Не пропусти
Главная » Исскуство для души » Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике, Музыкальный класс

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике, Музыкальный класс

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике, Музыкальный класс

Предмет классической гармонии вызывает необходимость глубокого рассмотрения взаимосвязей между различными тональностями. Эта взаимосвязь, прежде всего, осуществляется сходством нескольких тональностей общими звуками (в том числе и ключевыми знаками) и называется родством тональностей.

Прежде необходимо чётко понять, что, в принципе, универсальной системы, определяющей степени родства тональностей, не существует, так как каждый композитор воспринимает и реализует эту взаимосвязь по-своему. Однако, всё же, в музыкальной теории и практике существуют и прочно утвердились некоторые системы, к примеру, Римского-Корсакова, Способина, Хиндемита и немногих других музыкантов.

Степени родства тональностей определяются близостью этих тональностей друг другу. Критерии близости – наличие общих звуков и созвучий (главным образом, трезвучий). Всё просто! Чем больше общего, тем ближе связи!

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике, Музыкальный класс



Пояснение! На всякий случай – в учебнике Дубовского (то есть бригадном учебнике гармонии) даётся чёткая позиция по поводу родства. В частности, справедливо замечено, что ключевые знаки – не главный признак родства, и он, к тому же, чисто номинальный, внешний. А вот что по-настоящему важно, так это именно трезвучия на ступенях!

Самой распространённой (по числу приверженцев) системой родственных связей между тональностями является система Римского-Корсакова. В ней выделяются три степени или уровня родства.

Сюда входят 6 тональностей, которые по большей части различаются на один ключевой знак. Это те тональные строи, тонические трезвучия которых строятся на ступенях гаммы исходной тональности. Это:

  • параллельная тональность (все звуки одинаковые);
  • 2 тональности – доминантовая и параллельная к ней (разница в один звук);
  • ещё 2 тональности – субдоминанта и параллельная к ней (тоже разница на один ключевой знак);
  • и последняя, шестая, тональность – здесь случаи-исключения, которые нужно запомнить (в мажоре это тональность субдоминанты, но взятой в минорном гармоническом варианте, а в миноре – тональность доминанты, тоже взятой с учётом альтерации VII ступени в гармоническом миноре, и потому мажорной).

В этой группе 12 тональностей (из которых 8 одного ладового наклонения с исходной тональностью, а 4 – противоположного). Откуда берётся ряд этих тональностей? Здесь всё, как в сетевом маркетинге: к уже найденным тональностям первой степени родства разыскиваются партнёры – свой набор тональностей… первой степени! То есть родственных к родственным!



Ей-богу, всё, как в математике – было шесть, к каждой из них ещё шесть, и 6х6 всего 36 – какая-то запредельность! Короче, из всех найденных тональностей выбираются только 12 новых (появляются в первый раз). Они то и будут образовывать круг второй степени родства.

Как вы уже, наверное, догадались, тональностями 3-й степени родства являются тональности первой степени родства к тональностям 2-й степени родства. Родственные к родственным родственных. Вот так вот! Увеличение степени родства происходит по одинаковому алгоритму.

Это самый слабый уровень связи тональностей – очень они друг от друга далеки. Сюда относятся по пять тональностей, которые при сравнении с исходными не обнаруживают ни одного общего трезвучия.

В бригадном учебнике (московская школа – наследуют традиции Чайковского) предлагается не три, а целых четыре степени родства тональностей. Весомого различия между московской и питерской системами нет. Оно состоит лишь в том, что в случае системы четырёх степенейтональности второй степени разделяются на две.

Напоследок… А зачем вообще надо разбираться в этих степенях? И без них вроде хорошо живётся! Степени родства тональностей, вернее их знание, пригодятся при игре модуляций. Например, о том как играть модуляции в первую степень из мажора, читайте здесь.

P.S. Отдохни! Не скучай! Посмотри видео, которое мы тебе приготовили. Нет, это не тот мультик про Масяню, это регтайм Джоплина:



Автор – Владимир Жеребцов + администратор

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях), Музыкальный класс

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях) Монограмма – одно из таинственных явлений в музыкальном искусстве. Она представляет собой музыкальный шифр в виде буквенно-звукового комплекса, составленного на основе имени автора музыкального произведения или имён дорогих ему людей.

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке, Музыкальный класс

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке? Споры о возрасте, с которого можно начинать учиться музыке, ведутся давно, но по большому счету в этих спорах так и не родилась однозначная истина.

Что дети изучают в музыкальной школе, Музыкальный класс

Что дети изучают в музыкальной школе? Любому взрослому интересно узнать, чем занимаются дети на протяжении 5-7 лет в музыкальной школе, что изучают и каких результатов достигают.

Музыкальный лад, Музыкальный класс

Музыкальный лад Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей, Музыкальный класс

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей Занятия музыкой (в любой форме) помогают детям развивать не только слух и ритм, но и память, внимание, координацию, интеллект, усидчивость и многое другое.

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России, Музыкальный класс

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников.

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта, Музыкальный класс

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта В марте в городе Баден-Бадене нашли фортепиано, на котором, по предположению, играл В. А. Моцарт. Но хозяин инструмента даже не подозревал, что на нем некогда играл этот знаменитый композитор.

Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы, Музыкальный класс

Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы Знаете ли вы, что эпоху, подарившую нам Баха и Генделя, называли «причудливой»? Причём называли далеко не в положительном контексте.

Зарубежная музыка начала 20 века, Музыкальный класс

Зарубежная музыка начала 20 века Стремление композиторов максимально использовать все возможности хроматического звукоряда позволяют выделить отдельный период в истории академической зарубежной музыки, который обобщил достижения предыдущих веков и подготовил человеческое сознание к восприятию музыки вне 12 тоновой системы.

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы, Музыкальный класс

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы Уже в течение нескольких столетий военные духовые оркестры создают особый антураж на торжествах, церемониях государственной важности и многих других мероприятиях.

Старинный детский музыкальный фольклор: нечто интересное из жизни наших далёких предков, Музыкальный класс

Старинный детский музыкальный фольклор: нечто интересное из жизни наших далёких предков Для того чтобы понять происхождение и значение детского музыкального фольклора, нужно знать особенности славянского мировоззрения.

Какие бывают стихотворные размеры, Музыкальный класс

Какие бывают стихотворные размеры? В русской поэтике принята силлабо-тоническая система стихосложения, введенная с легкой руки Ломоносова и Тредиаковского. Если коротко: в тонической системе важно количество ударений в строке, а силлабика предполагает наличие рифмы.

Mузыкальная археология: самые интересные находки, Музыкальный класс

Mузыкальная археология: самые интересные находки Музыкальная археология – это одно из интереснейших направлений в археологии. Памятники искусства, исследование музыкальной культуры можно изучить, познакомившись с таким направлением как музыкальная археология.

Как выбрать синтезатор для домашнего обучения, Музыкальный класс

Как выбрать синтезатор для домашнего обучения? Учащиеся музыкальных школ не всегда имеют возможность приобрести полноценное фортепиано. Чтобы решить вопрос с домашними занятиями, преподаватели предлагают приобрести качественный синтезатор.

Искусство трубадуров: музыка и поэзия, Музыкальный класс

Искусство трубадуров: музыка и поэзия Слово «трубадур» с прованского языка переводится как «находить», «изобретать», ведь мелодии и песни – это своего рода находки и изобретения.

Самообразование учителя музыки, Музыкальный класс

Самообразование учителя музыки Самообразование учителя музыки, как и любого другого педагога, начинается ещё во время прохождения обучения. Оно включает в себя сразу несколько сторон развития его личности.

Рок-Академия «Москворечье» готовится отметить свой день рождения, Музыкальный класс

Рок-Академия «Москворечье» готовится отметить свой день рождения Одна из старинных музыкальных школ, предназначенных для обучения взрослых, – Рок-Академия «Москворечье» − готовится отметить свой день рождения! Лишь за последние несколько месяцев в ее стенах прошли обучение порядка трех сотен человек.

Учим ноты на гитаре, Музыкальный класс

Учим ноты на гитаре Для того, чтобы освоить любой музыкальный инструмент, первое, что нужно сделать это лично прощупать его диапазон, понять, что именно нужно сделать для того, чтобы извлечь ту или иную ноту.

Разновидности гитарного боя, Музыкальный класс

Виды боя на гитаре Когда гитару в руки берёт начинающий музыкант, то вряд ли стоит ожидать, что он сразу сможет сыграть нечто действительно красивое. Гитара, как и любой другой музыкальный инструмент, требует постоянной практики, тем более, если речь идёт о видах боя на гитаре.

Синезатор с микрофоном надолго займёт ребёнка, Музыкальный класс

Синезатор с микрофоном надолго займёт ребёнка Детям очень быстро надоедают новые игрушки. Никогда не знаешь, чем удивить ребёнка и привлечь его внимание. Уже с раннего возраста мальчики и девочки погружаются в компьютерные игры.

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому, Музыкальный класс

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому? Научить этому ребенка легче, чем взрослого. Во-первых, у него лучше развито воображение, во-вторых, сюжеты произведений для детей более конкретны.

Кроссворд на тему музыкальные инструменты, Музыкальный класс

Кроссворд на тему музыкальные инструменты Этот кроссворд «Музыкальные инструменты» специально создан как образец для тех, кому был задан кроссворд по музыке на эту или другую тему.

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах, Музыкальный класс

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах Невероятное эмоциональное воздействие, оказываемое музыкой, издревле заставляло задуматься о мистических источниках её происхождения.

Музыкальные инструменты для детей, Музыкальный класс

Музыкальные инструменты для детей Какой инструмент выбрать ребенку? С какого возраста можно обучать его игре? Как разобраться в разнообразии музыкальных инструментов для малышей? Постараемся ответить эти вопросы в данном материале.

Рейтинг@Mail.ru