Не пропусти
Главная » Говорит история » Какой духовный отец у патриарха Кирилла

Какой духовный отец у патриарха Кирилла

Какой духовный отец у патриарха Кирилла

Биографию нынешнего духовника патриарха Кирилла, схиархимандрита Илия (Ноздрина) не раз публиковали во многих источниках. Она довольно краткая, но в ней есть такие моменты, которые могут восприниматься нынешним российским обществом, как некие противоречия.

Он родился в 1932 году в семье верующих православных христиан и, по его словам, начал осознанно молиться с трёх лет. Однако в 1949 году он вступил в Комсомол. Хотя через несколько лет, по его признанию, сжёг комсомольский билет и стал противником советской власти. Об этих взглядах, как и о других политических воззрениях отца Илия, будет сказано чуть ниже.

Пока же стоит сказать, что его семинарские годы и его становление как монаха и священника пришлись на шестидесятые прошлого века. Учился он в Ленинградской духовной семинарии (само название этого церковного учебного заведения советских лет для любого верующего уже является оксюмороном).

При этом Илий был пострижен в монашество и возведен в сан иеромонаха никем иным, как владыкой Никодимом (Ротовым). Митрополит Никодим – фигура отчасти противоречивая, вокруг которой страсти не утихают и по сей день. С одной стороны, он в какой-то момент стал этаким советским функционером на внешнеполитическом фронте, и действовал в этом качестве осознанно и публично. С другой стороны, не было в то время более неудобной личности в его лице для уполномоченных по правам религий и прочих профессиональных советских атеистов: пользуясь своим авторитетом, в том числе тесными отношениями с высшей советской номенклатурой, он всеми силами отстаивал интересы Церкви.

То что Ленинградская семинария не закрылась, а священники рукополагались и в советские годы (главное, в период хрущёвской оттепели, которая оттепелью была для кого угодно, кроме Церкви) и не прерывалась цепочка преемственности священнослужителей – все это было заслугой в том числе и митрополита Никодима.

При этом интересно, что в церковной среде, когда говорят никодимовцы, подразумевают деятельных в миру церковных иерархов. К примеру, самый известный никодимовец в Русской Православной Церкви сегодня – это её нынешний предстоятель патриарх Кирилл.

После окончания обучения в 1966 году отец Илия попал в Псково-Печерский монастырь. Псковские Печоры советского времени – это отдельная и драматичная история, также полная противоречий.

В годы послушания отца Илия архимандритом Псково-Печерского монастыря был архимандрит Алипий (Воронов). Именно он опубликовал в газете Советская Россия статью, в которой заявил о необходимости найти и вернуть в монастырь реликвии, похищенные фашистами (их нашли и вернули). Он же сжёг распоряжение советских властей о закрытии Псково-Печорского монастыря.

В 1976 году отец Илий приезжает на Афон. Живет в молитве и труде в скиту Пантелеимонова монастыря. Здесь происходит его становление как духовника этой обители. В скупых строках официальной биографии отца Илия значится: Сумел предотвратить закрытие монастыря.

Далее, с конца 1980-х годов, – духовничество в Оптиной пустыни. Кстати, возвращение в лоно Русской Церкви этой святыни, на территории которой в советское время были и фильтрационные лагеря, и лагеря для военнопленных, и санатории, тоже произошло парадоксальным образом. Дело в том, что в ведомство Русской Церкви этот монастырь передало в 1987 году советское правительство по инициативе одного из членов Политбюро.

В 2009 году, через год после Поместного Собора Русской Церкви и избрания патриархом митрополита Кирилла, отец Илий стал патриаршим духовником и переселился на Патриаршее подворье Троице-Сергиевой лавры.

В 2010 году отец Илий принял великую схиму, став схиархимандритом. Но при этом он превратился и в человека публичного. И здесь снова парадокс: монахи, принимая великую схиму, берут на себя дополнительные обеты и послушания и ещё дальше, если можно так выразиться, уходят от мира. С отцом Илием, кажется, получилось всё наоборот, опять обернулось неожиданным образом.

Эта публичность стала сопрягаться с самого разного рода скандалами и весьма громкими эпитетами в его адрес, в связи с его политическими высказываниями. Отца Илия теперь называют по-разному то прозорливый старец, то лжестарец и конъюнктурщик и политикан.

О воззрениях схиархимандрита стоит рассказать хотя бы кратко. Дело в том, что в политическом смысле отец Илий умудряется не нравиться всем. С одной стороны, он кардинальный противник советской власти и советского наследия.

Ленин у него – русофоб, Сталин – бандит. Заградотряды, некомпетентные приказы Сталина во время Великой Отечественной (вопреки которым и победили) – казалось бы, полный набор идеологических штампов. Однако нет.

В 2011 году отец Илий высказался против массовых протестных выступлений на Болотной, назвав протестную волну попыткой новой смуты, а сейчас говорит о необходимости выбирать верующего президента. И тут уже вырисовывается некий образ охранителя с соответствующим набором идеологем.

И снова нет – отец Илий сравнивает Бориса Ельцина с Георгием Победоносцем и в одном из своих интервью убеждает в необходимости поставить первому российскому президенту памятник. А через несколько лет участвует в открытии памятника… нет, не Ельцину, а Ивану Грозному.

Самое распространённое мнение от людей, как минимум, испытывающих тёплые чувства к православию и Церкви, по поводу отца Илия: Батюшка просто некомпетентен в вопросах политики, оставьте вы его с политикой в покое.

Но если разобрать все эти политические высказывания и действия патриаршего духовника, то создается впечатление, что это своеобразная форма юродства: стремление не примыкать ни к одному из формальных или неформальных политических пластов, говорить вещи, которые бы не вписывались ни в одну современную российскую идеологическую парадигму. Ведь, например, Грозный и Сталин вполне идентичны в массовом сознании, и выражать неприязнь к одному, а потом присутствовать на открытии памятника другому – это уже как-то странно.

И как совместить все это с почтительным отношением к Ельцину, открытой симпатией к Путину и призывами не допустить смуту в 2011-2012 году?

Впрочем, во всех подобных действиях и словах отца Илия всё же прослеживается очень чёткая, последовательная линия – приумножение влияния Православной Церкви в России. Для него Церковь значительно выше политики, конъюнктуры и любой идеологии.

И, с этой точки зрения, он отнюдь не парадоксален, как и те священнослужители, а то и советские партийные деятели, на фоне деятельности которых проходила его жизнь.

О admin

x

Check Also

Модный тренд из прошлого

Модный сегодня аксессуар – пояс – играл большую роль и в жизни и быту наших предков. С древнейших времен он рассматривался как некий оберег, способствующий благополучию и удаче.

Мода на Арктику

Мы запускаем образовательные проекты с National Geografic и Google. NG заинтересован в освещении российской деятельности в Арктике, а Google активно развивает тему подводных съемок, дабы зафиксировать уникальные природные объекты.

Могут ли священники снимать порчу?

Иногда встречаются рекомендации: подозреваете, что на вас порча – сходите в церковь. В итоге создается впечатление, что священники проводят специальные ритуалы для снятия негативных воздействий.

Могут ли некрещёные читать Отче наш

Молитва в христианстве – это встреча и разговор человека с Богом. К сожалению, мы молимся, как правило, когда имеем в чём-то острую нужду – в болезни, в бедствиях, в сложных жизненных ситуациях, требующих от нас правильного решения.

Могут ли американцы уничтожить Россию

Генерал Джон Хайтен, являющийся председателем Стратегического командования Вооружённых Сил США во время своего выступления на бюджетных слушаниях в комитете по вооруженным силам разразился заявлениями по поводу русской угрозы.

Могут ли американцы атаковать Россию

На днях президент США в своём Твиттере призвал Россию приготовиться к новым, красивым и умнымракетам, которые прилетят. Впрочем, через несколько минут он разместил менее агрессивный твит со словам о том, что отношения между государствами на уровне холодной войны, но так быть не должно.

Могли ли Аскольд и Дир быть иудеями

Аскольд и Дир – легендарные князья, в конце IX века правившие в граде Киеве, принявшие христианство и заложившие основы древнерусской государственности. Такова общепринятая версия, но в ней есть много противоречий.

Могла ли Тверь господствовать на Руси

В XIV веке Москва оспаривала с Тверью свое господство над северо-восточной Русью. Политические интриги и военные союзы стали неотъемлемой составляющей борьбы двух городов.

Мог ли Иван Грозный стать королём Англии

Сватовство Ивана Грозного к английской королеве Елизавете обычно считают его очередной мимолетной прихотью. Но он вел крупную игру. На кону мог быть титул монарха от Англии до Урала или политическое убежище в Англии.

Много грибов – к войне: народные поверия

В Заволжской Руси от стариков до сих пор можно услышать старое поверье, что съедобные грибы – это грехи. Только воплотившиеся в эукариотические, так говорят в биологии, организмы.

Михайло Ломоносов: неизвестная история

Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик, физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, художник, историк.

Михайло Ломоносов: главные секреты

Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик, физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, художник, историк.

Михаил Черниговский: князь-мученик, принявший смерть за христианскую веру

Михаил Черниговский: князь-мученик, принявший смерть за христианскую веру Чем можно было удивить монголов – великую империю кочевников, за считанные годы опустошивших древнерусскую цивилизацию, бравших один за другим русские города, разрушавших храмы и истреблявших русский народ? Князь Михаил Черниговский, один из первых князей-мучеников, ценой своей жизни заставил монголов спросить себя: почему русские так дорожат своей христианской верой.

Михаил Черниговский: князь-мученик, принявший смерть за веру

Михаил Черниговский: князь-мученик, принявший смерть за веру Чем можно было удивить монголов – великую империю кочевников, за считанные годы опустошивших древнерусскую цивилизацию, бравших один за другим русские города, разрушавших храмы и истреблявших русский народ? Князь Михаил Черниговский, один из первых князей-мучеников, ценой своей жизни заставил монголов спросить себя: почему русские так дорожат своей христианской верой.

Михаил Черниговский: князь-мученик, бросивший вызов монголам

Михаил Черниговский: князь-мученик, бросивший вызов монголам Чем можно было удивить монголов – великую империю кочевников, за считанные годы опустошивших древнерусскую цивилизацию, бравших один за другим русские города, разрушавших храмы и истреблявших русский народ? Князь Михаил Черниговский, один из первых князей-мучеников, ценой своей жизни заставил монголов спросить себя: почему русские так дорожат своей христианской верой.

Михаил Федорович: чем он был обязан англичанам

22 июля исполняется 420 лет со дня рождения царя Михаила Федоровича, первого государя из Романовых. Есть конспирологическая теория, что своему воцарению Михаил обязан англичанам.

Михаил Сперанский: каким был реформатор Российской империи

Михаил Сперанский: каким был реформатор Российской империи Михаил Михайлович Сперанский знал, как надо преобразовывать Россию и не боялся предлагать непопулярные решения, однако не всем из его надежд суждено было оправдаться.

Михаил Скобелев: путь Белого генерала

Он присоединил к России мусульманскую Среднюю Азию, но мечтал о панславянской стране, с единой армией и валютой. Судьба его хранила от пуль, но умер генерал при непонятных обстоятельствах.

Михаил Нестеров: художник для всех и ни для кого

Я с великим усердием всматриваюсь в полотна, а сердце молчит. Может быть, я что-то не понимаю. Может, что-то не понимал Михаил Нестеров. Вроде Русь, вроде святые старцы, но в душе тишина.

Михаил Нестеров

На полотнах художника Михаила Нестерова физический мир спит. Крепко спит и…остывает. Все погружено в зеленовато-желто-голубую дымку студеный воздух ощущаешь через полотно.

Михаил Кутузов: неизвестные факты

Имя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова, жизненный путь этого славного полководца, совершившего первые победы в царствование Екатерины II под командованием великого Суворова, и ставшего победителем Наполеона, хорошо известны всем нам еще со школьных времен.

Микродом каждой семье

Сейчас в лучших странах Европы и даже в гигантоманской Америке стало популярно движение микродомов TinyHouse. Может ли оно прижиться в России? Кто, скажем, в подмосковном Аксаково 20 лет назад был, для того движение микродомов – никакая не новинка.

Меценаты

Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника.

Место силы северного монашества

Ферапонт был духовным центром обители, отцом и наставником здешних иноков. Его ученики стали основой особого духовного и хозяйственного строя северного монашества, благодаря которому монастырь приобрел широкую известность у русской феодальной знати и стал центром культуры на рубеже XV – XVI вв. Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий.

Рейтинг@Mail.ru