Не пропусти
Главная » Что? Где? Когда? Россия » Что потеряла Византия при отсоединении католиков

Что потеряла Византия при отсоединении католиков

Что потеряла Византия при отсоединении католиков

Зыбкий, но все же единый христианский мир просуществовал до XI века, пока пути православия и католичества окончательно не разошлись. Первоначально церкви не считали этот разрыв безвозвратным, рассматривая его как очередной спор из-за различий между латинским и греческим мирами. Тем не менее Великая схизма (раскол) 1054 года разделила христианство на две части, которые отныне начали развиваться независимо друг от друга.

Расхождения между церквями со временем только усилились, что в итоге породило взаимную враждебность и даже кровопролитие. Колыбель православия – Византия – после схизмы начала ослабевать, утратив в 1453 году роль центра восточного христианства, когда под турецким натиском пал Константинополь.

Однако католичество не сумело этим воспользоваться, чтобы навязать себя в качестве краеугольного камня учения Христа. Уже к середине XV века появился самостоятельный очаг православия – Московское княжество.

Христианизация западной Европы к XI веку практически была завершена, а схизма и последующее противостояние католицизма православию отчасти способствовали сближению западноевропейских стран. Основой их единства являлась, прежде всего, латынь, которая была не только богословским, но и научным языком. Папство благодаря этому могло унифицировать религиозное учение, а также лучше контролировать его проповедь на всей территории католического мира.

Связующими звеньями политически раздробленной Европы являлись латынь и католицизм. Выросшие из монастырской культуры университеты могли принимать студентов из разных частей Старого света, что способствовало научному и культурному единству. В то же время для основной массы населения смысл церковных богослужений на чуждой латыни ускользал, в результате чего люди воспринимали только внешнюю, обрядовую сторону веры. Главенствующую позицию в Европе папство утратило только с XV века, когда во Франции и Англии начали складываться фактически свои национальные церкви.

Православие в отличие от католичества допускало богослужение и перевод священных текстов на местные наречия, что во многих странах способствовало развитию собственного литературного языка. Ещё в IX веке византийские миссионеры Кирилл и Мефодий создали старославянскую азбуку и перевели книги, без которых не могли совершаться церковные службы.

Православный мир в противоположность католическому во многом за счёт этого оказался не столь сильно централизован, что помогло ему сохраниться даже после падения Константинополя.

Несмотря на провозглашённые взаимные анафемы в 1054 году, католический и православные миры связывала общая борьба с исламским Востоком. Византийские императоры уже со времён Михаила VII Парапинака (1071-1078 годы) просили латинян прислать подмогу для борьбы с экспансией мусульман.

Однако только Алексей I Комнин (1081-1118) сумел добиться расположения католиков, а римский папа Урбан II даже освободил его от церковного отлучения. Тем не менее латинский мир, преследуя, прежде всего, свои цели, решил поддержать Византию, кода ей это было уже не так нужно. Помощь Константинополю обернулась Первым крестовым походом, созываемым под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине.

Крестоносцы прибыли в Константинополь в 1096 году, при этом взаимоотношения между католиками и православными были натянутыми. Смотревшие с недоверием на “ортодоксов-схизматиков” латиняне нередко участвовали в грабежах местного населения. Алексей I Комнин с большим трудом сумел добиться от предводителей крестоносцев обязательств вернуть Византии отбитые у мусульман земли.

Однако западные рыцари не стремились исполнять договоренности, создавая вместо этого на захваченных территориях католические графства и княжества.

Окончательную точку в разрыве христианства поставил Четвертый крестовый поход, целью которого изначально был провозглашен Египет. Крестоносцы, провоцируемые Венецией, которая соперничала с Византией, решили вмешаться во внутренние дела Константинополя.

В результате в 1204 году город был захвачен, православное население подверглось гонениям, а на значительной территории Византии почти на 60 лет была образована так называемая Латинская империя.

Распавшаяся после 1204 года Византия вновь стала единой в 1261 году, когда греки-православные вернули себе Константинополь и восстановили патриархат. Однако государство уже не обрело былой силы. Император Михаил VIII Палеолог (1261-1282), опасаясь реванша со стороны латинян, пообещал папе примирения церквей. В результате Второго Лионского собора 1274 года была заключена уния между католичеством и православием, которую вскоре расторг Андроник II, сын Михаила VIII.

Следующая попытка объединения была предпринята в 1438-1445 годах на Ферраро-Флорентийском соборе, где православная церковь признала католическое вероучение и главенство римских пап при условии сохранения в своих патриархиях православной обрядности. На союзе восточной и западной церквей настаивал византийский император, однако большинство восточных церквей не признало соглашения.

Мало того, несмотря на согласие с унией русского митрополита Исиодора, московский князь Василий II Тёмный разорвал её, а священнослужителя-униата низложили. Заключение унии не привлекло помощь Византии со стороны Запада, а лишь ослабило внутреннее единство православного мира. В итоге в 1453 году Константинополь был захвачен турками-османами.

Широкая турецкая экспансия привела к захвату не только Византии, но и значительный части Балкан, Палестины и Египта. После чего православие в этих землях стало довольно жестоко подавляться мусульманами. Крупными центрами восточного христианства в середине XV века являлись Великое княжество Литовское и русские земли.

Однако, по сути, единственным представлявшим силу монолитным православным государством осталось Московское княжество. Подчеркивая преемственность Восточно-Римской империи, Иван III (1462-1505) стал использовать вместо обращения князь титул царь (цесарь), а также византийский герб в виде двуглавого орла. Женитьба на племяннице последнего константинопольского императора – Софье Палеолог – также указывала на связь с Византией.

В период правления отца Ивана III – Василия II русская церковь фактически стала автокефальной от Константинопольского патриархата. Католичество ещё не оставляло попыток втянуть Московское княжество в сферу своего влияния, используя последнюю унию, однако православие надежно укоренилось в русских землях.

Псковский монах Филофей, используя идеи митрополита Зосимы времен Ивана III, в первой половине XVI века сформулировал теорию о Москве как о Третьем Риме, который продолжит традиции Византии и православия.

О admin

x

Check Also

Почему Кавказская война стала самой долгой в русской истории

Почему Кавказская война стала самой долгой в русской истории Летом 1864 года завершилась самая длительная война России XIX века, ставшая частью сложной борьбы за обладание Кавказом.

Почему Кавказская война стала самой долгой в истории

Почему Кавказская война стала самой долгой в истории Летом 1864 года завершилась самая длительная война России XIX века, ставшая частью сложной борьбы за обладание Кавказом.

Почему к ранам нельзя прикладывать подорожник

Все мы с детства знаем правило: поранился – приложи подорожник. Так это растение становится в глазах многих настоящей панацеей. Однако чем может быть опасно беспрекословное следование этому совету? Итак, для начала давайте разберемся, как именно подорожник помогает при ранениях.

Почему иудеи не могут носить одежду из смеси льна и шерсти

Почему иудеи не могут носить одежду из смеси льна и шерсти В иудаизме существует 613 заповедей, 365 из которых носят запрещающий характер. Например, иудеям нельзя делать татуировки, бриться с помощью лезвия, употреблять в пищу мясо, сваренное в молоке, а также надевать одежду из смеси шерсти и льна.

Почему Иуда предал Христа

Иуда вошёл в историю с недоброй славой, став олицетворением предательства. Его имя стало нарицательным: ведь ужас содеянного им заключается не только в том, что человек предал за тридцать серебряных монет своего Учителя, но и в том, что он предал Бога.

Почему Исидор предал Василия Тёмного

Митрополит Исидор, назначенный Византийским императором в середине XV века управлять Киевской и Московской митрополией, остался в истории как предатель интересов православных христиан.

Почему иностранцы опасались русских бань

Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе. Но так ли это? Это утверждение не совсем верно.

Почему иностранцы боялись мыться в русских банях

Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе. Но так ли это? Это утверждение не совсем верно.

Почему иностранные гости боялись ходить в русскую баню

Почему иностранные гости боялись ходить в русскую баню Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе.

Почему иноземцы любили русские пиры

В записках и мемуарах, оставленных когда-либо побывавшими в России иностранцами, нередко приходится встречать восторженные описания обедов, подававшихся им в трактирах, гостиницах или у кого-либо в гостях.

Почему именно стрельцы устраивали бунты

Стрельцы заслуженно считали себя военной элитой России. Они героически сражались с неприятелем, обживали новые земли. Но они же, недовольные своим положением, подрывали устои русской государственности.

Почему именно медведь стал символом России

Из всей фауны русскому человеку был ближе всего медведь. Ближе преданных собак и милых котов, которые воспринимались довольно утилитарно, не без презрения. Ближе лошадей, коров, к которым относились бережливо, по семейному, но, не стирая границы между собой и животным.

Почему именно в Новгороде и Пскове появились первые ереси

Почему именно в Новгороде и Пскове появились первые ереси В ранней истории русского христианства Новгород и Псков занимают особую роль. Во-первых, именно на этих территориях имела место вотчина княгини Ольги, которая начала крещение Руси до Крещения Князя Владимира.

Почему икота на Руси считалась одержимостью бесом?

Непроизвольное сокращение диафрагмы, которым является обычная икота, на Руси считалось признаком вселения в человека злого духа. Эта демонизация простой физиологической реакции происходила от того, что ни о какой диафрагме и процессах, которые могли с ней происходить, ни в Средние века, ни гораздо раньше люди понятия не имели.

Почему икона Казанской Божией Матери стала символом русских побед

Почему икона Казанской Божией Матери стала символом русских побед Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская.

Почему Израиль предпочёл США, а не СССР

В становлении современного государства Израиль глобальную роль сыграли, помимо еврейских политических и экономических лидеров, три тогдашние сверхдержавы: Великобритания, СССР и США.

Почему избы на Руси всегда были из дерева

Стоит изба, стоит без единого гвоздя. Окна узорчатые, крыльцо высокое, задорный конек на крыше. Изба, она - же дом, она же - произведение искусства, незамысловатого и чуждого вычурности.

Почему Ивана Грозного звали Титом

В XIV- XVI столетиях в России при рождении было принято давать прямые имена в честь святого, чья память отмечалась в этот день. В отличие от публичного христианского имени, прямое имя обычно употреблялось в узком кругу близких и родных людей.

Почему Иван Грозный хотел жениться на английской королеве

Почему Иван Грозный хотел жениться на английской королеве Сватовство Ивана Грозного к английской королеве Елизавете обычно считают его очередной мимолетной прихотью. Но он вел крупную игру.

Почему Иван Грозный поссорился со своими сподвижниками

Почему Иван Грозный поссорился со своими сподвижниками Историю правления Ивана Васильевича Грозного можно разделить на две части: первую, ознаменованную блестящими победами и реформами, и вторую, с опричниной и разрухой.

Почему Иван Грозный перенес столицу в Александровскую слободу

Почему Иван Грозный перенес столицу в Александровскую слободу 3 декабря 1564 года Иван Грозный покинул Москву и переехал в Александровскую слободу. Почти два десятилетия столицей, культурным и политическим центром государства была подмосковная резиденция царя.

Почему Иван Грозный казнил своего лекаря

Елисея Бомелия одни считают ловким авантюристом и шарлатаном, сумевшим втереться в доверие к самому Ивану Грозному, другие – профессиональным магом и астрологом. В летописях его называют злым волхвом.

Почему Иван III запретил упоминать в летописях речных пиратов

Почему Иван III запретил упоминать в летописях речных пиратов История ушкуйников, речных пиратов из Новгорода, Пскова и с иных территорий, весьма противоречива. После того, как Иван III окончательно разбил их, он повелел вырезать упоминания о них из летописей, кроме тех, где молодцы (как ещё называли ушкуйников) называются разбойниками.

Почему Иван III запретил упоминать в летописях пиратов

Почему Иван III запретил упоминать в летописях пиратов История ушкуйников, речных пиратов из Новгорода, Пскова и с иных территорий, весьма противоречива. После того, как Иван III окончательно разбил их, он повелел вырезать упоминания о них из летописей, кроме тех, где молодцы (как ещё называли ушкуйников) называются разбойниками.

Рейтинг@Mail.ru