Не пропусти
Главная » Другие банки » ИНОСТРАННЫЕ БАНКИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ С УЧЕТОМ МИРОВОГО ОПЫТА

ИНОСТРАННЫЕ БАНКИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ С УЧЕТОМ МИРОВОГО ОПЫТА

«ИНОСТРАННЫЕ БАНКИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ С УЧЕТОМ МИРОВОГО ОПЫТА . »

На правах рукописи

Лепетиков Дмитрий Вячеславович

Специальность 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит

на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Работа выполнена на кафедре финансов и кредита факультета менеджмента Международного университета в Москве (гуманитарного)

Научный руководитель: кандидат экономических наук, Григорьев Леонид Маркович

Официальные оппоненты: Доктор экономических наук, Березной Алексей Васильевич;

кандидат экономических наук Замковой Сергей Валерьевич

Ведущая организация: Институт Экономики РАН

Защита состоится «___» _____________ 2007 г. в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 521.006.01 Международного университета в Москве (гуманитарного) по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д.17.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Международного университета в Москве (гуманитарного).

Автореферат разослан «___» __________ 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат экономических наук Зинатуллин А.У.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследований В качественно новых условиях развития российской банковской системы, испытывающей все более возрастающую конкуренцию со стороны более мощных транснациональных банковских структур, усиливается потребность в изучении роли иностранных банков в банковских системах развивающихся экономик и адаптации данного опыта к российским условиям, прежде всего стран Центральной и Восточной Европы (далее – ЦВЕ) и Латинской Америки.

В настоящий момент в период перед вступлением России в ВТО, необходимо защищать интересы национального банковского капитала, который испытывает все большую конкуренцию со стороны более мощных транснациональных банковских структур. В этой связи важной задачей является уточнение стратегии развития российской банковской системы, условий привлечения в нее иностранного капитала, чтобы наиболее полно использовать его возможности для модернизации российской банковской системы.

Исследование опыта функционирования иностранных банков в банковских системах стран с развивающейся экономикой и его адаптация к российским условиям актуальны для корректировки развития банковской системы России в целом,то есть для Правительства и Банка России. Но в еще большей степени это важно для совершенствования стратегий развития российских частных банков.

Работа не ограничивается изучением только общих закономерностей развития банков, контролируемых нерезидентами в российской банковской системе, но и включает в себя анализ индивидуальных особенностей поведения отдельных банков данной группы и их сравнение с российскими конкурентами.

Основной целью исследования является определение роли и места банков, контролируемых нерезидентами, в российской банковской системе, выявление их основных конкурентных преимуществ по сравнению с банками, контролируемыми российскими собственниками, а также оценка перспектив этой группы банков.

Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:

• Анализ причин и последствий вхождения иностранных банков в банковские системы стран с развивающейся экономикой.

• Оценка применимости использования данного опыта в российских условиях;

• Анализ истории развития участия иностранного капитала в банковской системе России, выявление основных правовых и экономических условий этого участия;

• Разработка методики, позволяющей выявить основные факторы, характерные для структуры операций банков с преобладающим иностранным участием и определяющие особенности стратегий их развития.

• Проведение сравнительного анализа структурных характеристик и функциональных особенностей банков, подконтрольных нерезидентам, по сравнению с местными банками;

• Оценка перспектив группы банков, контролируемых нерезидентами, и повышения роли данной группы в российской банковской системе.

Предмет и объект исследования Предметом исследования являются закономерности развития в России банков, контролируемых нерезидентами с учетом опыта ряда стран ЦВЕ и Латинской Америки.

Объектом исследования выступают контролируемые нерезидентами банки, действующие в России, а также в странах ЦВЕ и Латинской Америки, а также банковские системы данных стран. Под банками, контролируемыми нерезидентами, в рамках данной работы понимаются банки, в уставном капитале которых доля нерезидентов превышает 50%, как это и принято в российском и международном законодательстве.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, материалы научных конференций, семинаров и совещаний по изучаемой проблеме. Среди них работы ведущих отечественных специалистов в области теории банковского дела: А.В.Верникова, В.Ф.Железовой, О.И.Лаврушина, Л.Н.Красавиной, В.Б.Могутина, И.Н.Сысоева, В.М.Усоскина, И.П.Фаминского и др., исследования современного состояния российского банковского сектора, проведенные С.В.Алексашенко, А.Л.Ведевым, М.Э.Дмитриевым, М.Ю.Матовниковым и др., работы, посвященные анализу особенностей формирования банковских систем в развивающихся экономиках, выполненные А.З.Астаповичем, Е.В.Беляновой, С.А.Васильевым, Л.М.Григорьевым, А.Д.Некипеловым, Р.С.Гринбергом и др. Большую роль сыграли и труды зарубежных авторов, посвященные теоретическим (Дж.Акерлоф, С.Классенс, Дж. Кларк, Р.Коуза, С. де Куссерг, Р.Левин, Дж.Стиглиц, Х.Террелл, Дж.Тобин, О.Уильямсон и др.) и прикладным (М.Голдстин, Г.Каприо, Х.Танг, П.Тернер и др.) аспектам банковской деятельности на современном этапе.

В работе использованы результаты исследований банковских систем различных стран, выполненных как в исследовательских подразделениях международных организаций – в Мировом банке, Международном Валютном Фонде, Базельском комитете по банковскому надзору, ОЕСД и др., так и в отечественных – в ИМЭМО РАН, Финансовой академии при правительстве РФ, экономическом факультете МГУ, ИНП РАН, Центре развития, Центре банковского анализа ЦЭМИ РАН, Государственном университете – Высшей школе экономики, Институте проблем переходного периода, Бюро экономического анализа и др.

При выполнении исследования использовался системный подход, включавший в себя методы эмпирического анализа, факторный анализ и другие методы статистического анализа данных и методы прогнозирования.

Диссертация соответствует п.26 Паспорта специальности ВАК 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит.

Эмпирическая база исследования Эмпирической базой исследования являлись: данные официальной государственной статистики, нормативные документы и статистические материалы центральных банков России и ряда стран ЦВЕ и Латинской Америки, официальная отчетность коммерческих банков, материалы научных конференций и семинаров по рассматриваемой тематике, публикации в российской и зарубежной прессе, информация официальных сайтов в сети Интернет.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

• Выявлены, описаны и классифицированы основные теоретические модели вхождения иностранных банков в банковские системы развивающихся экономик и проанализирована возможность их применения в современных российских условиях;

• На основе оригинальной методики кластеризации определены основные структурные особенности банков, контролируемых нерезидентами, их конкурентные преимущества и недостатки по сравнению с банками, принадлежащими российским собственникам;

• Определены условия, при которых возможен существенный рост роли банков, контролируемых нерезидентами, и дан среднесрочный прогноз роли этого сегмента в российской банковской системе.

Полученные автором научные результаты, изложенные в диссертации и автореферате, являются новыми и актуальными.

Практическая значимость исследования Практические результаты настоящей диссертации ориентированы на их использование государственными органами Российской Федерации при регулировании условий допуска и деятельности иностранного капитала в банковской системе России. Они могут быть использованы для корректировки Стратегии развития российского банковского сектора, разрабатываемой Правительством и Банком России.

Анализ индивидуальных стратегий развития банков, контролируемых нерезидентами, может быть применен российскими коммерческими банками для разработки собственных стратегий и усиления их позиций в конкурентной борьбе на рынке банковских услуг.

Выводы о деятельности банков, контролируемых нерезидентами, могут быть использованы в учебном процессе по специальностям «Мировая экономика», «Банковское дело», «Международные валютно-кредитные отношения».

Апробация работы Основные положения диссертации получили апробацию в публикациях автора, а также в выступлениях на ежегодной конференции ГУ-ВШЭ (апрель 2003 г.) и на семинаре «Банки и предприятия: модели и рейтинги» Российской экономической школы (октябрь 2004 г).

Результаты данной работы использовались Фондом экономических исследований «Центр развития» при выполнении им научно-исследовательских работ по заказам Банка России и Министерства Экономического развития и торговли, а также в рамках грантов Московского общественно-научного фонда.

Публикации Основные положения диссертации изложены в 6 опубликованных статьях и монографиях общим объемом более 40 авторских листов. (12 а.л.- лично).

Структура диссертации Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений, содержащих статистические данные.

Оглавление диссертации Введение Глава Основные тенденции развития банков, контролируемых 1.

нерезидентами, на современном этапе развития мировой экономики

1.1. Роль банков, как финансовых посредников, на современном этапе

1.2. Основные движущие силы и ограничения роста роли банков, контролируемых нерезидентами, в развивающихся экономиках

1.3. Опыт вхождения банков, контролируемых нерезидентами, в банковские системы ряда стран с развивающимися экономиками Глава 2. История вхождения иностранного капитала в банковскую систему России и основные особенности банков, контролируемых нерезидентами

2.1. История развития иностранного участия в капитале российских банков:

экономический и правовой аспект

2.2. Методика выявления стратегии развития коммерческого банка на основе факторного анализа его основных балансовых показателей Основные типы стратегий развития банков, контролируемых 2.3.

нерезидентами и их отличительные особенности.

Глава Оценка роли банков, контролируемых нерезидентами в 3.

современной банковской системе России и ее возможного изменения Основные количественные характеристики группы банков, 3.1.

контролируемых нерезидентами, на современном этапе развития российской банковской системы Основные ограничения, препятствующие повышению роли 3.2.

иностранного капитала в российской банковской системе

3.3. Основные конкурентные преимущества банков, контролируемых нерезидентами и перспективы их развития. Рекомендации для денежных властей.

Основные результаты и выводы работы Библиография Приложения Основные положения диссертации В первой главе диссертационной работы описаны теоретические подходы к изучению роли коммерческих банков в современной экономике, проанализированы основные причины роста присутствия зарубежных банков в развивающихся экономиках и рассмотрен опыт вхождения иностранного капитала в банковские системы ряда стран Центральной и Восточной Европы и Латинской Америки.

В работе проанализированы основные факторы, приводящие к расширению роли нерезидентов в банковских системах развивающихся стран, в том числе:

Рост объемов внешней торговли Узость национальных рынков банковских услуг Разница в уровне прибыльности и рисков Вложения прямого иностранного капитала в экономику Политика правительств развивающихся стран.

Рост объемов мировой торговли требует увеличения объемов финансового обслуживания мировых сделок. За период с 1950 г. по 2000 г. объем мирового товарного экспорта в долларовом выражении вырос в 11,7 раза, а доля товарного экспорта в совокупном мировом ВВП увеличилась почти вдвое и достигла 19,5% ВВП1. В целях снижения транзакционных издержек и уменьшения асимметрии информации при обслуживании международных торговых сделок банки внедряют свои дочерние структуры, филиалы и представительства на территории стран, являющихся основными торговыми партнерами клиентов данных банков.

Расширение объемов мировой торговли вынуждает банки к так называемой «защитной экспансии». Они должны следовать за своими клиентами (или за их торговлей и инвестициями) за границу, так как иначе их традиционный клиент может уйти к конкуренту, уже ведущему бизнес в данном регионе.

Стремление к экстенсивному расширению банковского бизнеса объясняется и узостью национального финансового рынка, характерной для развитых стран.

При этом уровень банковского обслуживания в развитых странах высок и Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. Под. ред. И.С.Королева. М. Юристъ, 2003 г. С.596 унифицирован, а рынок банковских услуг четко поделен2. Выход на зарубежные рынки дает шанс для качественного скачка и средним банкам развитых стран, которые могут выделяться в более слабых банковских системах.

Вхождение иностранного капитала в банковскую систему может являться следствием роста вложений в экономику данной страны. Получив контроль за предприятиями, нерезиденты стремятся обеспечить их работу в более надежной и привычной финансовой среде. Наличие иностранных банковских институтов упрощает процедуру получения предприятиями, принадлежащими нерезидентам ресурсов с внешних рынков и расчеты с их материнскими структурами. Так, формирование в середине 90-х годов в Аргентине и Бразилии значительной прослойки иностранных банков совпало с увеличением прямых иностранных инвестиций в экономику этих стран с 1-2% ВВП до 3-5% ВВП.

Ключевым фактором для притока иностранного капитала в банковскую систему является политика денежных властей страны. Она может заключаться как в активном его стимулировании, как это происходило в странах ЦВЕ, так и в создании дискриминационных условий для нерезидентов с целью защиты национальных банков, как это наблюдалось в 90-е годы в России.

Основными причинами, побуждающими правительства привлекать в банковские системы своих стран иностранный капитал являются, во-первых, слабость собственной финансовой системы, в том числе вследствие локальных финансовых кризисов, во-вторых, стремление развивающихся стран к максимально возможной интеграции в мировые институты, такие как ВТО. Для ряда стран Восточной Европы важнейшим фактором стало стремление к членству в ЕС.

Существующие ограничения на деятельность иностранных банков, обычно не носят ярко выраженного запретительного характера и влияют скорее на форму, нежели на само участие нерезидентов в банковском капитале.

Максимальная доля нерезидентов в уставном капитале всех банков;

Повышенный размер капитала банков, создаваемых нерезидентами;

Запрет на открытие филиалов иностранных банков;

Ограничение круга операций, выполняемых данными банками;

По данным IMF, за период с 1999 г. по 2004 г. отношение активов банков к ВВП выросло в Германии с 3,4% до 3,9%, во Франции – с 2,7% до 3,2%, в Великобритании с 2,5% до 3,5% (рассчитано автором на основе IFS CD-ROM, Version 1.1. May 2005 г.) Ограничения на использование иностранных специалистов.

Именно законодательный режим оказывает наиболее сильное влияние на форму участия нерезидентов в банковских системах. Наиболее распространенной формой вхождения является так называемая «модель Гринфилда3», которая заключается в приобретении уже существующего банка или контрольного пакета акций в действующем банке. В отличие от создания нового банка со 100%-ным участием, при такой форме минимизируются финансовые и временные издержки, связанные с регистрацией банка, а новые собственники получают готовый банк с клиентурой. В процессе приватизации, приобретение банка может сопровождаться поддержкой со стороны государства. С другой стороны, приобретение уже существующего банка несет в себе дополнительные риски, связанные с его финансовым положением, уровнем технологий, квалификацией персонала и др. В ряде случаев затраты на реструктуризацию, переоснащение и обучение персонала приобретенного банка могут превышать затраты по его организации.

Основной недостаток формы присутствия нерезидентов в виде открытия филиала заключается в том, что филиал, как структурное подразделение банка, зарегистрированного на территории другого государства, подчиняется нормам регулирования этого государства, которые могут отличаться от существующих в стране пребывания и может получать в силу этого конкурентные преимущества.

Эволюция присутствия нерезидентов в банковских системах анализируется в данной работе на примере ряда стран ЦВЕ и Латинской Америки. Выбор этих стран, с точки зрения целесообразности анализа их опыта применительно к российским условиям, определяется, в случае ЦВЕ, схожестью стартовых условий (переход от командно-административной к рыночной экономике, который повлек за собой принципиальное изменение функции банковских систем), а в случае Аргентины и Бразилии – сопоставимостью размеров экономик этих стран и России.

Проведенные в диссертации межстрановые сопоставления роли нерезидентов в банковском капитале различных стран позволяют выделить три основных количественно различающихся типа иностранного присутствия:

Доминирование национального капитала. Такой тип характерен для развитых стран, рынок банковских услуг которых давно поделен, а См. Суворов А.В. Деятельность иностранных банков на территории постсоциалистических стран. Финансы и кредит. 2000. №6, с. 60-65.

национальные банки являются мощными и устойчивыми (Западная Европа), в том числе за счет жесткого контроля государства (Китай).

Сопоставимое участие национального и иностранного капитала в банковских системах. Такой тип характерен для развивающихся стран с достаточно сильными экономиками и протекционистской политикой правительств, в частности в Латинской Америке.

Доминирование иностранного капитала. Эта модель реализована либо в странах со слабой финансовой системой либо там, где привлечению иностранного капитала способствовало государство (страны ЦВЕ).

Межстрановой сравнительный анализ характеристик иностранного присутствия и динамики вхождения нерезидентов в банковские системы развивающихся экономик определяет две теоретические модели вхождения:

«поглощения» и «интеграции».

Таблица 1. Модели вхождения нерезидентов в банковские системы развивающихся стран Характеристики «Поглощение» «Интеграция»

иностранного участия Доля в банковской Доминирующая, существенно Значительная, но не системе выше 50% существенно выше 50% Масштабы Более низкие, легче получить Более высокие, выше интерес с банковской системы контроль точки зрения глобализации Роль в банковской Универсальная, заменяет Более специализированная, системе существовавшую банковскую дополняет существовавшую систему банковскую систему Условия вхождения Быстрое вхождение на фоне Постепенное, влияние финансового кризиса финансовых кризисов значимое, но не определяющее Политика Видит в иностранцах главный Ориентировано на правительства источник развития банковской собственные силы, системы иностранцы считаются дополнительным источником Особенности Приватизация «за долги», с Приватизация «за деньги», приватизации целью восстановления банков, покупка успешных бизнесов находящихся в критическом положении Особенности Выше роль банков из стран со Более значима роль входящих банков экономиками, глобальных экономических «связанными»

более значима роль небольших лидеров, крупных банков-нерезидентов транснациональных банков («качественный скачок») «защитная экспансия»

Наиболее яркими примерами модели «поглощения» являются страны ЦВЕ:

Венгрия, Польша и Чехия. Вхождение в банковские системы этих стран осуществлялось с разной скоростью (Венгрия – быстро, Польша и Чехия более медленно), однако везде доля иностранного капитала в банковской системе существенно больше половины.

Анализ структуры иностранных банков, занимающих ведущие позиции в банковских системах данных стран, показывает, что наибольший вес имеют банки из соседних стран Евросоюза, имеющих и наиболее тесные экономические связи:

Германии (18% банковского капитала Польши и 13% – Венгрии) и Австрии (33% банковского капитала Чехии и 24% – Венгрии). В этих странах представлены не столько мировые транснациональные лидеры, сколько банки «второго» эшелона, для которых это шанс совершить качественный скачок в своем развитии4.

Модель «интеграции» была реализована в крупнейших странах Латинской Америки: Аргентине и Бразилии. Для них характерно значительное, но не доминирующее участие нерезидентов в банковских системах (около 50% в Аргентине и 30% в Бразилии). Эти страны (в особенности Бразилия) включаются в число наиболее перспективных с точки зрения экономического роста, что привлекает к ним внимание не только банков стран, имеющих традиционные связи с этим регионом (Португалия, Испания), но и представителей наиболее развитых банковских систем (США, Франция, Великобритания).

Рост иностранного участия был катализирован финансовыми кризисами в этих странах в 1994-1995 гг.5, однако правительства ориентировались в большей степени на собственные программы, а не на помощь извне. Приватизация в большей степени преследовала цель повышения эффективности существующих институтов, а не реанимации проблемных, которые в основном продавались местным покупателям6. Иностранные банки в Бразилии и Аргентине, имеют четко выраженные приоритеты: они оперируют в ключевых финансовых центрах (Буэнос-Айрес, Сан-Паулу), специализируясь на крупной промышленности, оставляя мелкий бизнес, торговлю и сельское хозяйство местным банкам.

По данным www.Creditanstalt.co.at на конец 2003 г. наиболее крупным по роли в капитале банком в рассмотренных выше странах ЦВЕ являлся бельгийский КВС Bank NV, третий по величине банк Бельгии (его доля составляла 11% всех вложений иностранных банков).

Р.Анчак и др. Сравнительный анализ стабилизационных программ 90-х годов. М. Гендальф, 2003.

Основными преимуществами модели «поглощения» являются:

Привлечение значительных финансовых ресурсов, увеличение капитализации банковской системы Повышение устойчивости банковской системы за счет возможности рефинансирования из-за рубежа Рост уровня обслуживания за счет внедрения стандартов, принятых в развитых финансовых системах Повышение прозрачности банковской системы, более активная борьба с «нелегальными» видами бизнеса.

В то же время, «поглощение» имеет и ряд недостатков:

Преимущественную ориентацию на работу с клиентами страны происхождения и связанными с ними Применение моделей ведения бизнеса, используемых материнской структурой без учета особенностей национального бизнеса Менее благоприятные ценовые условия по кредитам и депозитам, особенно при операциях с населением, взимание, таким образом, премии за свою высокую надежность.

Модель «поглощения» более эффективна для стран с достаточно слабым местным бизнесом, в то время как для активно развивающихся экономик более предпочтительно выглядит модель «интеграции», учитывающая как достоинства иностранного участия, так и интересы местного бизнеса.

Во второй главе диссертации рассмотрены основные этапы проникновения иностранного капитала в банковскую систему России, проанализированы основные характеристики этого процесса, а также ключевые ограничения деятельности банков, контролируемых нерезидентами, на современном этапе.

Анализ динамики основных параметров развития банков, контролируемых нерезидентами, позволяет выделить три основных этапа их развития:

Первичное проникновение (1993-1999 гг.).

Определение стратегических перспектив развития: (2000-2002 гг.).

Активное освоение российского рынка (2003 г. – по настоящее время).

Начало этапа формирования присутствия нерезидентов можно отнести к 1993 г., когда в России были зарегистрированы 9 иностранных банков со 100%ным участием нерезидентов7, среди которых, в частности, находились Ситибанк, банк Сосьете Женераль Восток, АБН Амро Банк и другие лидеры8. Этот этап продолжался вплоть до кризиса 1998 г. и характеризовался крайне осторожным отношением данных банков к российским клиентам. Привлеченные средства банков формировались за счет получения ресурсов от материнских банков, задача привлечения финансовых ресурсов из российской экономики не ставилась. Менее 1,5% кредитов, предоставленных данными банками предприятиям нефинансового сектора, были номинированы в рублях, против 58% у российских банков в целом.

Второй этап характеризовался восстановлением позиций банков нерезидентов, подорванных кризисом 1998 г., вследствие их ориентации на валютные пассивы и вложения в государственные ценные бумаги. В активах была достаточно велика доля МБК, кредитование населения оставалось в слаборазвитом состоянии, основным финансовым инструментом были государственные ценные бумаги. Несмотря на увеличение численности банков, контролируемых нерезидентами, новых игроков из числа транснациональных банков на российском рынке почти не появилось, а темпы роста их совокупных активов несколько уступали темпам роста всей российской банковской системы в целом.

Основными характеристиками третьего этапа являются:

значительное увеличение активности банков, контролируемых нерезидентами, в работе с населением, причем не только по привлечению, но и, в первую очередь, по размещению средств, сопровождающееся масштабными рекламными кампаниями;

расширение потенциальной клиентуры при сохранении преимущественной ориентации на наиболее состоятельных клиентов;

использование средств, привлеченных от иностранных банков для кредитования российской экономики;

обозначившийся интерес к приобретению российских банков и открытию сети филиалов и отделений.

Тогда же Банком России было подписан первый специальный нормативный акт, посвященный регулированию деятельности иностранных банков: Письмо №14 от 8 апреля 1993 г. «Об условиях открытия банков с участием иностранных инвестиций на территории Российской Федерации».

Банки с преобладающим участием нерезидентов в уставном капитале регистрировались и ранее (так, Международный московский банк получил банковскую лицензию №1), однако до 1993 г, в течение которого было зарегистрировано сразу 9 банков со 100%-ным иностранным участием, такие случаи были единичными.

На этом этапе российские банки с иностранными корнями уже конкурируют с другими банками на магистральных направлениях развития банковского бизнеса, но пока нельзя однозначно утверждать, что они эту конкуренцию выигрывают.

Ключевыми нормативными изменениями, стимулировавшие переход к этому этапу, стали, во-первых, отмена дискриминационных ограничений по размеру уставного капитала, и, во-вторых, отмена квоты на долю нерезидентов в совокупном уставном капитале кредитных организаций.

Проведенный в диссертации анализ показал, что банки, контролируемые нерезидентами, в России в целом проходят те же этапы, которые выделяют современные исследователи9 при анализе всей российской банковской системы, но с запаздыванием в 2-3 года, то есть осваивают различные сегменты российского финансового рынка несколько позже, чем российские банки, компенсируя временную фору за счет минимизации рисков и качества услуг. Тем не менее, стратегии развития данной группы банков имеют свои специфические особенности, которые можно выявить в результате индивидуального сравнения банков, принадлежащих российским и иностранным собственникам.

Для выявления индивидуальных стратегий развития банков, контролируемых нерезидентами, и сопоставления этих стратегий, в диссертации была применена ранее предложенная автором оригинальная методика кластеризации, реализованная совместно с П.Ф.Андруковичем и В.В.Красковым10.

В ее основе лежит метод главных компонент, позволяющий свести балансовые характеристики к небольшому количеству факторов. Предпосылкой для анализа послужило предположение, что стратегия развития банка может быть представлена количественно, как изменение структуры его активов и пассивов.

В результате большой серии расчетов все банки, контролируемые нерезидентами, были разбиты на группы, отличающиеся по структуре активов и пассивов, то есть по стратегиям своего развития, а затем эти группы были сопоставлены с аналогичными группами, полученными при анализе всех действующих российских банков.

См. например, М.Ю.Матовников и др. Российские банки: 10 лет спустя. М., МакЦентр, 1998 См., Андрукович П.Ф., Красков В.В., Лепетиков Д.В. «Исследование стратегий поведения крупнейших российских банков». Проблемы прогнозирования, №4, 2002 г., а также монографию Центра развития «Банковская система России: от кризиса к модернизации», раздел 4.3., Москва 2003 г., серия «Независимый экономический анализ».

Анализ положения банков, контролируемых нерезидентами в пространстве пассивных стратегий, характерных для российской банковской системы в 2002годах позволяет сделать следующие основные выводы:

Размер банка и темпы роста его пассивов определяются, прежде всего, тем, насколько его иностранные собственники готовы вкладываться в его рост. Либо бизнес развивается сейчас (крупный банк), либо ситуация консервируется «до лучших времен» и банк ограничивается узким кругом операций для своих клиентов (это характерно почти для всех средних и мелких банков, контролируемых нерезидентами).

Лишь для небольшой части данных банков чисто российские пассивы являются определяющими. Средняя доля счетов и депозитов российских предприятий и населения в пассивах крупных банков, контролируемых нерезидентами, составляла 20%, при том что для всей банковской системы на ту же дату она превышала 55%. Это означает, что за небольшим исключением банки, контролируемые нерезидентами, достаточно легко могут уйти с российского рынка.

Резкий скачок объема пассивов банков, контролируемых нерезидентами, а значит и присутствия их в российской банковской системе обеспечивается за счет зарубежных инвестиций. В то же время, именно крупнейшие из этих банков обладают наивысшей долей рублевых пассивов, то есть в лидерах оказываются банки, развивающие чисто российский бизнес.

активных операций банков, Анализ особенностей контролируемых нерезидентами в пространстве стратегий, характерных для российской банковской системы в целом, позволяет выявить следующие основные особенности:

Хотя сальдо операций банков, контролируемых нерезидентами, за рассматриваемый период стало гораздо более похожим на структуру финансовых потоков, характерную для все банковской системы в целом, большинство из них придерживаются несколько отличной от остальных банков стратегии развития, ориентированной на валютное кредитование предприятий и межбанковский рынок.

Если в структуре пассивных операций наибольшее проникновение в российский рынок демонстрировали крупнейшие банки, то на рублевое кредитование предприятий и населения в наибольшей степени ориентированы банки, начавшие осваивать российский рынок несколько позже. Лидеры активно освоили рынок валютных кредитов российским предприятиям, а остальным пришлось быть более агрессивными в секторе рублевого кредитования.

Среди банков, контролируемых нерезидентами, гораздо четче бизнеса11.

выделяется специализация по развитию розничного Нерезиденты активно используют проектный метод организации бизнеса, когда банк создается и развивается не как универсальная финансовая структура, а как узко специализированная организация.

Кроме того, среди банков рассматриваемой группы достаточно много банков, не проводящих активной кредитной политики, фактически оставленных собственниками «до лучших времен».

Выделенные в работе типы индивидуальных стратегий нерезидентов показывают, что значительная часть уже присутствующих на российском банковском рынке нерезидентов реализует основные функции банковской системы в ограниченном масштабе. Однако данные банки уже обладают потенциальными возможностями для качественного скачка и реализации модели «интеграции».

Резкое увеличение роли банков – нерезидентов в российской банковской системе может быть достаточно быстрым, и будет определяться готовностью материнских структур к масштабным инвестициям.

Выводы, вытекающие из анализа индивидуальных стратегий банков, контролируемых нерезидентами, в целом подтверждаются результатами сравнительного анализа балансовых характеристик данной группы банков и банковской системы в целом, проведенного в третьей главе диссертации. Данная группа банков сохраняет сильные позиции на финансовых рынках (высокая доля МБК и корпоративных обязательств) и является заметным игроком на рынке кредитов населению.

Кредиты населению составляют более двух третей активов банка Дельта-кредит, Дельта-банка и Промэкбанка.

Таблица 2. Доля банков, контролируемых нерезидентами, в основных показателях российской банковской системы, %, на начало года на начало года 1998 2006 Чистые активы 6,8 8,4 МБК, размещенные у резидентов 10,2 13,3 МБК, размещенные у нерезидентов 9,5 20,5 Кредиты предприятиям 9,8 7,4 Кредиты населению 1,8 8,2 Госбумаги 8,0 7,6 Корпоративные обязательства 3,1 11,7 Собственный капитал 4,4 8,3 МБК, привлеченные от резидентов 5,4 23,7 МБК, привлеченные от нерезидентов 36,1 23,0 Депозиты предприятий 6,1 12,8 Депозиты населения 0,3 3,2 Источник: отчетность банков Тем не менее, структура операций банков, контролируемых нерезидентами претерпевает серьезные изменения, которые говорят об активизации процесса интеграции этих банков в российскую банковскую систему.

Резким сокращением доли средств, размещаемых этими банками в иностранные активы, прежде всего в форме межбанковских кредитов, предоставляемых нерезидентам (с 33,9% на начало 2000 г. до 9,2% на начало 2006 г.). Сброс излишних иностранных активов вызван прежде всего расширением кредитных операций: доля кредитов реальному сектору и населению в активах данных банков за 2000-2005 гг. возросла с 29,2% до 51,1%, что, все же, ниже, чем соответствующий показатель, рассчитанный по всей банковской системе: 57,1% на начало 2006 г.

Ростом вложений в финансовые инструменты, в особенности в долговые обязательства российских банков и нефинансовых предприятий, доля которых в активах за 2000-2005 гг. выросла с 0,7% до 11,3%. Если на начало 2000 г. государственных ценных бумаг у данных банков было в 9,9 раза больше, чем корпоративных, то к началу 2006 г. уже корпоративные ценные бумаги превышали по объему вложений государственные обязательства почти в 2 раза.

Активным развитием операций по привлечению средств физических лиц, доля которых в пассивах с 2000 г. по 2005 г. включительно выросла с 2,1% до 11%. Пока это заметно меньше, чем у российских банков, для которых доля физических лиц в пассивах в среднем превышает 15%. Эти средства заместили относительное сокращение корпоративных пассивов.

Основным источником средств для банков, контролируемых нерезидентами по-прежнему остаются кредиты, полученные от банковнерезидентов. На начало 2006 г. они составляли около 23% всех пассивов.

Основные ограничения деятельности банков, контролируемых нерезидентами, в России носят не нормативный, а экономический и мотивационный характер. В настоящее время единственным серьезным нормативным ограничением деятельности иностранного банковского капитала является запрет на открытие филиалов. Квота на долю нерезидентов в совокупном уставном капитале оставляет значительный резерв, так как в настоящее время ее реальное значение колеблется на уровне 11-12%. Величина уставного капитала, как правило, в разы превышает его минимально допустимый размер, кроме того, это требование легко обходится путем приобретения небольшого российского банка.

В то же время экономические ограничения деятельности нерезидентов в банковской системе Российской Федерации, в отличие от нормативных, являются достаточно важными, и прежде всего это относится к стоимости «входного билета». На сегодняшний день приобретение крупного российского банка с развитой розничной сетью может стоить от 0,5 млрд. долл. до 1 млрд. долл., не считая затрат на адаптацию приобретаемого банка к иностранным стандартам.

Важны и внеэкономические ограничения деятельности иностранных банков в России, прежде всего, подтверждаемый опросами иностранных бизнесменов и международными сравнениями высокий уровень бюрократизации, коррупции, а также проблема криминальности. В то же время, российский банковский сектор перешел на международные стандарты отчетности, многие банки имеют высокие международные рейтинги. Это позволяет считать банковскую систему одним из самых прозрачных секторов экономики.

Следует отметить достаточно низкий уровень неэкономических мотиваций для вхождения, таких, как языковая и культурная общность, внешнеполитические соображения, поддержание исторических традиций, которые, по мнению, ряда исследователей12, служат важным стимулом для присутствия иностранных банков.

См. А.Верников. Стратегии иностранных банков в России. Вопросы экономики 2002. №12. С.74.

В отличие от Латинской Америки с ее традициями, направленными на Испанию, Россия сама является метрополией, а отношения, сложившиеся со странами ЦВЕ в рамках Варшавского договора и СЭВ, влияют скорее негативно.

Таким образом, основные ограничения деятельности банков, контролируемых нерезидентами, связаны не столько с банковской системой, сколько с ситуацией в экономике в целом. Нерезиденты пока не считают, что в российской экономике созрели условия для реализации их обычных целей в полной мере.

Обобщение основных конкурентных преимуществ банков, контролируемых нерезидентами, позволяет сделать вывод о том, что они в основном вытекают из их «иностранного» происхождения.

К основным преимуществам можно отнести:

наличие самых современных банковских технологий, позволяющих предоставлять клиентам весь перечень банковских услуг, выработанный мировым опытом, что важно, прежде всего, при обслуживании международных операций российских компаний;

отработанные на разных рынках методы менеджмента и маркетинга, банки, контролируемые нерезидентами привносят в российскую банковскую среду западную корпоративную культуру13, современные принципы корпоративного управления, затем активно перенимаемые российскими банками;

использование в работе проверенных на разных развивающихся рынках механизмов контроля за рисками;

высокая надежность, основанная на мощных финансовых ресурсах (за счет материнского банка) и длительной истории деятельности;

способность оказывать квалифицированную помощь своим клиентам при выходе на международные финансовые рынки не только в части предоставления средств, но и в части консультирования и оказания всего спектра сопровождающих услуг;

возможность поиска и привлечения внешних партнеров для развития бизнеса в России.

Многие крупные российские банки (Альфа-банк, УралСиб и т.д.) для разработки и продвижения новых продуктов активно привлекают менеджеров, работавших ранее в иностранных банках.

В то же время, анализ конкурентных преимуществ банков, контролируемых нерезидентами, показывает, что их основная часть приходится на международные операции, а внутри России отечественные банки, особенно с учетом сохраняющихся связей с крупными промышленными предприятиями, в состоянии конкурировать с ними.

Выявленные особенности, определяющие специфику банков, контролируемых нерезидентами, позволяют говорить, что эти банки намерены активно присутствовать лишь на ключевых, по их мнению, сегментах рынка, то есть не заменять, а дополнять российскую банковскую систему. Данные банки, за исключением небольшого числа банков, изначально ориентированы на операции в финансовых центрах (Москва, Санкт-Петербург), а не на развитие региональной сети. При этом большинство банков, открывших свои дочерние структуры в России, представляют ведущие финансовые группы мира, что говорит о приоритете стратегии «защитной экспансии» над «качественным скачком».

Таким образом, в России, к настоящему времени нет оснований говорить о существенном присутствии иностранцев в банковской системе, однако формируются условия для реализации в ближайшие годы модели интеграции.

ростом влияния России в мировой экономике, укреплением ее международных экономических связей;

ростом активов российской банковской системы, которые, по данным IFS, уже почти вдвое превышают польские, крупнейшие в ЦВЕ;

политикой правительства, ориентированной на поддержку собственной банковской системы, однако без установления существенных административных барьеров для иностранцев и предусматривающей приватизацию крупнейших государственных банков на рыночных условиях.

Против модели поглощения говорит, как наличие в России, достаточно сильного крупного бизнеса, который заинтересован в развитии собственных банков, так и довольно осторожная позиция самих иностранных банков, которые не предприняли шагов к расширению своего участия в российской банковской системе даже в условиях финансового кризиса 1998 г., в то время как в странах, где была реализована модель «поглощения» финансовый кризис, как правило, служил катализатором вхождения.

В перспективе ожидается увеличение числа иностранных банков и их доли в основных операциях российской банковской системы, катализатором чего выступит, в частности, вступление России в ВТО. Помимо этого важным условием расширения участия нерезидентов станет улучшение макроэкономических показателей российской экономики в целом и представлений о ней иностранных инвесторов. Поскольку относительная слабость российских банков по сравнению с их иностранными конкурентами объективна и в обозримом будущем вряд ли преодолима, сохранение преимущественно национальной банковской системы оказывается под вопросом.

Реализация наиболее вероятной модели приведет к «интеграции», сегментации российского банковского сектора (по типу Аргентины и Бразилии), где сложится устойчивое равновесие между государственными банками (они будут ориентированы в большей степени на операции с бюджетами и населением), частные национальные банки (мелкий и средний бизнес, регионы, а также обслуживание близких крупных предприятий), а также банки, контролируемые нерезидентами (международные операции, крупные заимствования).

Однако все это будет возможно только тогда, когда вопросы регулирования участия иностранного капитала в российской банковской системе будут отражены в стратегических документах и нормативных актах российских денежных властей.

Основные результаты и выводы Для Российской Федерации в настоящий момент характерны практически все основные теоретические причины, побуждающие нерезидентов к вхождению в банковскую систему: рост объемов торговли, увеличение прямых инвестиций в экономику, слабость национальной банковской системы и высокий уровень прибыльности. Однако качественного изменения роли банков-нерезидентов не происходит: их доля остается на низком уровне 11-12% активов.

Большинство из представленных в России иностранных банков основной своей целью видят обслуживание своих клиентов («защитная экспансия»), развита так же специализация на самых перспективных сегментах рынка банковских услуг (ипотека, investment banking). Немногие позиционируются как универсальный банк

– форма, присущая большинству крупных российских банков. Национальный состав материнских структур в России достаточно разнообразен и не имеет явных географических и национальных приоритетов, как это свойственно ЦВЕ (преобладание Австрии и Германии) и Латинской Америке (Испания, США).

Теоретические преимущества банков, контролируемых нерезидентами (более высокая надежность, повышение качества услуг, внедрение новых технологий, повышение открытости, упрощение доступа к мировым рынкам) проявляются лишь в ограниченных сегментах: обслуживании крупных клиентов, оказании сложных услуг.

Выявленные с помощью оригинальной методики кластеризации особенности стратегий развития банков, контролируемых нерезидентами, показали, что эта группа банков крайне неоднородна и включает в себя как банки, начавшие активную работу в России с российскими клиентами, так и банки, закрытые и ориентированные только на обслуживание собственной клиентуры. Эта категория банков является скрытым резервом для расширения доли нерезидентов, так как уже обладает всеми необходимыми правами и полномочиями. Наибольшего прогресса среди данной группы добиваются банки, чья стратегия развития в целом совпадает со стратегией развития большинства крупных российских банков (принадлежащих российским собственникам), что говорит о необходимости максимальной интеграции банков, контролируемых нерезидентами, в сложившуюся среду.

Основные отличия структуры операций этой группы банков в целом подчеркивают «иностранную» природу данной группы. В привлечении средств эти банки ориентируются прежде всего на ресурсы, привлекаемые из-за рубежа гораздо менее активно привлекают средства российских физических и юридических лиц, хотя некоторый прогресс на данном этапе развития банковской системы все же присутствует. В активах преобладают операции на финансовых рынках: на денежном и фондовом рынках. Кредитование предприятий в балансах данной группы банков занимает заметно меньшее место, чем у их чисто российских коллег. Единственным кредитным сегментом, на котором банки, контролируемые нерезидентами проявляют активность, сравнимую с российскими конкурентами является кредитование населения. Однако и в этом сегменте большинство банков, контролируемых нерезидентами специализируются на поддержке иностранных товаропроизводителей на покупку (кредитование импортных товаров), а также на работе с крупными клиентами, что подтверждает гипотезу о приоритете «защитной экспансии».

Анализ политики российских денежных властей показывает, что в отличие от стран Восточной Европы и Латинской Америки она не способствовала привлечению нерезидентов в банковскую систему, но и была в значительной степени дискриминационной по отношению к ним только в период формирования российской банковской системы, а также во время ее восстановления после крупнейшего банковского кризиса 1998 г. Ограничения, имеющиеся в настоящее время не являются значимым препятствием для расширения деятельности нерезидентов и их смягчение не пока не вызвало существенных изменений роли нерезидентов в российской банковской системе.

Описанные в экономической теории факторы роста роли иностранного капитала в банковских системах развивающихся стран в случае России пока не оказали серьезного влияния на объемы его присутствия. Ключевым фактором является поведение самих нерезидентов, основанное на оценке ими рисков вложений в банковскую систему России. Соответственно, и толчком к росту роли нерезидентов в банковской системе России может служить только рост их мотивации, основанный на снижении оценки ими рисков.

Расширение участия нерезидентов в банковской системе России (при сохранении значительной доли частных банков национального происхождения) станет одним из стимулов устойчивого роста российской банковской системы (за счет дополнительного притока финансовых ресурсов из-за рубежа) и повышения качества банковского обслуживания (за счет роста конкуренции и расширения спектра банковских услуг для массового клиента). В среднесрочной перспективе (за 3-5 лет), при сохранении достаточно высоких темпов роста российской экономики, роль нерезидентов может достичь современного уровня Бразилии (до 25% активов).

Нереальность реализации в России модели «поглощения» (по образцу Восточной Европы) объясняется как исходя из мирового опыта, так и российских условий.

Согласно теории проникновение иностранного капитала в банковскую систему предполагает адекватное усиление иностранцев в экономике страны в целом. Для России же, чья экономика построена во многом на крупных компаниях, передача их под контроль нерезидентов не реальна.

Мировой опыт показывает, что банки, контролируемые нерезидентами сосредоточены как правило в финансовых центрах, региональные же операции остаются за местными банками. Россия же является страной с большим количеством неравномерно развитых регионов.

Частные российские банки представляют собой организации, тесно связанные с местным бизнесом и властями, которые неохотно будут расставаться с контролем за собственными финансовыми потоками.

Стоимость «контрольного пакета» российской банковской системы уже сейчас сопоставима со стоимостью контроля за банковскими системами Польши, Чехии и Венгрии вместе взятых, при более высоком уровне рисков.

Основными целями развития российской банковской системы, согласно Стратегии развития банковского сектора, являются повышение устойчивости банковской системы и ее эффективности с точки зрения аккумулирования денежных средств и их трансформации в кредиты и инвестиции. С этой точки зрения, повышение роли нерезидентов в банковской системе России имеет двоякий эффект: с одной стороны, банки, контролируемые нерезидентами более устойчивы, но с другой стороны, выполняют трансформационную функцию очень ограниченно, работая в большей степени на экономику других стран.

Вследствие этого, в целях совершенствования государственной политики в области привлечения иностранного капитала в банковскую систему России, автор считает целесообразным проведение следующих мероприятий:

Установление квоты на участие нерезидентов в совокупном банковском капитале, увязав ее фиксацию с моментом вступления России в ВТО.

Сохранение жестких требований к финансовой устойчивости банка, намеревающегося учредить дочерний банк в России либо приобрести контрольный пакет действующего банка.

Сохранение запрета на открытие филиалов иностранными банками.

Разрешение на открытие филиалов допустимо при условии заключения соглашения с надзорными органами развитых стран о допустимости взаимного открытия филиалов.

Развитие сотрудничества Банка России с регулирующими органами стран, банки которых проявляют интерес к участию в капитале российских банков. Это сотрудничество должно обеспечивать паритет функционирования российских банков в данных странах и их банков в России.

Основные публикации по теме работы:

Д.Лепетиков. «Перспективы участия иностранного капитала в российской банковской системе, в сборнике «Финансовая система России и экономический рост», Серия Независимый экономический анализ, Москва, МОНФ, 2006 г. 2,3 а.л.

Н.Акиндинова, П.Андрукович, О.Березинская, А.Клепач, В.Красков, Д.Лепетиков, М.Петроневич, С.Пухов. «Банковская система и рынки капитала в условиях конкуренции и новых институциональных преобразований», Серия Независимый экономический анализ, Москва, МОНФ, 2005 г. 2 а.л. лично.

Д.Лепетиков «Регулирование финансового сектора. Коммерческие банки». В сборнике Бюро экономического анализа «Обзор экономической политики в России за 2003 г.», М, ТЕИС, 2004 г., стр. 289-310. 1,3 а.л.

Н.Акиндинова, П.Андрукович, О.Березинская, А.Клепач, В.Красков, Д.Лепетиков. «Банковская система России: от кризиса к модернизации», Серия Независимый экономический анализ, Москва, 2003 г. 5 а.л. лично П.Андрукович, В.Красков, Д.Лепетиков. стратегий «Исследование поведения крупнейших российских банков (с применением методов кластерного анализа)», “Проблемы прогнозирования”, №4 2002 г., 0,3 а.л. лично.

Д.Лепетиков банковской системы.». В сборнике Бюро «Развитие экономического анализа «Обзор экономической политики в России за 2001 г.», М, ТЕИС, 2002 г., 1,4 а.л.

О admin

x

Check Also

Страхование вкладов физических лиц – особенности процедуры и банки участники госпрограммы

Страхование вкладов физических лиц – как работает государственная система, список банков и сумма к возмещению ...

Статья: Иностранные банки в России и зарубежная экспансия российских банков ( – Международные банковские операции, 2007, N 2)

Бухгалтерская пресса и публикации 2008 Бухгалтерские статьи и публикации 2007 Вопросы бухгалтеров, ответы специалистов по ...

Рейтинг@Mail.ru