Не пропусти
Главная » Исскуство для души » Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются, Музыкальный класс

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются, Музыкальный класс

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются, Музыкальный класс

Для начала просто напомню, что септаккорд – это такой аккорд (то есть созвучие), в котором четыре звука и эти четыре звука можно расположить по терциям. Если записать септаккорд нотами, то эта запись будет похожа на нарисованного снеговика, только кружочков (нот) будет не три, а четыре штучки.

Теперь по поводу того, откуда взялось прозвище «вводные септаккорды». Дело в том, что септаккорды, как и трезвучия, можно построить абсолютно на любой ступени мажора или минора – на первой, на второй или третьей, на шестой или на седьмой. Вы наверняка уже имели дело с доминантсептаккордом – это септаккорд, построенный на пятой ступени. Возможно, вы также знаете и септаккорд второй ступени.

Так вот, вводный септаккорд – это септаккорд, который строится на седьмой ступени. Седьмая ступень, если помните, называется вводной , она самая неустойчивая, располагается на расстоянии полутона по отношению к тонике. Такая вот вводная функция этой ступени распространила своё действие и на аккорд, который на этой ступени построен.



Ещё раз, вводные септаккорды – это септаккорды, которые строятся на вводной седьмой ступени. Эти аккорды составляются из четырёх звуков, которые отстоят друг от друга на расстоянии интервала терции.

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются, Музыкальный класс

Они бывают двух видовмалые и уменьшённые . Малый вводный септаккорд строится на VII ступени натурального мажора, и только. Уменьшённый вводный септаккорд можно построить в гармонических ладах – гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Один из этих двух видов аккордов будем условно обозначать так – МVII7 (малый вводный или малый уменьшённый), а другой так – УмVII7 (уменьшённый). Эти два аккорда различаются своим интервальным составом , но в основе каждого из них лежит уменьшённое трезвучие .

Малый уменьшённый , или по-другому, малый вводный септаккорд состоит из двух малых терций (то есть уменьшённого трезвучия), над которыми достраивается ещё одна терция, но уже большая. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал малой септимы .

Уменьшённый вводный септаккорд , или, как иногда говорят, просто уменьшённый состоит из трёх малых терций. Можно их разложить так: две малых (то есть фактически уменьшённое трезвучие в основании) и над ними ещё одна малая терция. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал уменьшённой септимы.



Взгляните на этот нотный пример:

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются, Музыкальный класс

Абсолютно любой септаккорд имеет три обращения , они всегда одинаково называются. Это квинсекстаккорд (опознавательный знак – циферки 65 ), терцквартаккорд (узнаем по цифрам 43 справа) и секундаккорд (обозначается двойкой — 2 ). Откуда взялись эти странные названия, вы можете узнать, если почитаете статью «Структура аккордов и их названия». Кстати, помните, что обращений трезвучий (трёхзвучных аккордов) всего два?

Итак, и малый вводный и уменьшённый вводный аккорды имеют по три обращения, которые получаются оттого, что каждый раз мы нижний звук аккорда переносим на октаву вверх , либо, наоборот, верхний звук перемещаем на октаву вниз .

Давайте разберёмся с интервальным строением каждого аккорда, получающегося в результате обращения:

Пример всех этих аккордов в тональности до мажор:

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются, Музыкальный класс



Малый вводный септаккорд и его обращения в тональности до мажор

  • УмVII7 = м3 + м3 + м3
  • УмVII65 = м3+ м3 + ув2
  • УмVII43 = м3 + ув2 + м3
  • УмVII2 = ув2 + м3 +м3

Нотный пример всех этих аккордов в тональности до минор (в до мажоре будут те же звуки, только си-бекар будет обычной нотой си без дополнительных значков):

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются, Музыкальный класс

Уменьшённый вводный септаккорд и его обращения в тональности до минор

С помощью приведённых нотных примеров вы и сами легко можете вычислить, на каких ступенях строится каждый из аккордов. Так, если септаккорд седьмой ступени в своём основном виде , естественно, строить нужно на VII ступени (только в миноре это будет VII повышенная). Первое обращение – квинтсекстаккорд , или VII65 – будет располагаться на II ступени . Бас терцквартаккорда седьмой ступени , VII43 – это во всех случаях IV ступень , а основанием третьего обращения – секундаккорда , VII2 – будет VI ступень (в мажоре, если нам нужен уменьшённый вариант аккорда, то мы эту шестую ступень должны понизить).



Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются, Музыкальный класс

Вводные септаккорды можно разрешать в тонику двумя способами . Один из них заключается в том, чтобы сразу переводить эти неустойчивые созвучия в тонические устойчивые. То есть, другими словами, здесь имеет место выполнение прямого разрешения в тонику . При таком методе тоника на исходе получается не совсем обычная, но об этом чуть позже. Каков же другой способ разрешения?

Другой способ основывается на том, что вводные септаккорды или их обращения не сразу переходят в тонику, а через некоего проводника – какой-нибудь «вспомогательный» аккорд. И в роли такого проводника выступают обращения доминантсептаккорда . А уже потом этот доминантсептаккорд (или какое-то из его обращений) разрешается в тонику по всем правилам.

Аккорд-проводник выбирается по принципу: тот, который строится на той же ступени, что и разрешаемый аккорд, или тот, который находится очень близко . Построение вводных аккордов возможно на всех неустойчивых ступенях (на VII строится VII7, на II – VII65, на IV – VII43, а на VI – VII2). На этих же ступенях, кроме одной из четырёх – шестой ступени, строятся и обращения доминантового септа: на VII ступени можно написать D65, на II – D43 и на IV – D2. А вот для VI ступени придётся использовать в качестве проводника сам доминантовый септаккорд в своём основном виде – D7, который строится на пятой ступени, то есть располагается на одну ступеньку ниже разрешаемого вводного секундаккорда.



Смотрим нотную иллюстрацию (пример с разрешением):

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются, Музыкальный класс

Разрешение вводного септаккорда и его обращений через доминантовые созвучия в гармоническом до мажоре

Чтобы быстро сообразить, какой доминантовый аккорд поставить после вводного, придумали пользоваться так называемым «правилом колеса» . По правилу колеса для разрешения вводного септа берется первое обращение доминантового септа, для разрешения первого обращения вводного – второе обращение доминантового, для второго вводного – третье доминантовое и т.д. Можно изобразить это наглядно – будет понятнее. Нарисуем колесо, расположим по его четырём сторонам обозначения обращений септаккордов в виде цифр и находим последующие аккорды, двигаясь по часовой стрелке.

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются, Музыкальный класс



Теперь вернёмся к способу разрешения вводных септаккордов, заявленному ранее. Переводить эти неустои будем сразу в тонику. Поскольку в септаккорде четыре звука, а в тоническом трезвучии три, то при разрешении какой-то из звуков трезвучия просто будет удвоен. Тут то и начинается самое интересное. Удвоения в тоническом трезвучии будут ненормативные . Что это значит? Дело в том, что обычно в тоническом трезвучии удваивается прима – основной, самый устойчивый тон, тоника. А тут удваиваться будет терция – третья ступень. И это не прихоть. На всё есть свои причины. В частности огромное значение правильное разрешение будет иметь при непосредственном переходе в тонику уменьшённого вводного аккорда, в составе которого целых два тритона, их обязательно нужно разрешить правильно.

Ещё один интересный момент. Не всякое обращение вводных септов будет разрешаться именно в трезвучие . Квинсекстаккорд и терцквартаккорд, например, будут переходить в секстаккорд с удвоенной терцией (с удвоенным басом), а секундаккорд – в тонический квартсекстаккорд, и только сам вводный в основном виде соизволит перейти в трезвучие.

Пример разрешения непосредственно в тонику:

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются, Музыкальный класс



Разрешение уменьшенного вводного септаккорда и его обращений в тонику в гармоническом до миноре

Вся соль этого поста в двух словах. Вводные септаккорды строятся на VII ступени. Этих аккордов два вида – малый, который встречается в натуральном мажоре, и уменьшённый, который проявляет себя в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. У вводных септаккордов, как и у любых других септаккордов, 4 обращения. Есть два вида разрешения этих созвучий:

  1. непосредственно в тонику с ненормативными удвоениями;
  2. через аккорды доминантсептаккорда.

Ещё пример, вводные септаккорды в ре мажоре и ре миноре:

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются, Музыкальный класс

Если требуется построить вводные септаккорды или какие-либо из их обращений от конкретного заданного звука, то ориентироваться придётся на интервальный состав. Всякий, кто умеет строить интервалы, построит такое без особых проблем. Главный вопрос, который нужно будет решить, — это определение тональности и разрешение в неё вашего построения.

Малый вводный мы разрешаем только в мажор, а уменьшённый – и в мажор, и в минор (при этом тональности будут одноимённые – например, до мажор и до минор, или соль мажор и соль минор). Как узнать конкретно что за тональность? Очень просто: нужно просто звук, от которого строите, рассмотреть как одну из ступеней искомой тональности:



  • Если вы построили VII7, то ваш нижний звук окажется соответственно VII ступенью, и, шагнув ещё на ступень вверх, вы тут же получите тонику;
  • Если нужно было написать VII65, который, как вам известно, строится на II ступени, то тоника будет располагаться, наоборот, на ступень ниже;
  • Если заданный аккорд – VII43, а он занимает IV ступень, то тонику можно получить, отсчитав четыре ступеньки вниз;
  • Наконец, если в вашей нотной тетрадочке VII2 на VI ступени, то для нахождения первой ступени, то бишь тоники, вам нужно подняться на три ступеньки вверх.

Определив таким нехитрым способом тональность, вы не будете иметь никаких бед с разрешением. Разрешение вы можете выполнить любым из двух способов – какой вам нравится больше, если, конечно, само задание не ограничивает вас в выборе.

Примеры вводных и их обращений от нот до и ре:

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются, Музыкальный класс

Удачи вам в ваших делах!

Рисунки и нотные примеры принадлежат сайту music-education.ru

Понятно, без воды и с примерами. Большое спасибо!)



Вобще гениально написано

Скажите пожалуйста, малый вводный септаккорд строится только в мажоре или в миноре тоже?Спасибо.

Отлично! Самое главное: не просто описание, содранное откуда-нибудь, а с логикой использования для практики. То, что надо!

Спасибо огромное!))Самое доступное изложение материала!!

Спасибо. Сейчас все аккорды обозначаются буковками с циферками. Хотелось бы видеть и эти обозначения. Например Dm / Fdim / G#dim / A7 / Dm // со всеми такими хорошими вашими комментариями. А если бы ещё и фрагменты нотоносца с нотками добавить — вообще класс …

Самые читаемые:

ТОП 9 самых знаменитых барабанщиц, Музыкальный класс
9 самых влиятел...
Факторы, влияющие на звучание бас гитары, Музыкальный класс
Факторы, влияющ...
Современный балет: театр Бориса Эйфмана, Музыкальный класс
Современный бал...
Изучаем ноты басового ключа, Музыкальный класс
Изучаем ноты ба...
Гармония: играем период с прерванной каденцией, Музыкальный класс
Гармония: играе...
Таблицы характера музыки, Музыкальный класс
Таблицы характе...
Как легко и быстро выучить ноты, Музыкальный класс
Как легко и быс...
Если задали на дом сочинять музыку, Музыкальный класс
Если задали на ...
7 самых известных джазовых музыкантов, Музыкальный класс
7 самых известн...
Музыка и цвет: о феномене цветного слуха, Музыкальный класс
Музыка и цвет: ...
Музыканту: как нейтрализовать эстрадное волнение, Музыкальный класс
Музыканту: как ...
Как быстро находить родственные тональности второй и третьей степени родства, Музыкальный класс
Как быстро нахо...
Как подобрать аккорды к песне, Музыкальный класс
Как подобрать а...
Тропарь Пасхи – ноты обиходных праздничных песнопений, Музыкальный класс
Тропарь Пасхи –...
Торжествуйте, веселитесь, Ангелы в небе
Торжествуйте, в...
Интересные музыкальные приложения для Android, Музыкальный класс
Интересные музы...
Православная церковная музыка и русская музыкальная классика, Музыкальный класс
Православная це...
Песни политзаключенных: как это было…, Музыкальный класс
Песни политзакл...
Мой опыт игры в оркестре: рассказ музыканта, Музыкальный класс
Мой опыт игры в...
Как сделать тюльпаны из бумаги: мастер-класс, Музыкальный класс
Как сделать тюл...
Корнет – краткая история героя духового оркестра, Музыкальный класс
Корнет – незасл...
Как научить ребенка слушать музыку, Музыкальный класс
Как научить реб...
Колыбельные – терапия детских страхов, Музыкальный класс
Колыбельные – т...
Как научится играть на барабанах, Музыкальный класс
Как научится иг...
Гигиена голоса, или как вырастить хороший голос, Музыкальный класс
Гигиена голоса,...
Ритмика для детей не урок, а одно удовольствие, Музыкальный класс
Ритмика для дет...
Как стать диджеем, Музыкальный класс
Как стать ди-дж...
Как научиться правильно петь? Советы вокалистки Елизаветы Боковой, Музыкальный класс
Как научиться п...

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Ты чья? Страшилка про музыкальную школу! Творчество наших читателей, Музыкальный класс

Ты чья? Страшилка про музыкальную школу! Творчество наших читателей. — Опять ты не вымыла окно, дрянь! Ведь сколько я тебя просила! Глаза мои чтобы больше тебя не видели! — кричала мать Диане.

Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей, Музыкальный класс

Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей Я была удивлена, когда моя шестилетняя дочка заявила, что хочет учиться играть на виолончели.

Как научить ребенка слушать музыку, Музыкальный класс

Как научить ребенка слушать музыку? Как научить ребенка слушать музыку? Таким вопросом задаются родители, глядя на то, как их непоседливые дети бегают, играют, танцуют.

Как привить ребенку музыкальный вкус, Музыкальный класс

Как привить ребенку музыкальный вкус? Музыка является отражением внутреннего мира человека, и поэтому насколько бывают разными люди, настолько разнообразна музыка в современном мире.

Полезные и вредные продукты для вокалиста, Музыкальный класс

5 вредных и 5 полезных продуктов для вокалиста. Особенности питания и звучание голоса Питание играет большую роль в жизни и работе вокалиста. Порой хриплое звучание голоса появляется не из-за заболеваний горла, а при неправильном питании.

Использование музыки для обучения детей базовым навыкам и иностранному языку, Музыкальный класс

Использование музыки для обучения детей базовым навыкам и иностранному языку Удивительно, как много значит музыка в нашей жизни. Данное искусство, по мнению многих выдающихся деятелей, способствует развитию духовного мира человека.

Голоса птиц в музыке, Музыкальный класс

Голоса птиц в музыке Чарующие голоса птиц не могли пройти мимо внимания сочинителей музыки. Существует множество народных песен, академических музыкальных произведений, в которых отражены голоса пернатых.

Контральто – самый низкий женский голос, который встречается очень редко, Музыкальный класс

Бархатный голос контральто. В чём главный секрет его популярности Контральто является одним из самых ярких женских голосов. Его бархатистое низкое звучание часто сравнивают с виолончелью.

Классическая музыка для детей, Музыкальный класс

Детская классическая музыка Композиторы-классики немало страниц своего творчества посвятили детям. Эти музыкальные произведения написаны с учётом особенностей детского восприятия, многие из них – специально для маленьких исполнителей, соответственно их техническим возможностям.

Песни Победы: благодарная память, Музыкальный класс

Песни Победы: благодарная память Что стоит за этим кратким и в то же время необыкновенно ёмким словосочетанием – «песни Победы»? Очень и очень многое: четыре года невероятного напряжения физических и душевных сил, лежащие в руинах города, миллионы погибших, пленных и оказавшихся во вражеском плену.

Кроссворд на тему творчество Глинки, Музыкальный класс

Кроссворд на тему «Творчество Глинки» Дорогие друзья! Представляю вам новый музыкальный кроссворд. На этот раз кроссворд, посвящённый творчеству великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.

Как быстро научиться играть на фортепиано? Советы и рекомендации по самостоятельному обучению пианино для начинающих, Музыкальный класс

Как быстро научиться играть на фортепиано? Максимально быстро овладеть инструментом можно, посещая уроки фортепиано для начинающих в Москве, ну а для самостоятельного обучения потребуется некоторое время.

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы, Музыкальный класс

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы? Любому педагогу приятно работать с учеником, который заинтересован в своих успехах и стремится улучшать достигнутые результаты.

Слушаем «Карнавал животных» с ребёнком, Музыкальный класс

Слушаем «Карнавал животных» с ребёнком Заботливые родители, которым глубоко небезразлично будущее их детей, прекрасно знают о том, что музыка отлично развивает интеллект, мышление, память и внимание детей.

Полезные музыкальные приложения для IPhone, Музыкальный класс

Полезные музыкальные приложения для IPhone На прилавках Apple Store довольно таки много приложений для любителей музыки. Но отыскать не просто развлекательные, а действительно полезные музыкальные приложения для IPhone не так-то просто.

Как научить взрослого играть на фортепиано, Музыкальный класс

Как научить взрослого играть на фортепиано? Не важно, по какой причине взрослый человек вдруг пожелал научиться играть на фортепиано, у каждого своя мотивация. Главное, что решение это обдуманное и собственное.

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории, Музыкальный класс

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории Деревянные духовые инструменты – самые древние наряду с барабаном и некоторыми другими ударными. На многих сюжетах пасторали, картинках древности можно увидеть всевозможные дудочки и свирели, на которых играли наши предки.

Самые известные произведения для аккордеона, Музыкальный класс

Самые известные произведения для аккордеона На этой страничке пойдет речь об известных произведениях для аккордеона, которые обычно играют музыканты, обучающиеся в колледжах или старших классах школ.

Корнет – краткая история героя духового оркестра, Музыкальный класс

Корнет – незаслуженно забытый герой духового оркестра Корнет (корнет-а-пистон) – это медный духовой инструмент. Он очень эффектно смотрится и выгодно поблескивает своими медными боками на фоне других инструментов в оркестре.

Самостоятельное обучение игре на гармошке, Музыкальный класс

Самостоятельное обучение игре на гармошке 21-й век на дворе, а голосистая гармошка, как и много лет назад, радует нас своими переливчатыми, задорными напевами.

Как расширить диапазон голоса, Музыкальный класс

Как увеличить свой диапазон голоса? Иметь широкий диапазон рабочего голоса мечтает каждый вокалист. Но не все могут профессиональными методами добиться красивого звучания голоса на любом участке диапазона и пытаются расширить его самостоятельно в ущерб здоровью.

Как научиться петь высокие ноты, Музыкальный класс

Как научиться петь высокие ноты Высокие ноты могут представлять сложность для начинающих вокалистов, причём в большей степени для тех, кто не пел в детские годы в хоре. Научиться их правильно петь можно в любом возрасте.

Музыкальная психология: воздействие музыки на человека, Музыкальный класс

Музыкальная психология: воздействие музыки на человека Скорей всего, в прежние, советские годы, статью на подобную тему мне пришлось бы начать с классического высказывания В.И.Ленина о музыке немецкого композитора Л.ван Бетховена, которую вождь мирового пролетариата назвал «божественной» и «нечеловеческой». Ортодоксальные коммунисты охотно цитируют первую часть ленинского высказывания о том, что музыка будит в нем сентиментальность, что хочется плакать, гладить детей по головкам и говорить милые глупости.

Песни об СССР: пока помним – живём, Музыкальный класс

Песни об СССР: пока помним – живём! Два значительных русских поэта – Борис Чичибабин и Евгений Евтушенко – независимо друг от друга, но движимые чувством глубокого страдания, написали горькие строки.

Рейтинг@Mail.ru