Не пропусти
Главная » Говорит история » 7 великих русских иконописцев

7 великих русских иконописцев

7 великих русских иконописцев

Считается, что рукой иконописца движет Бог. Мы расскажем вам о семи мастерах, творчество которых перевело русское иконописание в разряд величайших достижений как национальной, так и мировой культуры.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Донская икона Божией Матери кисти Феофана Грека. Один из величайших иконописцев своего времени, Феофан Грек родился в Византии в 1340 году и в течении долгих лет оттачивал свой уникальный экспрессивный стиль, расписывая храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы. Однако ни одна из фресок того периода не сохранилась до наших дней, и всемирную славу мастера составили росписи, сделанные на Руси.

Приехал в Новгород (в 1370 году) он уже состоявшимся иконописцем. Первой работой Феофана в Новгороде стала роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице – единственный сохранившийся монументальный труд Феофана Грека. Время пощадило фрески со знаменитым погрудным изображением Спаса Вседержителя с Евангелием, с фигурами Адама, Авеля, Ноя, Сифа и Мелхиседека, а также образы пророков Илии и Иоанна.

Спустя двенадцать лет Феофан Грек переезжает в Москву, где руководит работой мастеров по росписи храмов Московского Кремля. Не все знают: оригинальные фрески Феофана Грека и его учеников не сохранились, но отдельные фрагменты их композиции вновь и вновь воспроизводились на стенах Кремлевских соборов. Особого упоминания заслуживает тот факт, что Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком расписывали также старец Прохор с Городца и Андрей Рублев.

Помимо иконописания Феофан Грек создавал миниатюры для книг и оформлял Евангелия – к примеру, перу великого византийского мастера принадлежат орнаментальные украшения знаменитого Евангелия московского боярина Федора Кошки.

Интересный факт: Феофану Греку приписывается авторство икон из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Это первый в России иконостас с фигурами святых, изображенными в полный рост. Также именно кисти Грека принадлежат хранящиеся в Третьяковской Галлерее Донская икона Божией Матери и икона Преображения Иисуса Христа на гор е Фавор.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Икона Троица кисти Андрея Рублева. Андрея Рублева можно назвать самым знаменитым и – в случае, если такое определение возможно в разговоре о причисленном к лику святых монахе-художнике – популярным русским иконописцем, творчество которого на протяжении сотен лет является символом подлинного величия русского искусства и абсолютной преданности выбранному жизненному пути.

До сих пор неизвестно ни место рождения Рублева, ни даже имя, данное ему при рождении – Андреем он был наречен уже при постриге в монашество – однако, скудность фактических сведений о мастере в определенном смысле даже добавляет его образу выразительности и яркости.

Самой ранней из известных работ Рублева считается совместная с Феофаном Греком и Прохором с Городца роспись Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году. После окончания этой работы Рублев расписывал Успенский собор в Звенигороде, и позже, совместно с Даниилом Черным, – Успенский собор во Владимире.

Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века – одна из самых многогранных икон, когда-либо созданных русскими иконописцами, в основе которой лежит сюжет о явленнии праведнику Аврааму Бога в виде трех юношей-ангелов.

Интересный факт: повествуя о росписи Благовещенского собора Московского кремля, Троицкая летопись упоминает имя чернеца Рублева последним в ряду Феофан Грек-Прохор с Городца-Рублев, что, согласно летописной традиции, означает, что именно он был младшим в артели. Вместе с этим сам факт совместной работы с Феофаном Греком дает понять, что к тому моменту Рублев был уже состоявшимся мастером.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Фреска Лоно Авраамово кисти Даниила Черного. Множество книг и статей о русском иконописании также зачастую вспоминают о монахе Данииле только в контексте его совместной работы с автором великой Троицы, однако, на деле его заслуги перед русской культурой этим отнюдь не исчерпываются.

Даниил Черный был не только старшим товарищем и наставником Рублева (cогласно знаменитой Духовной грамоте Иосифа Волоцкого), но и абсолютно самодостаточным и опытным художником, отличавшимся от многих своих современников не только поистине уникальным даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и характером рисунка.

Среди авторских работ Даниила Черного встречаются как фрески, так и иконы, наиболее известными из которых являются Лоно Авраамово и Иоанн Предтеча (Успенский собор Владимира), а также Богоматерь и Апостол Павел (Троице-Сергиева Лавра)

Интересный факт: совместные работы Даниила Черного с Андреем Рублевым поставили перед историками непростую проблему разделения их произведений, интересное решение которой предложил художник-искусствовед Игорь Грабарь. Иконами и фресками авторства Даниила Черного нужно признать те, в чертах которых просматриваются приметы предшествующей школы письма XIV века. Безукоризненная логика такого решения такова: в сравнении с Рублевым Даниила Черного можно считать художником старшего поколения, следовательно и все приметы старого иконописания – дело его рук.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Икона Сошествие во ад кисти Дионисия. Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его своего рода продолжателем традиций Андрея Рублева, занимающим свое почетное место в ряду величайших русских иконописцев.

Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. Каменные блоки с фресками Дионисия и Митрофана оказались использованы в его фундаменте, где и были успешно обнаружены много лет спустя. Сегодня эти фрески хранятся в московском музее древнерусской культуры и искусства и Боровском филиале Калужского краеведческого музея.

В 1479 году Дионисий написал иконостас для деревянной церкви Успения в Иосифо-Волоколамском монастыре, а еще через 3 года – образ Богоматери Одигитрии на обгоревшей греческой иконе из разрушенного в 1929 году Вознесенского монастыря в Московском Кремле.

Отдельного упоминания заслуживает работа Дионисия на севере России: около 1481 года им были написаны иконы для Спасо-каменного и Павлово-Обнорского монастырей под Вологдой, а в 1502 году – совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием – фрески для Ферапонтова монастыря на Белоозере.

Интересный факт: о манере письма Дионисия можно судить по великолепно сохранившимся фресками того самого Ферапонтова монастыря на Белоозере. Эти фрески никогда не переписывались и не подвергались серьезной реставрации, оставаясь таким образом максимально близкими к своему оригинальному виду и цветовой гамме.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Икона Мученики Кирик и Иулитта кисти Гурия Никитина ) Фрески костромского художника-иконописца Гурия Никитина – не только пример великолепия и символичности русской иконописи, но по-настоящему уникальное для его времени сочетание декоративизма и монументальности в рамках одного произведения. Дело в том, что именно на период творческой зрелости Никитина – а это приблизительно 60-е годы XVII столетия – приходится подъем русского монументально-декоративного искусства – и эти тенденции не обходят стороной молодого мастера.

В непростом для русской церкви 1666 году Гурий Никитин принимает участие в возобновленных работах по росписи Архангельского собора Московского Кремля – кисти Никитина принадлежат изображения воинов-мучеников на столбах, а также отдельные части монументальной композиции Страшный суд. Спустя 2 года Никитин пишет 4 иконы для московской церкви Григория Неокессарийского.

Однако, пожалуй, главным профессиональным достижением Гурия Никитина стала стенопись в ярославской церкви Ильи Пророка и костромском Ипатьевском монастыре. В эти годы он уже руководил группой иконописцев, выполняя при этом самую сложную часть работы – он в одиночку вычерчивал контуры всех фресок, которые потом дорисовывали ученики.

Интересный факт: если верить Дозорной книге 1664 года, выясняется, что Никитин – не фамилия, а отчество знаменитого иконописца. Полное имя мастера – Гурий Никитин (Ни китович) Кинешемцев.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Икона Богородицы Умиление кисти Симона Ушакова. Фаворит царя Алексея Михайловича, любимый и единственный иконописец первых лиц государства, непревзойденный мастер рисунка и цвета, Симон Ушаков в определенном смысле обозначил своим творчеством начало процесса обмирщения церковного искусства. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон, ознаменовав начало нового, ушаковского периода русской иконописи.

Многие исследователи сходятся на том, что Ушакову не было равных в писании ликов – и именно по тому, как он писал их проще всего отследить, какие изменения – логичным образом совпавшие с церковной реформой патриарха Никона – произошли с русской иконописью. У Ушакова традиционный для русской иконописи лик Спасителя приобрел новые, неведомые ему дотоле черты. Новгородский Спас был грозным Богом, новый Спас бесконечно ласковее: он Богочеловек. Это очеловеченье Божества, приближение его к нам внесло теплоту в суровый облик древнего Христа, но в то же время лишило его монументальности.

Еще одной важнейшей исторической особенностью творчества Ушакова становится тот факт, что в отличие от иконописцев прошлого, Ушаков подписывает свои иконы. На первый взгляд ничтожная деталь в сущности обозначает серьезнейший перелом в общественном сознании того времени – если раньше считалось, что рукой иконописца водит сам Господь – и хотя бы поэтому мастер не имеет морального права подписывать свою работу – то теперь ситуация меняется на полностью противоположную и даже религиозное искусство приобретает светские черт ы.

Интересный факт: Симон Ушаков активно занимался преподаванием иконописи. Среди прочих учился у него и Гурий Никитин.

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Икона Илья Пророк в пустыне кисти Федора Зубова. Исследователи русской иконописи сходятся на том, что главнейшей заслугой Федора Зубова стало стремление вернуть изображаемым ликам святых духовную значительность и непорочность. Иначе говоря, Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций.

Как и Симон Ушаков, Зубов работал при царском дворе и был одним из пяти жалованных иконописцев. Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых.

Интересный факт: жалованным иконописцем царского двора, то есть, мастером, ежемесячно получающим жалованье и через это – определенную уверенность в завтрашнем дне, Федор Зубов стал по принципу не было бы счастья, да несчастье помогло. Дело в том, что в начале 1660-х годов семья Зубова осталась практически без средств к существованию, и иконописец был вынужден написать челобитную царю.

О admin

x

Check Also

Кого может убить молния согласно народным поверьям?

Кого может убить молния согласно народным поверьям? Несмотря на достижения мирового прогресса, молния по сей день остается самым загадочным природным явлением.

Кого любила Салтычиха на самом деле

Кровавая барыня Дарья Салтыкова официально состояла только в одном браке, заключенном в 1750 году с Глебом Салтыковым. Этот союз не только приумножил материальные богатства обоих родов, но и благодаря знатной дворянской фамилии мужа позволил Дарье войти в высший свет.

Кого клеймили на Руси

Из всех телесных наказаний в древней Руси постановка клейма тем или иным способом была одной из самых редких и невостребованных. Первые законы, регулирующие меру взысканий, применяемую к преступникам, предполагали, в основном, штрафы (даже за убийство), изгнание и отъём имущества в пользу князя или пострадавших.

Кого именно на Руси называли тетками?

Тетка - одно из самых распространенных слов в лексиконе современного русского человека. Интересно, а откуда оно вообще взялось? Если говорить о семейных отношениях, то традиционно теткой (или тетей) называют сестру отца или матери, а также жену дяди.

Кого выслали из России на философском пароходе

29 сентября 1922 года из Петрограда отплыл Философский пароход, пассажирами его были выдающиеся русские мыслители. Кто это был? Почему они оказались на борту? Несмотря на то, что в молодости Бердяев пережил серьезное увлечение марксизмом (как и любой образованный человек того времени), высылки он не избежал, поскольку проявил себя прежде всего религиозным мыслителем.

Кого вела Вифлеемская звезда?

В русской православной традиции слово волхв, как и связанные с ним волшба, волшебство, обычно имеет негативный характер – колдун, жрец, чародей. Даже вошедший в число былинных богатырей Волх Всеславьевич (Вольга) своими способностями к оборотничеству и знанием языка зверей указывает на свое языческое, дохристианское прошлое.

Кого было запрещено хоронить на общем кладбище

Традиции православных похорон подразумевают, что на кладбищенской земле не могут быть упокоены самоубийцы, безбожники и даже некрещеные покойники. Но эти правила не были изобретены православной церковью.

Кого будут судить на Страшном суде

Многие наверняка слышали выражение дожить до Страшного суда, но имеют лишь смутное представление о том, что это такое. В общем и целом, все сводится к простой схеме: случится апокалипсис, придёт Бог и станет судить всех людей – кого-то отправит в ад, кого-то, кто хорошо себя вёл – в рай.

Когдa в рyсских хрaмaх были оргaны

Хотя в Рyсской пpaвослaвной цеpкви сyществyет строгий обычaй при богослyжении петь без сопровождения мyзыкaльных инстрyментов, есть все основания предполагать, что тaк было не всегдa.

Кобыла, Кошка и Дом Романовых

В этом году мы отмечаем 400-летие династии Романовых. В марте 1613 года на престол Рюриковичей взошёл представитель старинного, хотя и не самого знатного рода. Родоначальником семьи Романовых принято считать Андрея Ивановича Кобылу, боярина великого князя московского Симеона Гордого (1317 -1357). Особых подвигов и свершений за боярином не числилось, но доверием князя он, видимо, пользовался немалым, ибо именно ему Симеон поручил привезти из Твери свою будущую супругу, дочь тамошнего князя.

Князь Святослав: первый русский завоеватель

Карамзин называл князя Святослава "русским Македонским", историк Грушевский - "казаком на престоле". Святослав первым предпринял активную попытку обширной экспансии земель.

Князь Святослав Игоревич: самый великий полководец Киевской Руси

Князь Святослав Игоревич: самый великий полководец Киевской Руси С лёгкой руки Карамзина князь Святослав считается древнерусским Александром Македонским. Сведения о проведённых и выигранных им сражениях за давностью лет небогаты подробностями, но ясно одно: к своим тридцати годам Святослав успел организовать с десяток военных походов, и в большинстве победил.

Князь Святослав Игоревич: Александр Македонский – Киевской Руси

Князь Святослав Игоревич: "Александр Македонский" Киевской Руси С лёгкой руки Карамзина князь Святослав считается древнерусским Александром Македонским. Сведения о проведённых и выигранных им сражениях за давностью лет небогаты подробностями, но ясно одно: к своим тридцати годам Святослав успел организовать с десяток военных походов, и в большинстве победил.

Князь Святослав Игоревич: Александр Македонский – древней Руси

Князь Святослав Игоревич: "Александр Македонский" древней Руси С лёгкой руки Карамзина князь Святослав считается древнерусским Александром Македонским. Сведения о проведённых и выигранных им сражениях за давностью лет небогаты подробностями, но ясно одно: к своим тридцати годам Святослав успел организовать с десяток военных походов, и в большинстве победил.

Князь Пожарский: послание мертвому императору

Мы знаем князя Пожарского как доблестного освободителя Москвы. Император Священной Римской империи Рудольф II мог бы узнать его в качестве практикующего алхимика, если бы получил от него письмо.

Князь Курбский: первый предатель в истории России

Андрея Курбского принято называть первым русским диссидентом, а его эмиграцию - вынужденной. Князь жег глаголом и обличал самого Ивана IV, но сам при этом не отличался добродетелями.

Князь Кропоткин: главный анархист из Рюриковичей

12 июня 1917 года в Россию триумфально возвратился князь Петр Алексеевич Кропоткин. Вспоминаем о других, пропитанных духом бунтарства, эпизодах жизни географа, литератора, теоретика анархизма и революционера из рода Рюриковичей.

Князь Владимир: каким он был до принятия христианства?

Князь Владимир: каким он был до принятия христианства? Для многих людей князь Владимир известен как креститель Руси, который заботился о духовном благе своего отечества.

Князь Владимир Мономах: последний монарх единой Руси

Князь Владимир Мономах: последний монарх единой Руси Владимир Всеволодович по прозвищу Мономах (1053-1125 гг.) – князь из рода Рюриковичей. Он княжил в Ростове, Смоленске, Чернигове, Переяславлею С 1113 года – великий князь Киевский.

Князь Андрей Боголюбский: судьба – первого великоросса

Князь Андрей Боголюбский: судьба "первого великоросса" Историк Василий Ключевский считал, что именно Андрея Боголюбского можно считать первым русским самодержцем, в лице которого на историческую сцену впервые выступал великоросс.

Князь Александр Меншиков: факты, которые вы не знали

Князь Александр Меншиков: факты, которые вы не знали 25 октября 1714 года Александра Даниловича Меншикова избрали членом Лондонского королевского общества. При всех своих званиях Меншиков был неоднозначной фигурой.

Княжна Тараканова: была ли она наследницей русского престола?

Княжна Тараканова: была ли она наследницей русского престола? Так называемая княжна Тараканова – знаменитый исторический персонаж, героиня многочисленных фильмов и книг.

Княгиня Ольга: существовала ли она на самом деле?

Княгиня Ольга Киевская – одна из самых загадочных исторических личностей. Несмотря на то, что она оставила заметный след в русской истории, в ее биографии немало белых пятен.

Княгиня Мария Тенищева

Однажды она рассказала историю своей жизни Ивану Тургеневу. Тот, крепко задумался,а потом сказал: Эх, жаль, что я раньше вас не знал! Какую бы интересную повесть я написал.

Рейтинг@Mail.ru