, как запомнить тональности и их ключевые знаки. Все запоминают по-разному: одни стараются запомнить число знаков, другие пытаются заучить названия тональностей с их ключевыми знаками, третьи придумывают еще что-то. На самом деле, все гораздо проще и запомнить нужно всего лишь две вещи, остальное запомнится автоматически.

Люди, продвинутые в своих музыкальных занятиях, наверняка уже не только умеют читать ноты, но и знают, что такое тональность, и что для обозначения тональности композиторы в нотах выставляют ключевые знаки. Что это за ключевые знаки? Это диезы и бемоли, которые записываются на каждой нотной строчке рядом с ключом и действуют на протяжении всего произведения или до их отмены.

Как вам, возможно, известно, ключевые знаки выставляются не беспорядочно, а в определенном порядке. Порядок диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си . Порядок бемолей – обратный: си, ми, ля, ре, соль, до, фа . Вот как это выглядит в нотной записи:

Как запомнить ключевые знаки в тональностях, Музыкальный класс

В этих рядах в обоих случаях использованы все семь основных ступеней, всем хорошо знакомых: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – только они специально расположены в определенной последовательности. С этими двумя порядками мы и будем работать, для того чтобы научиться определять ключевые знаки в той или иной тональности легко и правильно. Еще раз посмотрите и запомните порядок:



Как запомнить ключевые знаки в тональностях, Музыкальный класс

Теперь перейдем непосредственно к тональностям. В общей сложности в музыке используются 30 тональностей – 15 мажорных и 15 параллельных им минорных. Параллельными тональностями называются такие тональности, которые имеют одинаковые ключевые знаки, следовательно, одинаковый звукоряд, но различаются тоникой и своим ладом (напомню, что тоника и лад определяют название тональности).

2 без знаков (это до мажор и ля минор – их просто запоминаем);

14 диезных (7 – мажорные тональности и 7 – параллельных им минорные тональности);

14 бемольных (также по 7 мажорных и 7 минорных).

Таким образом, для обозначения тональности может потребоваться от 0 до 7 ключевых знаков (диезов или бемолей). Помните, что в до мажоре и ля миноре знаков нет? Запомните еще и то, что в до-диез мажореля-диез миноре) и в до-бемоль мажоре (и параллельном ля-бемоль миноре) соответственно по 7 диезов и бемолей.

По каким правилам можно определить ключевые знаки в тональностях?

Чтобы определить знаки во всех остальных тональностях, будем использовать уже известный нам порядок диезов или, если нужно, порядок бемолей. Ориентироваться будем только по мажорным тональностям, то есть для того чтобы определить ключевые знаки минорной тональности, нужно сначала найти параллельную ей мажорную тонику, которая расположена на малую терцию выше исходной минорной тоники.



Для того чтобы определить ключевые знаки в диезной мажорной тональности , действуем по правилу: последний диез на ноту ниже тоники . То есть, мы просто перечисляем все диезы по порядку, пока не дойдем до того, который на ноту ниже тоники.

Например, для того чтобы определить ключевые знаки в си мажоре, перечисляем диезы по порядку: фа, до, соль, ре, ля – останавливаемся на ля, так как ля на ноту ниже си.

Знаки бемольных мажорных тональностей определяем следующим образом: перечисляем порядок бемолей и останавливаемся на следующем бемоле после того, как назвали тонику. То есть здесь правило такое: последний бемоль закрывает собой мажорную тонику (как будто защищает от ветра) (то есть он — следующий после тоники). Чтобы найти знаки для бемольной минорной тональности, нужно сначала определить её параллельную мажорную.

Например, определим знаки для си-бемоль минора. Сначала находим параллельность, это будет тональность ре-бемоль мажор, далее называем порядок бемолей: си, ми, ля, ре, соль. Ре – это тоника, поэтому останавливаемся на следующей ноте – соль.

Думаю, принцип понятен. Для одной из бемольных тональности – фа мажора – этот принцип работает с одной оговоркой: первую тонику берем как бы ниоткуда. Дело в том, что в фа мажоре при ключе единственный знак – си-бемоль, с которого начинается порядок бемолей, поэтому для определения тональности мы делаем шаг назад и получаем исходную тональность – фа мажор.



Как узнать какие знаки ставить при ключе – диезы или бемоли?

Вопрос, который естественным образом может возникнуть у вас: «Как узнать какие из тональностей диезные, а какие бемольные»? Большинство мажорных тональностей с тониками от белых клавиш (за исключением до и фа) – диезные. Бемольные мажорные тональности – те, тоники которых составляют порядок бемолей (то есть си-бемоль мажор, ми-бемоль мажор и т.д.). Подробнее этот вопрос будет рассматриваться в статье, посвященной целой системе тональностей, получившей название кварто-квинтовый круг.

Подведем итоги. Теперь вы умеете правильно определять ключевые знаки в любой тональности. Напоминаю, что для этого нужно задействовать порядок диезов или порядок бемолей и действовать по правилам: «последний диез на ноту ниже тоники» и «последний бемоль закрывает собой тонику » . Ориентируемся только по мажорным тональностям, для того чтобы определить знаки в минорных тональностях, сначала находим ее параллель.

Автор благодарит читателя за внимание. Просьба: оставлять в комментариях свои замечания и отзывы по данной статье. Если вам понравилась статья, порекомендуйте ее в социальных сетях своим друзьям, воспользовавшись кнопкой «Мне нравится» внизу страницы. Если вас интересует продолжение данной темы, подпишитесь на рассылку обновлений сайта. Для этого нужно ввести свое имя и адрес электронной почты в соответствующие поля формы в подвале этой странички (вертайте вниз). Творческих успехов вам, друзья!



Готовимся к сдаче экзаменов в музыкальной школе..Спасибо за помощь.

Ответ для Артура. Ре диез мажора не существует, но у некоторых тональностей действительно есть «двойники»-так называемые энгармонически равные тональности-тональности, одинаковые по звучанию, но разные по названию. Их шесть пар, и их никак нельзя игнорировать и считать как одну вместо двух. Пример-си мажор(5 диезов) аналогичен по звучанию до бемольмажору (семь бемолей). По сути это одно и то же, но звуки то разные. Поэтому все правильно посчитали. Преподаю сольфеджио,лет 20 уже))

Ре-диез мажор существует, но не используется. В силу того, что для его записи используется больше знаков альтерации, чем для ми-бемоль мажора, который в современной музыке ему идентичен. Так, например И.С.Бах в «Хорошо темперированном клавире» использует во второй книге ре-диез мажор, отделяя его от ми-бемоль мажора.

Звуки одинаковые, названия разные. не вводите в заблуждение

Тональностей 24 а не 30. Если всего у нас 12 нот в октаве и от каждой можно построить мажор и минор. Просто вы некоторые тональности считаете несколько раз. Ре-диез-мажор, это тоже самое что ми-бемоль-мажор, а у вас они посчитаны как разные тональности.

Ошибся в предыдущем сообщении — имеется в виду до-бемоль мажор, а не диез

Спасибо за урок! Немного был запутан тем, что в начале говорилось, что в до-диез мажоре 7 диезов, а потом рассматривался си мажор, который по сути является тем же самым аккордом, и в нём только 5 диезов. Ясность пришла, когда понял, что последние два диеза — это белые клавиши фа и до )



сама учусь в четвертом классе и учительница сказала надо выучить ,а не получается вот и зашла просто отличнице нельзя опозорится.

Возможно я чего-то не понял, но исходя из этого принципа получается, что тональность До-мажор имеет ключевой знак, а именно Фа-диез.

Очень хорошо. У меня устный экзамен , а эту тему не понимала!Спасибо огромное скажу оценку позже.Думаю благодаря вам 4 или пятерочка я буду рада.Сделайте пожалуйста о тритонах ато не понимаю.:-))))))))))))))))))))))))))))ОГРОМНОЕ СССПППАААСССИИИБББООО.

Спасибо большое, очень помогли. Такому даже в школе у нас не учат

Может вы издадите первый нормальный учебник для взрослых? Очень хорошие статьи. Спасибо.

Спасибо большое! У меня дочка учится во 2 классе на фортепианном отделении. И мне приходится во всё это вникать. Получается что и я учусь вместе с ней!

Спасибо за информацию, дорогой сайт! Уже подзабыла уроки сольфеджио, а теперь понадобилось вынуть глубокие залежи информации из подсознания, в чем Вы мне немного помогли:) Thank you )))

Спасибо! Объясните как найти параллель?

Вы наглядно объяснили то, что между строк написано в учебниках. С Вашей помощью сам разобрался и теперь, при необходимости, смогу помочь своему ребенку.

доброго времени суток! благодарю вы все очень ясно объясняете

Огромное спасибо! Муз.школу закончила очень давно, с сольфеджио никогда не дружила. Безнадежно упущен был для меня этот момент в детстве. Музыкой продолжила заниматься, но уже не скрипкой, а вокалом. Решила, что пора восполнять пробелы прошлого. Рада, что сразу вышла на Ваши статьи, а то могла бы попасть на что-то сверх-непонятно описанное, и могла бы опять сдать позиции. А так, решила продолжать серьезно заниматься! СПАСИБО!



Спасибо,а то я не могла на экзамен запомнить знаки в тональнастях. хоть наверное теперь справлюсь с эгзаменом

спасибо! все 5 лет луфонил на сольфеджио,а как экзамены сдавать,так ничего не знаю,вот теперь разобрался что — куда,и что — от куда.

Статья понравилась.Обучаюсь самостоятельно-ищу то,что не знаю в музыке.

Спасибо! Хорошая статья. Помогла разобраться с уроком сольфеджио!

Спасибо, очень просто запоминается! Очень полезная статья.

Спасибо. Очень полезная статья. Пропустили в муз школе урок сольфеджио, теперь смогу хоть объяснить ребенку пропущенную тему.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях), Музыкальный класс

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях) Монограмма – одно из таинственных явлений в музыкальном искусстве. Она представляет собой музыкальный шифр в виде буквенно-звукового комплекса, составленного на основе имени автора музыкального произведения или имён дорогих ему людей.

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке, Музыкальный класс

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке? Споры о возрасте, с которого можно начинать учиться музыке, ведутся давно, но по большому счету в этих спорах так и не родилась однозначная истина.

Что дети изучают в музыкальной школе, Музыкальный класс

Что дети изучают в музыкальной школе? Любому взрослому интересно узнать, чем занимаются дети на протяжении 5-7 лет в музыкальной школе, что изучают и каких результатов достигают.

Музыкальный лад, Музыкальный класс

Музыкальный лад Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей, Музыкальный класс

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей Занятия музыкой (в любой форме) помогают детям развивать не только слух и ритм, но и память, внимание, координацию, интеллект, усидчивость и многое другое.

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России, Музыкальный класс

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников.

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта, Музыкальный класс

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта В марте в городе Баден-Бадене нашли фортепиано, на котором, по предположению, играл В. А. Моцарт. Но хозяин инструмента даже не подозревал, что на нем некогда играл этот знаменитый композитор.

Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы, Музыкальный класс

Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы Знаете ли вы, что эпоху, подарившую нам Баха и Генделя, называли «причудливой»? Причём называли далеко не в положительном контексте.

Зарубежная музыка начала 20 века, Музыкальный класс

Зарубежная музыка начала 20 века Стремление композиторов максимально использовать все возможности хроматического звукоряда позволяют выделить отдельный период в истории академической зарубежной музыки, который обобщил достижения предыдущих веков и подготовил человеческое сознание к восприятию музыки вне 12 тоновой системы.

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы, Музыкальный класс

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы Уже в течение нескольких столетий военные духовые оркестры создают особый антураж на торжествах, церемониях государственной важности и многих других мероприятиях.

Старинный детский музыкальный фольклор: нечто интересное из жизни наших далёких предков, Музыкальный класс

Старинный детский музыкальный фольклор: нечто интересное из жизни наших далёких предков Для того чтобы понять происхождение и значение детского музыкального фольклора, нужно знать особенности славянского мировоззрения.

Какие бывают стихотворные размеры, Музыкальный класс

Какие бывают стихотворные размеры? В русской поэтике принята силлабо-тоническая система стихосложения, введенная с легкой руки Ломоносова и Тредиаковского. Если коротко: в тонической системе важно количество ударений в строке, а силлабика предполагает наличие рифмы.

Mузыкальная археология: самые интересные находки, Музыкальный класс

Mузыкальная археология: самые интересные находки Музыкальная археология – это одно из интереснейших направлений в археологии. Памятники искусства, исследование музыкальной культуры можно изучить, познакомившись с таким направлением как музыкальная археология.

Как выбрать синтезатор для домашнего обучения, Музыкальный класс

Как выбрать синтезатор для домашнего обучения? Учащиеся музыкальных школ не всегда имеют возможность приобрести полноценное фортепиано. Чтобы решить вопрос с домашними занятиями, преподаватели предлагают приобрести качественный синтезатор.

Искусство трубадуров: музыка и поэзия, Музыкальный класс

Искусство трубадуров: музыка и поэзия Слово «трубадур» с прованского языка переводится как «находить», «изобретать», ведь мелодии и песни – это своего рода находки и изобретения.

Самообразование учителя музыки, Музыкальный класс

Самообразование учителя музыки Самообразование учителя музыки, как и любого другого педагога, начинается ещё во время прохождения обучения. Оно включает в себя сразу несколько сторон развития его личности.

Рок-Академия «Москворечье» готовится отметить свой день рождения, Музыкальный класс

Рок-Академия «Москворечье» готовится отметить свой день рождения Одна из старинных музыкальных школ, предназначенных для обучения взрослых, – Рок-Академия «Москворечье» − готовится отметить свой день рождения! Лишь за последние несколько месяцев в ее стенах прошли обучение порядка трех сотен человек.

Учим ноты на гитаре, Музыкальный класс

Учим ноты на гитаре Для того, чтобы освоить любой музыкальный инструмент, первое, что нужно сделать это лично прощупать его диапазон, понять, что именно нужно сделать для того, чтобы извлечь ту или иную ноту.

Разновидности гитарного боя, Музыкальный класс

Виды боя на гитаре Когда гитару в руки берёт начинающий музыкант, то вряд ли стоит ожидать, что он сразу сможет сыграть нечто действительно красивое. Гитара, как и любой другой музыкальный инструмент, требует постоянной практики, тем более, если речь идёт о видах боя на гитаре.

Синезатор с микрофоном надолго займёт ребёнка, Музыкальный класс

Синезатор с микрофоном надолго займёт ребёнка Детям очень быстро надоедают новые игрушки. Никогда не знаешь, чем удивить ребёнка и привлечь его внимание. Уже с раннего возраста мальчики и девочки погружаются в компьютерные игры.

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому, Музыкальный класс

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому? Научить этому ребенка легче, чем взрослого. Во-первых, у него лучше развито воображение, во-вторых, сюжеты произведений для детей более конкретны.

Кроссворд на тему музыкальные инструменты, Музыкальный класс

Кроссворд на тему музыкальные инструменты Этот кроссворд «Музыкальные инструменты» специально создан как образец для тех, кому был задан кроссворд по музыке на эту или другую тему.

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах, Музыкальный класс

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах Невероятное эмоциональное воздействие, оказываемое музыкой, издревле заставляло задуматься о мистических источниках её происхождения.

Музыкальные инструменты для детей, Музыкальный класс

Музыкальные инструменты для детей Какой инструмент выбрать ребенку? С какого возраста можно обучать его игре? Как разобраться в разнообразии музыкальных инструментов для малышей? Постараемся ответить эти вопросы в данном материале.

Рейтинг@Mail.ru