Не пропусти
Главная » Что? Где? Когда? Россия » Смесь нежности и свирепости: что писал о русских главный русофоб Европы

Смесь нежности и свирепости: что писал о русских главный русофоб Европы

“Смесь нежности и свирепости”: что писал о русских главный русофоб Европы

Смесь нежности и свирепости: что писал о русских главный русофоб Европы

Славу Астольфу де Кюстину принесли записки о путешествии по России. Сочинения стали рекомендуемым пособием в Европе, но в Российской империи были запрещены лично императором.

Де Кюстин, выходец из французской аристократии был по настоящему удивлен, если не сказать поражен той непринужденной учтивостью, с которой вел себя императорский двор в России: в России великосветские дамы и господа умеют вести беседу с той непринужденной учтивостью, секрет которой мы, французы, почти полностью утратили. Если таково следствие деспотической власти, да здравствует Россия. Действительно, в этот период Франция во многом утратила свои аристократические традиции и манеры. Роскошь двора Людовиков, которая породила Версаль, давно ушла в прошлое в борьбе за равенство и братство во времена Французской революции. Даже после возрождения монархии былые порядки канули в лету, оставив свое место новой аристократии. Российская империя в этих условиях представляла собой старый свет: Истинные образцы хорошего вкуса и светских манер можно отыскать лишь в странах аристократических. Все кто находится в гостиной, находятся в ней по праву рождения, так как они проводят вместе целую жизнь, они привыкают друг к другу, и это покорство приносит им радость. Из вынужденной гармонии рождается всеобщая учтивость, вовсе не исключающая разнообразия. Благодаря непринужденности, царящей в избранном обществе, стеснение исчезает, и лишенный грубостей разговор течет с восхитительной легкостью и свободой.

Славяне помешаны на всяких новшествах, – подмечает Астольф Де Кюстин в своих путеводных записках, – ум этого народа упивается чужими открытиями. Такое наблюдение он вынес после посещения баварского Грефенберга, где находились знаменитые водные курорты. Сопровождающий де Кюстина русский князь настолько был увлечен и уверен в результативность подобных процедур, что грозился учредить подобные методы в своих имениях: Я настолько уверен в действенности лечения холодной водой, что открою дома заведение, подобное грефенбергскому. Де Кюстин писал, что русские занимаются всем на свете и, кажется, еще не окончив одного дела, уже спрашивают: когда же мы примемся за другое? Это описание очень характеризует русский характер, русскую масштабность, которая для путешественника, впоследствии, приняла очертания Петербурга -города, построенного вопреки человеческой воле и природе, истинный памятник русского самодержавия, по мнению автора.

Надо заметить, что у Кюстина есть немало пассажей, в которых он дает негативный окрас тому или иному впечатлению от России. Удручающие впечатление на него произвел Кронштадт и Северный русский флот, гордость Российской империи. Я восхищаюсь этим чудом, хотя и не придаю ему особого значения. Оно – плод дела, а вернее, безделья императора Николая, который, по мнению Кюстина, осуществляет заветную мечту Петра I – строительство флота безо всяких политических или военных перспектив: Покуда Россия не выйдет из пределов, положенных ей природой, русский флот останется игрушкой императоров – и не более!. Самый главный враг этого флота – лед, почти на пол года сковывающий море.. Отмечает Кюстин и особую любовь русского народа к смотру войск: Перемещения кораблей, не вызванные никакой необходимостью, не преследующие ни военных, ни коммерческих целей, показались мне обычным парадом. Меж тем одному Господу, да еще русским, известно, велико ли удовольствие присутствовать на параде! С большим сожалением Де Кюстин, сын аристократии и либеральных кругов, высказывался за бесцельное пролитие народного пота, для одной лишь цели – лести самодержавию: За школьными упражнениями я разглядел железную волю, употребленную впустую и угнетающую людей из-за невозможности покорить стихии. В кораблях, которые через несколько зим придут в негодность, так и не успев послужить для настоящего дела.

Насколько ослепителен свет, настолько черен может быть быт простых людей и несправедлив чиновнический аппарат. По крайней мере, таким он явился въезжающему царедворцу из Франции. Судьба чужестранца-путешественника зависит лишь от характера чиновника, в руки которого он попадает, – рассказывает Де Кюстин о своем впечатлении о русской таможни. До глубины души его поразила: Беспредельная, немыслимая нищета, воплощением которой являются гребцы, перевозящие господ чиновников. Поскольку я ничем не мог помочь этим несчастным, вид их сделался мне отвратителен, и всякий раз, когда они привозили на наш корабль посланцев таможни и морской полиции, самой суровой из всех, я отводил глаза. Впечатленный тяжелой жизнью обездоленных, он спросил сопровождающего его князя: Вы русский, выкажите же любовь к своей стране и уговорите министра внутренних дел или министра полиции переменить все это: пусть он однажды притворится простым чужестранцем, вроде меня, и отправится в Кронштадт, дабы на собственном опыте убедиться, что значит – въезжать в Россию. Бесполезно, – отвечал князь, – император и министры здесь бессильны.

Особое место в записках Астольфа де Кюстина занимает портрет императора Николая I, представителя уже ушедшего в большинстве стран Европы, но столь незыблемого в России самодержавия, которое с середины XIX века становится центром осуждений в Западной Европе, которая в то время уже готовила идеологическое и дипломатическое обоснование грядущей Крымской войны. Тем не менее, при встрече с императором, впечатление основанное на предубеждении у путешественника ушло, а на место строгого суждения пришло человеческое сочувствие и восхищение: На лице его прежде всего замечаешь выражение суровой озабоченности – выражение, надо признаться, мало приятное. Впрочем, судя по всему, это отсутствие добродушия в чертах императора Николая – изъян не врожденный, но благоприобретенный. Обычно мы с невольным доверием взираем на благородное лицо какие же долгие и жестокие муки должен претерпеть красивый человек, чтобы его лицо начало внушать нам страх?

Судя по воспоминаниям современников Николая I, этого человека можно было называть более чем несчастным. Младшего сына никто не готовил к тяжелому бремени императора. И, тем не менее, ответственность перед собственным государством, стремление оправдать надежды собственных подданных всегда двигали Николаем, который не перестал заботиться о стране даже на смертном одре, диктуя свою последнюю волю своему наследнику Александру. А ведь его политика в итоге Крымской войны привела страну к краху.

Порой на этом властном взгляде императора вспыхивают искры доброты, и лицо его, преображенное этой приветливостью, предстает перед окружающими в своей античной красе. Монарх, позволяющий себе отдохнуть и на мгновение забывающий о том, что его дело – угнетать подданных, выглядит счастливым.

Во время своего пребывания в Петербурге де Кюстин неоднократно отмечал невероятные и пустынные просторы, где не встретишь большого скопления народа. Из-за за царящей здесь повсюду пустоты памятники кажутся крошечными они теряются в безбрежных пространствах. Даже колонна Александра, возвышающаяся над Зимним дворцом, напоминает вбитый в землю колышек. Вообразите себе огороженное пространство, на котором могут провести маневры сто тысяч человек и при этом останется много свободного места: на таких просторах ничто не может выглядеть огромным. Если здесь когда-нибудь начнется давка, то она окончится плачевно в обществе, устроенном так, как это, толпа породит революцию. Впечатление заезжего путешественника оказалось пророческим. 18 мая 1896 года в Москве произошла Ходынская давка, а 9 января 1905 года Кровавое воскресение в Петербурге.

Если мы вам понравимся, вы скажете об этом, но напрасно: вам не поверят нас знают очень мало и не хотят узнать лучше, – сказала Астольфу де Кюстину императрица Александра Федоровна. Европейцу всегда сложно было понять Россию, тем более в XIX веке. За царскими палатами Петербурга путешественник отправился в областные деревеньки, посмотреть на жизнь обычного люда. Впечатление от поразительного контраста мелькает повсеместно в его записках: Я был удивлен внешним обликом некоторых деревень: их отличает неподдельное богатство и даже своего рода сельская изысканность, приятная для взора. По фасаду дома покрашены, а украшения на коньке их крыш, можно сказать, претенциозны – ибо, сравнивая всю эту внешнюю роскошь с почти полным отсутствием удобных вещей и с той нечистоплотностью, какая бросается вам в глаза внутри этих игрушечных жилищ. То же он говорит и о самом народе, столь чистоплотном и, как ни странно, изящным в своей простоте, но одетым в столь грязные лохмотья, которые носят поколениями, и стараются лишний раз не стирать. Кроткий и вместе свирепый облик русских крестьян не лишен изящества статность, сила, широкие плечи, кроткая улыбка на устах, смесь нежности и свирепости, что читается в их диком, печальном взоре – все это придает им вид, настолько же отличный от вида наших землепашцев. Для иностранца все здесь внове. В здешних людях есть какая-то явная, но неизъяснимая прелесть, сочетание восточной томности с романтической мечтательностью северных народов.

О admin

x

Check Also

Что шокирует русских в немцах

Знаменитую фразу: Что русскому хорошо - немцу смерть вполне можно использовать и в обратном направлении, поскольку менталитеты этих двух народов так далеки друг от друга, как Северный полюс от Южного.

Что церковь празднует в Сретение

Наша жизнь состоит из встреч. Встреч самых разных: хороших и не очень, меняющих нашу жизнь и проходных, радостных и печальных. Но есть встреча, которая происходит каждый год – 15 февраля,спустя 40 дней после того, как нас ради родися Отроча Младо, Превечный Бог.

Что цари делали со своими шутами

Родоначальники политической сатиры - шуты являлись важными персонами придворной жизни, они выступали в роли второго эго князя или царя, часто вступали с ними в любопытные полемики, высмеивали ложь, пороки, страхи, а в будни были их компаньонами в играх и прогулках.

Что хотели сделать с русским языком, чтобы он стал проще

Что хотели сделать с русским языком, чтобы он стал проще Попытки апгрейда русского языка предпринимались несколько раз. Михаил Ломоносов сделал его более изысканным, Николай Каразмин стремился к лёгкости и изяществу.

Что хорошего сделал Мазепа

Эта несомненно заметная историческая фигура по сей день вызывает горячие споры. Он и дипломат, и собиратель земель, и герой-любовник, и предатель, и меценат.

Что украинцы думали о России до присоединения

Украина (Малороссия) была присоединена к Российской империи в 1654 году после решения, принятого Переяславской Радой. Хотя вплоть до последних лет наши два народа считались братскими, на деле все всегда было гораздо сложнее.

Что удивляет в биографии Салтычихи

Кровавый след в российской истории оставила самая жестокая женщина-убийца - столбовая барыня Дарья Салтыкова, затерзавшая до смерти 139 крепостных крестьян, большую часть которых составляли женщины и девушки.

Что у нас с рябиной?

А что у нас с рябиной? Много ли ее уродилось в этом году? Если много, то к худу. Если мало, то к добру. Поэтому вместо чужих голосов считаем рябину. Сегодня русские отмечали бы Пименов день, или, как его называли в народе, Два Пимена.

Что турки забыли в России

История Османской империи – это история, пожалуй, самого потрясающего взлета и самого трагического угасания великой державы. Образованная в XIII веке на части земель бывших владений Византийской империи в Малой Азии, Оттоманская Порта примерно за триста лет стала самым могущественным государством на Земном шаре.

Что творится внутри цыганского табора?

Несмотря на кажущуюся сторонним наблюдателям хаотичность устройства цыганского табора, на самом деле в нем существует четкая иерархия. Любой табор построен по кастовой системе, аналогичной той, что существует в Индии.

Что татаро-монголы изменили на Руси

Господство татаро-монголов принесло Руси не только опустошение, но и новые веяния: в частности, во многом благодаря Орде произошло возвышение Москвы, которое в конце концов привело к образованию единого российского государства.

Что тамплиеры делали в России?

В пятницу 13 октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого были арестованы все французские тамплиеры. Орден был официально запрещен, но следы исчезнувших тамплиеров находят даже в России.

Что такое торжество православия

Зaвepшaeтcя пepвaя великопостная неделя пpaздникoм Topжecтвa пpaвocлaвия, кoтopый был yтвepждён в чecть вoccтaнoвлeния икoнoпoчитaния нa Coбope в 843 гoдy. Coбop был coзвaн пo вoлe кoнcтaнтинoпoльcкoй импepaтpицы Фeoдopы, пaмять кoтopoй пpaзднyют днём paньшe, в cyббoтy.

Что такое суржик

У этого термина два толкования: поначалу суржиком назывались хлеб или мука, изготовленные из разных видов зерновых культур. Позже такое название получил интегрированный язык (чаще русско-украинская речь). Суржик как лингвистический феномен начали исследовать сравнительно недавно, с первой половины ХХ века.

Что такое смирение на самом деле

Очень часто, говоря о смирении, мы путаем его с безволием и самоуничижением. Смириться для многих значит - просто отказаться от попыток что-то изменить. Свыкнуться с неудачами, покориться судьбе и плыть по течению, признав себя хуже прочих (что, увы, многие православные ошибочно склонны считать добродетелью). Но такое понимание весьма далеко от подлинного христианского смирения, хотя и имеет под собой некоторое основание.

Что такое ропетовщина

Всего каких-то 100 лет назад Россия была законодателем мод в искусстве. Русский стиль гремел на всех мировых выставках, коллекционеры из Европы и Америк ы разве что не выстраивались в очередь, чтобы приобрести или просто увидеть артефакты от русских мастеров.

Что такое размазня на самом деле

Согласно словарю Ожегова, у слова размазня есть три значения. В первом случае речь идет об очень жидкой каше (гречневой, манной и т. д.), буквально размазывающейся по тарелке.

Что такое пост для православных

Пост – это аскетический подвиг, который несёт особый духовный смысл. Внешняя сторона его состоит в том, что человек на время ограничивает себя в пище и некоторых развлечениях.

Что такое на самом деле прелесть

Согласно словарю Сергея Ожегова, слово прелесть обозначает нечто очаровательное, внешне привлекательное, манящее. Современные люди привыкли к такому значению и даже не догадываются о том, что в старину о прелести не принято было говорить вслух.

Что такое Лукоморье

Лукоморье — одно из первых географических названий, которые мы узнаем в жизни. На современных картах его не найти, зато оно есть на картах XVI века. Упоминание Лукоморья есть и в Слове о полку Игореве, и в русском фольклоре.

Что такое ересь царебожников

Царебожие - это религиозном течение, которое предполагает веру в Царя-искупителя. И в качестве такого царя, адепты этой доктрины предлагают святого страстотерпца Николая II, последнего монарха Российской Империи.

Что такое грех на самом деле

В общепринятом понимании грех – это нарушение заповедей, преступление, за которое человеку непременно будет послано наказание. Такое представление верно лишь отчасти, и в большей степени соответствует положениям уголовного права, чем духу христианства, приписывая Богу прокурорские функции.

Что такое временный брак у мусульман

В период становления ислама наряду с традиционным обрядом бракосочетания существовало такое явление как временный брак – никах –мута, заключаемый по общей договоренности между мужчиной и женщиной строго на определённый срок.

Что такое Беловодье

В представлении старообрядцев Беловодье - рай на земле, войти в который может только тот, кто чист душой. Беловодье называли Страной справедливости и благоденствия, но насчет того, где оно находится люди спорят до сих пор.

Рейтинг@Mail.ru