Не пропусти
Главная » Что? Где? Когда? Россия » Почему Екатерина II заточила митрополита Мацеевича в тюрьму

Почему Екатерина II заточила митрополита Мацеевича в тюрьму

Почему Екатерина II заточила митрополита Мацеевича в тюрьму

Почему Екатерина II заточила митрополита Мацеевича в тюрьму

Церковная политика в России кардинально изменилась при Петре I, и те монархи, что правили позже, в целом, эту политику секуляризации, умаления Церкви в правах и имуществе только продолжали и усугубляли. Не являлась исключением из этого правила и императрица Екатерина II.

Именно она инициировала секуляризацию церковных земель 1764 года, которая очень тяжело ударила по стоянию Церкви вообще, и православных монастырей в особенности. Но чтобы понять логику этой реформы и мотивацию императрицы следует обратиться к её религиозной, да и внутренней политике в целом.

Екатерина II исповедовала политическую доктрину просвещенного абсолютизма. Что это значило на практике? Во-первых, определённый универсализм в механизмах государственного управления. Империя должна была управляться эффективно и по определённым стандартам. И как неотъемлемая часть Империи, также должны были управляться и религиозные сообщества. А на момент правления Екатерины II это было не только православное большинство.

Именно при этой российской императрице появилось исламское духовное управление, которое выстроило всех российских мусульман в подобие некоей общей иерархии. Тоже самое получилось и с польскими католиками, которые после раздела Речи Посполитой стали подданными Российской Империи.

И даже российские буддисты получили свою четкую иерархию, за что, кстати, провозгласили Екатерину II бодхисатвой Белой Тары, духовной сверхсущности милосердия, сострадания и ведения всех бед мира.

Все эти преобразования с политической точки зрения преследовали одну цель: упорядочить религиозную жизнь империи и дать необходимые рычаги управления этой жизнью главе государства.

Суть секуляризации церковных земель носила не только экономический, но и политический характер. Перестав быть землевладельцем, Церковь ставилась на государственное жалование. Священство и епископат становились ещё более связаны с государственной властью, превращаясь, по сути, в компонент вертикали власти.

При этом у Екатерины хватало чувства такта не вмешиваться в догматическую сторону вопроса, во внутреннюю жизнь религиозных сообществ. И, например, когда синодальный прокурор Иван Мелиссино предложил реформировать церковный устав по протестантскому образцу, с семейным епископатом, недопущением младенцев до десяти лет до причастия и прочими прелестями западного богословия, он очень быстро лишился обер-прокурорской должности.

Что же касается непосредственно секуляризации церковных земель, то внутри церковной среды не было единомыслия по данному вопросу. Часть иерархов приветствовала эту идею, видя сближение с государством – несомненным благом.

Однако, были у этой реформы и противники. И одним из самых яростных и непримиримых стал митрополит Арсений (Мацеевич), который в 2000 году был канонизирован, как священномученик Русской Православной Церковью.

Личность это была, прямо скажем, незаурядная и темпераментная. Периодически характер Мацеевича и обрекал его на ссылки и гонения. А усугубляло всё то, что он был действительно талантливейшим и убедительнейшим проповедником.

С другой стороны, стоит отметить, что сам процесс вывода церковных земель с крестьянами в сферу государственного пользования в крестьянской среде был воспринят, скорее, с восторгом. Екатерина в первые годы правления искренне верила в либерализм, и как указывает Карташев в Очерках по истории Русской Церкви, хотела сделать этих крестьян собственниками своей земли, обложив их денежным налогом, и не закрепощая оброком и барщиной.

Потом, конечно, необходимость денег на глобальные проекты екатерининской эпохи, да и на многочисленных фаворитов, весь этот либерализм нивелировали, и сделали императрицу одним из апологетов крепостничества.

Но поначалу, крестьяне поверили в то, что скоро они станут свободными, что периодически приводило к открытым столкновениям с монастырями ещё до манифеста 1764 года. Подавлять которые пришлось в том числе и царской армии.

И вот на фоне всех этих тревожных событий активно подает свой голос против секуляризации Арсений (Мацеевич). Он выказывал свою позицию типичного иосифлянина, сторонника максимальной независимости Церкви и её участия в государственных делах на принципах симфонии ещё с 1741 года, со времен Елизаветы Петровны, когда отказался присягать ей, поскольку в тексте присяги монарх обозначался, как Крайний Судия, что, по мнению владыки Арсения, было прилично только Господу Богу.

Во время же процессов секуляризации он писал Екатерине II, но писал настолько резко и прямолинейно, что прочитав его послания, императрица сочла их не просто оскорбительными, а порочащими Императорское достоинство. Более того, он опосредованно, с формулировкой на всех отнимающих земли церковные наложил и на Екатерину II анафему. Вообще, к анафемам южнорусские архиереи, а Мацеевич был из их числа, прибегали довольно часто, и именно, как к политическому средству. Но в данному случае это был явный перебор.

Личный допрос доставленного ко двору Мацеевича только подтвердил опасения императрицы. Более того, Арсений сказал ей нечто такое, что она заткнула уши и повелела заткнуть ему кляпом рот.

Дальнейшая судьба митрополита была печальна, в ходе первого процесса над ним, его сделали простым монахом, лишив епископского достоинства и сослав в монастырь. Но Мацеевич при всей своей темпераментности был по свидетельству современников ещё и очень простым и прямолинейным человеком.

И в заключении в Николо-Корельском монастыре он продолжал критику церковной политики Екатерины. Критиковал Мацеевич императрицу не только в вопросе церковных земель, а ещё и в том, что де Величество наше неприродная и в законе нетверда, и не надлежало бы ей престола принимать, но следовало бы Ивану Антоновичу…. А это, в общем-то, уже называлось государственной изменой.

В итоге на Мацеевича донесли, и в ходе второго процесса он был уже расстрижен и из монахов, и под именем Андрея Врала посажен в Ревельскую крепость, в режиме жесточайшей изоляции.

Потом, в 1771 последовал ещё один процесс, после которого Арсения попросту замуровали, начали морить голодом. В итоге он умер в 1772 году. Перед смертью ему все же позволили исповедоваться и причаститься, но с исповедовавшего его священника взяли следующие обязательства: обязуюсь, что я об имени и состоянии его спрашивать не буду и никому об нём отнюдь объявлять не имею – не только в разговорах, ниже догадками или минами какими и совсем учинить себя об нем незнающим повинен до конца жизни моей. А только едино имею исправить, что по духовности потребно, как от команды мне приказано.

Секуляризация в 1764 году в итоге состоялась. Она нанесла удар по монастырям, количество которых сократилось в России больше, чем на две трети, с 1201 до 387. Мацеевич, как непримиримый политический оппонент был устранен, но и крестьянским надеждам на раскрепощение не суждено было сбыться. Церковь же получила сильнейший финансовый, да и в целом материальный урон со времён Петра I.

О admin

x

Check Also

Почему Кавказская война стала самой долгой в русской истории

Почему Кавказская война стала самой долгой в русской истории Летом 1864 года завершилась самая длительная война России XIX века, ставшая частью сложной борьбы за обладание Кавказом.

Почему Кавказская война стала самой долгой в истории

Почему Кавказская война стала самой долгой в истории Летом 1864 года завершилась самая длительная война России XIX века, ставшая частью сложной борьбы за обладание Кавказом.

Почему к ранам нельзя прикладывать подорожник

Все мы с детства знаем правило: поранился – приложи подорожник. Так это растение становится в глазах многих настоящей панацеей. Однако чем может быть опасно беспрекословное следование этому совету? Итак, для начала давайте разберемся, как именно подорожник помогает при ранениях.

Почему иудеи не могут носить одежду из смеси льна и шерсти

Почему иудеи не могут носить одежду из смеси льна и шерсти В иудаизме существует 613 заповедей, 365 из которых носят запрещающий характер. Например, иудеям нельзя делать татуировки, бриться с помощью лезвия, употреблять в пищу мясо, сваренное в молоке, а также надевать одежду из смеси шерсти и льна.

Почему Иуда предал Христа

Иуда вошёл в историю с недоброй славой, став олицетворением предательства. Его имя стало нарицательным: ведь ужас содеянного им заключается не только в том, что человек предал за тридцать серебряных монет своего Учителя, но и в том, что он предал Бога.

Почему Исидор предал Василия Тёмного

Митрополит Исидор, назначенный Византийским императором в середине XV века управлять Киевской и Московской митрополией, остался в истории как предатель интересов православных христиан.

Почему иностранцы опасались русских бань

Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе. Но так ли это? Это утверждение не совсем верно.

Почему иностранцы боялись мыться в русских банях

Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе. Но так ли это? Это утверждение не совсем верно.

Почему иностранные гости боялись ходить в русскую баню

Почему иностранные гости боялись ходить в русскую баню Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе.

Почему иноземцы любили русские пиры

В записках и мемуарах, оставленных когда-либо побывавшими в России иностранцами, нередко приходится встречать восторженные описания обедов, подававшихся им в трактирах, гостиницах или у кого-либо в гостях.

Почему именно стрельцы устраивали бунты

Стрельцы заслуженно считали себя военной элитой России. Они героически сражались с неприятелем, обживали новые земли. Но они же, недовольные своим положением, подрывали устои русской государственности.

Почему именно медведь стал символом России

Из всей фауны русскому человеку был ближе всего медведь. Ближе преданных собак и милых котов, которые воспринимались довольно утилитарно, не без презрения. Ближе лошадей, коров, к которым относились бережливо, по семейному, но, не стирая границы между собой и животным.

Почему именно в Новгороде и Пскове появились первые ереси

Почему именно в Новгороде и Пскове появились первые ереси В ранней истории русского христианства Новгород и Псков занимают особую роль. Во-первых, именно на этих территориях имела место вотчина княгини Ольги, которая начала крещение Руси до Крещения Князя Владимира.

Почему икота на Руси считалась одержимостью бесом?

Непроизвольное сокращение диафрагмы, которым является обычная икота, на Руси считалось признаком вселения в человека злого духа. Эта демонизация простой физиологической реакции происходила от того, что ни о какой диафрагме и процессах, которые могли с ней происходить, ни в Средние века, ни гораздо раньше люди понятия не имели.

Почему икона Казанской Божией Матери стала символом русских побед

Почему икона Казанской Божией Матери стала символом русских побед Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская.

Почему Израиль предпочёл США, а не СССР

В становлении современного государства Израиль глобальную роль сыграли, помимо еврейских политических и экономических лидеров, три тогдашние сверхдержавы: Великобритания, СССР и США.

Почему избы на Руси всегда были из дерева

Стоит изба, стоит без единого гвоздя. Окна узорчатые, крыльцо высокое, задорный конек на крыше. Изба, она - же дом, она же - произведение искусства, незамысловатого и чуждого вычурности.

Почему Ивана Грозного звали Титом

В XIV- XVI столетиях в России при рождении было принято давать прямые имена в честь святого, чья память отмечалась в этот день. В отличие от публичного христианского имени, прямое имя обычно употреблялось в узком кругу близких и родных людей.

Почему Иван Грозный хотел жениться на английской королеве

Почему Иван Грозный хотел жениться на английской королеве Сватовство Ивана Грозного к английской королеве Елизавете обычно считают его очередной мимолетной прихотью. Но он вел крупную игру.

Почему Иван Грозный поссорился со своими сподвижниками

Почему Иван Грозный поссорился со своими сподвижниками Историю правления Ивана Васильевича Грозного можно разделить на две части: первую, ознаменованную блестящими победами и реформами, и вторую, с опричниной и разрухой.

Почему Иван Грозный перенес столицу в Александровскую слободу

Почему Иван Грозный перенес столицу в Александровскую слободу 3 декабря 1564 года Иван Грозный покинул Москву и переехал в Александровскую слободу. Почти два десятилетия столицей, культурным и политическим центром государства была подмосковная резиденция царя.

Почему Иван Грозный казнил своего лекаря

Елисея Бомелия одни считают ловким авантюристом и шарлатаном, сумевшим втереться в доверие к самому Ивану Грозному, другие – профессиональным магом и астрологом. В летописях его называют злым волхвом.

Почему Иван III запретил упоминать в летописях речных пиратов

Почему Иван III запретил упоминать в летописях речных пиратов История ушкуйников, речных пиратов из Новгорода, Пскова и с иных территорий, весьма противоречива. После того, как Иван III окончательно разбил их, он повелел вырезать упоминания о них из летописей, кроме тех, где молодцы (как ещё называли ушкуйников) называются разбойниками.

Почему Иван III запретил упоминать в летописях пиратов

Почему Иван III запретил упоминать в летописях пиратов История ушкуйников, речных пиратов из Новгорода, Пскова и с иных территорий, весьма противоречива. После того, как Иван III окончательно разбил их, он повелел вырезать упоминания о них из летописей, кроме тех, где молодцы (как ещё называли ушкуйников) называются разбойниками.

Рейтинг@Mail.ru