Не пропусти
Главная » Исскуство для души » Работа над техникой фортепианной игры — виртуозное владение инструментом, Музыкальный класс

Работа над техникой фортепианной игры — виртуозное владение инструментом, Музыкальный класс

Работа над техникой фортепианной игры — на скорость

Работа над техникой фортепианной игры - виртуозное владение инструментом, Музыкальный класс

Техника игры на фортепиано представляет собой совокупность умений, навыков и приёмов, с помощью которых достигается выразительное художественное звучание. Виртуозное владение инструментом – это не просто технически грамотное исполнение произведения, но и соблюдение его стилистических особенностей, характера, темпа.

Фортепианная техника – это целая система техник, главные компоненты этой системы: крупная техника (аккорды, арпеджио, октавы, двойные ноты); мелкая техника (гаммообразные пассажи, разнообразные мелизмы и репетиции); полифоническая техника (умение играть несколько голосов вместе); артикуляционная техника (правильное исполнение штрихов); техника педализации (искусство применения педалей).

Работа над техникой музицирования, помимо традиционной скорости, выносливости и силы, подразумевает чистоту и выразительность. Она включает в себя следующие этапы:

Развитие физических возможностей пальцев . Главной задачей начинающих пианистов является раскрепощение рук. Кисти должны двигаться плавно и без напряжения. Отрабатывать правильную постановку рук на весу сложно, поэтому первые уроки выполняют на плоскости.



Контакт с клавиатурой. На начальных этапах работы над фортепианной техникой важно развивать чувство опоры. Для этого запястья опускают ниже уровня клавиш и извлекают звуки за счёт веса кистей, а не силы пальцев.

Инерция. Следующим шагом будет игра по одной линии – гаммы и простые пассажи. Важно помнить, что быстрее темп игры, тем меньший вес приходится на руку.

Синхронизация. Умение гармонично играть всей кистью начинается с изучения трелей. Затем необходимо наладить работу двух несоседних пальцев, с помощью терций и ломаных октав. На заключительном этапе можно переходить к арпеджиато – непрерывной и полнозвучной игре со сменой рук.

Аккорды. Существует два способа извлечения аккордов. Первый — «от клавиш» — когда пальцы изначально располагаются над нужными нотами, а затем коротким, энергичным толчком извлекается аккорд. Второй – «на клавиши» — пассаж производится сверху, без предварительной постановки пальцев. Этот вариант технически более сложный, но именно он даёт лёгкое и быстрое звучание произведения.

Аппликатура. Порядок чередования пальцев подбирают на начальном этапе разучивания произведения. Это поможет в дальнейшей работе над техникой, беглостью и выразительностью игры. Авторские и редакционные указания, приведённые в музыкальной литературе, нужно учитывать, но гораздо важнее подобрать свою собственную аппликатуру, которая будет комфортна для исполнения и позволит наиболее полно передать художественный смысл произведения. Новичкам следует придерживаться простых правил:



  • Для любого упражнения или пассажа аппликатуру необходимо записывать
  • Нагрузка на пальцы должна быть равномерной. В быстрых последовательностях необходимо следить за тем, чтобы повторения встречались как можно реже.
  • Дисциплина. У молодых пианистов возникает искушение подменять более слабые пальцы, безымянный и мизинец, сильным средним. Необходимо уделять должное внимание тренировкам гармоничного развития всей кисти.

Динамика и артикуляция. Разучивать произведение нужно сразу в указанном темпе, учитывая знаки экспрессии. Никаких «учебных» ритмов быть не должно.

Овладев техникой игры на фортепиано, пианист приобретает навык музицировать естественно и непринужденно: произведения приобретают полноту и выразительность, а утомляемость исчезает.

Автор – Екатерина Науменко

Пожалуйста, прокомментируйте фразу «Разучивать произведение нужно сразу в указанном темпе, учитывая знаки экспрессии. Никаких «учебных» ритмов быть не должно». Какая-то несостыковка с темпом и ритмом.. Вы хотите сказать, что, если начинающий «пианист» хочет играть, скажем, концерт Листа или «Полёт шмеля», ему следует сразу разучивать произведение в заданном композитором тексте? Любой педагог музыкальной школы вам за такие проделки погрозит пальцем.



Вопрос по поводу синхронизации. Каким образом с ней связано изучение трелей и ломаных октав?

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях), Музыкальный класс

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях) Монограмма – одно из таинственных явлений в музыкальном искусстве. Она представляет собой музыкальный шифр в виде буквенно-звукового комплекса, составленного на основе имени автора музыкального произведения или имён дорогих ему людей.

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке, Музыкальный класс

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке? Споры о возрасте, с которого можно начинать учиться музыке, ведутся давно, но по большому счету в этих спорах так и не родилась однозначная истина.

Что дети изучают в музыкальной школе, Музыкальный класс

Что дети изучают в музыкальной школе? Любому взрослому интересно узнать, чем занимаются дети на протяжении 5-7 лет в музыкальной школе, что изучают и каких результатов достигают.

Музыкальный лад, Музыкальный класс

Музыкальный лад Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей, Музыкальный класс

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей Занятия музыкой (в любой форме) помогают детям развивать не только слух и ритм, но и память, внимание, координацию, интеллект, усидчивость и многое другое.

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России, Музыкальный класс

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников.

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта, Музыкальный класс

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта В марте в городе Баден-Бадене нашли фортепиано, на котором, по предположению, играл В. А. Моцарт. Но хозяин инструмента даже не подозревал, что на нем некогда играл этот знаменитый композитор.

Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы, Музыкальный класс

Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы Знаете ли вы, что эпоху, подарившую нам Баха и Генделя, называли «причудливой»? Причём называли далеко не в положительном контексте.

Зарубежная музыка начала 20 века, Музыкальный класс

Зарубежная музыка начала 20 века Стремление композиторов максимально использовать все возможности хроматического звукоряда позволяют выделить отдельный период в истории академической зарубежной музыки, который обобщил достижения предыдущих веков и подготовил человеческое сознание к восприятию музыки вне 12 тоновой системы.

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы, Музыкальный класс

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы Уже в течение нескольких столетий военные духовые оркестры создают особый антураж на торжествах, церемониях государственной важности и многих других мероприятиях.

Старинный детский музыкальный фольклор: нечто интересное из жизни наших далёких предков, Музыкальный класс

Старинный детский музыкальный фольклор: нечто интересное из жизни наших далёких предков Для того чтобы понять происхождение и значение детского музыкального фольклора, нужно знать особенности славянского мировоззрения.

Какие бывают стихотворные размеры, Музыкальный класс

Какие бывают стихотворные размеры? В русской поэтике принята силлабо-тоническая система стихосложения, введенная с легкой руки Ломоносова и Тредиаковского. Если коротко: в тонической системе важно количество ударений в строке, а силлабика предполагает наличие рифмы.

Mузыкальная археология: самые интересные находки, Музыкальный класс

Mузыкальная археология: самые интересные находки Музыкальная археология – это одно из интереснейших направлений в археологии. Памятники искусства, исследование музыкальной культуры можно изучить, познакомившись с таким направлением как музыкальная археология.

Как выбрать синтезатор для домашнего обучения, Музыкальный класс

Как выбрать синтезатор для домашнего обучения? Учащиеся музыкальных школ не всегда имеют возможность приобрести полноценное фортепиано. Чтобы решить вопрос с домашними занятиями, преподаватели предлагают приобрести качественный синтезатор.

Искусство трубадуров: музыка и поэзия, Музыкальный класс

Искусство трубадуров: музыка и поэзия Слово «трубадур» с прованского языка переводится как «находить», «изобретать», ведь мелодии и песни – это своего рода находки и изобретения.

Самообразование учителя музыки, Музыкальный класс

Самообразование учителя музыки Самообразование учителя музыки, как и любого другого педагога, начинается ещё во время прохождения обучения. Оно включает в себя сразу несколько сторон развития его личности.

Рок-Академия «Москворечье» готовится отметить свой день рождения, Музыкальный класс

Рок-Академия «Москворечье» готовится отметить свой день рождения Одна из старинных музыкальных школ, предназначенных для обучения взрослых, – Рок-Академия «Москворечье» − готовится отметить свой день рождения! Лишь за последние несколько месяцев в ее стенах прошли обучение порядка трех сотен человек.

Учим ноты на гитаре, Музыкальный класс

Учим ноты на гитаре Для того, чтобы освоить любой музыкальный инструмент, первое, что нужно сделать это лично прощупать его диапазон, понять, что именно нужно сделать для того, чтобы извлечь ту или иную ноту.

Разновидности гитарного боя, Музыкальный класс

Виды боя на гитаре Когда гитару в руки берёт начинающий музыкант, то вряд ли стоит ожидать, что он сразу сможет сыграть нечто действительно красивое. Гитара, как и любой другой музыкальный инструмент, требует постоянной практики, тем более, если речь идёт о видах боя на гитаре.

Синезатор с микрофоном надолго займёт ребёнка, Музыкальный класс

Синезатор с микрофоном надолго займёт ребёнка Детям очень быстро надоедают новые игрушки. Никогда не знаешь, чем удивить ребёнка и привлечь его внимание. Уже с раннего возраста мальчики и девочки погружаются в компьютерные игры.

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому, Музыкальный класс

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому? Научить этому ребенка легче, чем взрослого. Во-первых, у него лучше развито воображение, во-вторых, сюжеты произведений для детей более конкретны.

Кроссворд на тему музыкальные инструменты, Музыкальный класс

Кроссворд на тему музыкальные инструменты Этот кроссворд «Музыкальные инструменты» специально создан как образец для тех, кому был задан кроссворд по музыке на эту или другую тему.

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах, Музыкальный класс

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах Невероятное эмоциональное воздействие, оказываемое музыкой, издревле заставляло задуматься о мистических источниках её происхождения.

Музыкальные инструменты для детей, Музыкальный класс

Музыкальные инструменты для детей Какой инструмент выбрать ребенку? С какого возраста можно обучать его игре? Как разобраться в разнообразии музыкальных инструментов для малышей? Постараемся ответить эти вопросы в данном материале.

Рейтинг@Mail.ru