Не пропусти
Главная » Что? Где? Когда? Россия » Когда Николай I был главой лютеран

Когда Николай I был главой лютеран

Когда Николай I был главой лютеран

Николай I, с одной стороны, был основоположником изменения самой сути института крепостничества, и без него не было бы реформы крепостного права, с другой – сторонник авторитаризмами порядка во всем. Но все это крайне упрощённый взгляд на Николая, и достаточно взглянуть на его религиозную политику, чтобы понять, что все было не так однозначно в плане внешних оценок, но, так или иначе, к вящей славе Государства Российского.

И, начиная говорить о религиозной политике Николая I, стоит упомянуть о том, что, в отличие от своего отца Павла I и старшего брата Александра I, Николай был далек от любого рода мистики настолько, насколько это возможно. По большому счету, к любой сфере социальных, политических, религиозных отношений он подходил, как военный инженер.

И отсюда стоит смотреть на логику решений императора по поводу вообще всего, а особенно религиозных вопросов. Например, Николай I примирил униатов и православных, а по сути, своей царской волей не только отменил унию, в рамках которой существами польские, к примеру, греко-католики, а попросту отменил униатство, как факт. Потом, правда, долго удивлялся, а чего ж они бунтуют, но политику примирения проводил железной рукой.

В ту же логику вписывается и ужесточение политики по отношению к старообрядцам. Судя по всему, Николай I искренне недоумевал, как православные, но не единые с государственными православными, могут тут вообще существовать. Единый механизм, единая система, гармонично работающая, как часы, – это был идеал Николая I во всем. И тем интереснее его отношение к лютеранам, в котором переплелось очень много личного, но в о же время и очень много сугубо утилитарного, инженерского.

И начать здесь стоит не с 1832 года, когда и была создана Лютерано-Евангелическая консистория, которую возглавил лично Николай, а несколько раньше, с юности будущего царя, на тот момент Великого Князя.

В первую очередь, стоит вспомнить Александру Федоровну, урожденную немецкую принцессу Фредерику Луизу Шарлотту Вильгельмину Прусскую, папенька у которой был кальвинистом лютеранином, а маменька – лютеранкой. И понятно, что перед венчанием принцесса Фредерика приняла православие, но есть все основания предполагать, что к лютеранам она сохранила самое теплое отношение.

Более того, в современной историографии принято считать Александру Федоровну легкомысленной, неумной, простоватой, но, думается, это не так. Брак этот, между Николаем и Фредерикой изначально заключался как сугубо политический. Однако юная великая княжна не просто влюбила в себя военного инженера Николая I, но и сделала так, что он полюбил её на всю жизнь.

Это был счастливый и многодетный брак, где простоватая и глуповатая Александра Федоровна расположила к себе еще и практически весь двор. Да, были сведения о систематической неверности Николая по отношению к жене. Но они восходят только к одному источнику – французскому послу.

А Франция, как мы помним, в то время к России не питала никаких теплых чувств. И не только за Наполеона, но и за гугенотов, которые парой столетий ранее обрели в России убежище и обосновались в нашей стране, процветая под государственной защитой и опекой.

Вторым важным личным фактором опеки над лютеранами в частности и протестантами вообще была персона епископа Якоба Тенгстрёма, лютеранина, преданного российскому престолу, который еще в 1816 году просил, чтобы Университет Або (горнило лютеранских кадров) был бы под почетным, канцлерским руководством Николая Павловича.

Вот эти факторы некоей внутренней личной симпатии наложились и на политику. Стоит вспомнить, что именно при Николае I Россию стали называть жандармом Европы. Почему? Потому что Европу лихорадило то либерализацией, то очередной революцией. Николай же был последователен и четок в отношении ко всем революционным процессам – он считал их абсолютным и беспримерным злом.

В процессах этих были замешаны и католики, и протестанты, и люди нового мировоззрения, агностики и атеисты. И, разбираясь во всех этих тонкостях, кажется, Николай I понял одно: Россия – колыбель традиции и христианства, которое лояльно государству. Ну, то есть, такой вот корабль спасения, только работающий в рамках порядка швейцарских часов.

А потому лютеране были не просто обласканы императором, но еще и возглавлены. Кстати, это было весьма дальновидное решение. Здесь нужно понимать, что католический Рим в те годы имел максимально плотные взаимоотношения с Россией, как полноправный политический субъект.

В 1845 году Николай I был в Риме и вел переговоры с Папой Григорием XVI, который сетовал на ущемление прав католиков в Российской Империи. Определенные послабления для католиков последовали, но главным противовесом во внешней политике Риму были именно лютеране, попечителем и защитником которых стал Николай I.

Самым парадоксальным образом, именно протестанты в нашей стране стали консервативной силой и орудием во внешней политике. Более того, Николай I, став суперинтендантом лютеран, сделал их окончательно русскими лютеранами, которые, может, и были лояльны Европе, но только после решений русского царя.

И это дало свою поддержку при общении с протестантскими королевствами и с огромными общинами в европейских номинально католических государствах. Ну, и где нужно, как в истории с Австрией, помогало устроить свою религиозную фронду всем этим европейским защитникам веры, поскольку именно Николай I по факту оказался защитником всего европейского христианства во всех его проявлениях.

О admin

x

Check Also

Почему Кавказская война стала самой долгой в русской истории

Почему Кавказская война стала самой долгой в русской истории Летом 1864 года завершилась самая длительная война России XIX века, ставшая частью сложной борьбы за обладание Кавказом.

Почему Кавказская война стала самой долгой в истории

Почему Кавказская война стала самой долгой в истории Летом 1864 года завершилась самая длительная война России XIX века, ставшая частью сложной борьбы за обладание Кавказом.

Почему к ранам нельзя прикладывать подорожник

Все мы с детства знаем правило: поранился – приложи подорожник. Так это растение становится в глазах многих настоящей панацеей. Однако чем может быть опасно беспрекословное следование этому совету? Итак, для начала давайте разберемся, как именно подорожник помогает при ранениях.

Почему иудеи не могут носить одежду из смеси льна и шерсти

Почему иудеи не могут носить одежду из смеси льна и шерсти В иудаизме существует 613 заповедей, 365 из которых носят запрещающий характер. Например, иудеям нельзя делать татуировки, бриться с помощью лезвия, употреблять в пищу мясо, сваренное в молоке, а также надевать одежду из смеси шерсти и льна.

Почему Иуда предал Христа

Иуда вошёл в историю с недоброй славой, став олицетворением предательства. Его имя стало нарицательным: ведь ужас содеянного им заключается не только в том, что человек предал за тридцать серебряных монет своего Учителя, но и в том, что он предал Бога.

Почему Исидор предал Василия Тёмного

Митрополит Исидор, назначенный Византийским императором в середине XV века управлять Киевской и Московской митрополией, остался в истории как предатель интересов православных христиан.

Почему иностранцы опасались русских бань

Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе. Но так ли это? Это утверждение не совсем верно.

Почему иностранцы боялись мыться в русских банях

Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе. Но так ли это? Это утверждение не совсем верно.

Почему иностранные гости боялись ходить в русскую баню

Почему иностранные гости боялись ходить в русскую баню Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе.

Почему иноземцы любили русские пиры

В записках и мемуарах, оставленных когда-либо побывавшими в России иностранцами, нередко приходится встречать восторженные описания обедов, подававшихся им в трактирах, гостиницах или у кого-либо в гостях.

Почему именно стрельцы устраивали бунты

Стрельцы заслуженно считали себя военной элитой России. Они героически сражались с неприятелем, обживали новые земли. Но они же, недовольные своим положением, подрывали устои русской государственности.

Почему именно медведь стал символом России

Из всей фауны русскому человеку был ближе всего медведь. Ближе преданных собак и милых котов, которые воспринимались довольно утилитарно, не без презрения. Ближе лошадей, коров, к которым относились бережливо, по семейному, но, не стирая границы между собой и животным.

Почему именно в Новгороде и Пскове появились первые ереси

Почему именно в Новгороде и Пскове появились первые ереси В ранней истории русского христианства Новгород и Псков занимают особую роль. Во-первых, именно на этих территориях имела место вотчина княгини Ольги, которая начала крещение Руси до Крещения Князя Владимира.

Почему икота на Руси считалась одержимостью бесом?

Непроизвольное сокращение диафрагмы, которым является обычная икота, на Руси считалось признаком вселения в человека злого духа. Эта демонизация простой физиологической реакции происходила от того, что ни о какой диафрагме и процессах, которые могли с ней происходить, ни в Средние века, ни гораздо раньше люди понятия не имели.

Почему икона Казанской Божией Матери стала символом русских побед

Почему икона Казанской Божией Матери стала символом русских побед Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская.

Почему Израиль предпочёл США, а не СССР

В становлении современного государства Израиль глобальную роль сыграли, помимо еврейских политических и экономических лидеров, три тогдашние сверхдержавы: Великобритания, СССР и США.

Почему избы на Руси всегда были из дерева

Стоит изба, стоит без единого гвоздя. Окна узорчатые, крыльцо высокое, задорный конек на крыше. Изба, она - же дом, она же - произведение искусства, незамысловатого и чуждого вычурности.

Почему Ивана Грозного звали Титом

В XIV- XVI столетиях в России при рождении было принято давать прямые имена в честь святого, чья память отмечалась в этот день. В отличие от публичного христианского имени, прямое имя обычно употреблялось в узком кругу близких и родных людей.

Почему Иван Грозный хотел жениться на английской королеве

Почему Иван Грозный хотел жениться на английской королеве Сватовство Ивана Грозного к английской королеве Елизавете обычно считают его очередной мимолетной прихотью. Но он вел крупную игру.

Почему Иван Грозный поссорился со своими сподвижниками

Почему Иван Грозный поссорился со своими сподвижниками Историю правления Ивана Васильевича Грозного можно разделить на две части: первую, ознаменованную блестящими победами и реформами, и вторую, с опричниной и разрухой.

Почему Иван Грозный перенес столицу в Александровскую слободу

Почему Иван Грозный перенес столицу в Александровскую слободу 3 декабря 1564 года Иван Грозный покинул Москву и переехал в Александровскую слободу. Почти два десятилетия столицей, культурным и политическим центром государства была подмосковная резиденция царя.

Почему Иван Грозный казнил своего лекаря

Елисея Бомелия одни считают ловким авантюристом и шарлатаном, сумевшим втереться в доверие к самому Ивану Грозному, другие – профессиональным магом и астрологом. В летописях его называют злым волхвом.

Почему Иван III запретил упоминать в летописях речных пиратов

Почему Иван III запретил упоминать в летописях речных пиратов История ушкуйников, речных пиратов из Новгорода, Пскова и с иных территорий, весьма противоречива. После того, как Иван III окончательно разбил их, он повелел вырезать упоминания о них из летописей, кроме тех, где молодцы (как ещё называли ушкуйников) называются разбойниками.

Почему Иван III запретил упоминать в летописях пиратов

Почему Иван III запретил упоминать в летописях пиратов История ушкуйников, речных пиратов из Новгорода, Пскова и с иных территорий, весьма противоречива. После того, как Иван III окончательно разбил их, он повелел вырезать упоминания о них из летописей, кроме тех, где молодцы (как ещё называли ушкуйников) называются разбойниками.

Рейтинг@Mail.ru