Не пропусти
Главная » Говорит история » Какой духовный отец у патриарха Кирилла

Какой духовный отец у патриарха Кирилла

Какой духовный отец у патриарха Кирилла

Биографию нынешнего духовника патриарха Кирилла, схиархимандрита Илия (Ноздрина) не раз публиковали во многих источниках. Она довольно краткая, но в ней есть такие моменты, которые могут восприниматься нынешним российским обществом, как некие противоречия.

Он родился в 1932 году в семье верующих православных христиан и, по его словам, начал осознанно молиться с трёх лет. Однако в 1949 году он вступил в Комсомол. Хотя через несколько лет, по его признанию, сжёг комсомольский билет и стал противником советской власти. Об этих взглядах, как и о других политических воззрениях отца Илия, будет сказано чуть ниже.

Пока же стоит сказать, что его семинарские годы и его становление как монаха и священника пришлись на шестидесятые прошлого века. Учился он в Ленинградской духовной семинарии (само название этого церковного учебного заведения советских лет для любого верующего уже является оксюмороном).

При этом Илий был пострижен в монашество и возведен в сан иеромонаха никем иным, как владыкой Никодимом (Ротовым). Митрополит Никодим – фигура отчасти противоречивая, вокруг которой страсти не утихают и по сей день. С одной стороны, он в какой-то момент стал этаким советским функционером на внешнеполитическом фронте, и действовал в этом качестве осознанно и публично. С другой стороны, не было в то время более неудобной личности в его лице для уполномоченных по правам религий и прочих профессиональных советских атеистов: пользуясь своим авторитетом, в том числе тесными отношениями с высшей советской номенклатурой, он всеми силами отстаивал интересы Церкви.

То что Ленинградская семинария не закрылась, а священники рукополагались и в советские годы (главное, в период хрущёвской оттепели, которая оттепелью была для кого угодно, кроме Церкви) и не прерывалась цепочка преемственности священнослужителей – все это было заслугой в том числе и митрополита Никодима.

При этом интересно, что в церковной среде, когда говорят никодимовцы, подразумевают деятельных в миру церковных иерархов. К примеру, самый известный никодимовец в Русской Православной Церкви сегодня – это её нынешний предстоятель патриарх Кирилл.

После окончания обучения в 1966 году отец Илия попал в Псково-Печерский монастырь. Псковские Печоры советского времени – это отдельная и драматичная история, также полная противоречий.

В годы послушания отца Илия архимандритом Псково-Печерского монастыря был архимандрит Алипий (Воронов). Именно он опубликовал в газете Советская Россия статью, в которой заявил о необходимости найти и вернуть в монастырь реликвии, похищенные фашистами (их нашли и вернули). Он же сжёг распоряжение советских властей о закрытии Псково-Печорского монастыря.

В 1976 году отец Илий приезжает на Афон. Живет в молитве и труде в скиту Пантелеимонова монастыря. Здесь происходит его становление как духовника этой обители. В скупых строках официальной биографии отца Илия значится: Сумел предотвратить закрытие монастыря.

Далее, с конца 1980-х годов, – духовничество в Оптиной пустыни. Кстати, возвращение в лоно Русской Церкви этой святыни, на территории которой в советское время были и фильтрационные лагеря, и лагеря для военнопленных, и санатории, тоже произошло парадоксальным образом. Дело в том, что в ведомство Русской Церкви этот монастырь передало в 1987 году советское правительство по инициативе одного из членов Политбюро.

В 2009 году, через год после Поместного Собора Русской Церкви и избрания патриархом митрополита Кирилла, отец Илий стал патриаршим духовником и переселился на Патриаршее подворье Троице-Сергиевой лавры.

В 2010 году отец Илий принял великую схиму, став схиархимандритом. Но при этом он превратился и в человека публичного. И здесь снова парадокс: монахи, принимая великую схиму, берут на себя дополнительные обеты и послушания и ещё дальше, если можно так выразиться, уходят от мира. С отцом Илием, кажется, получилось всё наоборот, опять обернулось неожиданным образом.

Эта публичность стала сопрягаться с самого разного рода скандалами и весьма громкими эпитетами в его адрес, в связи с его политическими высказываниями. Отца Илия теперь называют по-разному то прозорливый старец, то лжестарец и конъюнктурщик и политикан.

О воззрениях схиархимандрита стоит рассказать хотя бы кратко. Дело в том, что в политическом смысле отец Илий умудряется не нравиться всем. С одной стороны, он кардинальный противник советской власти и советского наследия.

Ленин у него – русофоб, Сталин – бандит. Заградотряды, некомпетентные приказы Сталина во время Великой Отечественной (вопреки которым и победили) – казалось бы, полный набор идеологических штампов. Однако нет.

В 2011 году отец Илий высказался против массовых протестных выступлений на Болотной, назвав протестную волну попыткой новой смуты, а сейчас говорит о необходимости выбирать верующего президента. И тут уже вырисовывается некий образ охранителя с соответствующим набором идеологем.

И снова нет – отец Илий сравнивает Бориса Ельцина с Георгием Победоносцем и в одном из своих интервью убеждает в необходимости поставить первому российскому президенту памятник. А через несколько лет участвует в открытии памятника… нет, не Ельцину, а Ивану Грозному.

Самое распространённое мнение от людей, как минимум, испытывающих тёплые чувства к православию и Церкви, по поводу отца Илия: Батюшка просто некомпетентен в вопросах политики, оставьте вы его с политикой в покое.

Но если разобрать все эти политические высказывания и действия патриаршего духовника, то создается впечатление, что это своеобразная форма юродства: стремление не примыкать ни к одному из формальных или неформальных политических пластов, говорить вещи, которые бы не вписывались ни в одну современную российскую идеологическую парадигму. Ведь, например, Грозный и Сталин вполне идентичны в массовом сознании, и выражать неприязнь к одному, а потом присутствовать на открытии памятника другому – это уже как-то странно.

И как совместить все это с почтительным отношением к Ельцину, открытой симпатией к Путину и призывами не допустить смуту в 2011-2012 году?

Впрочем, во всех подобных действиях и словах отца Илия всё же прослеживается очень чёткая, последовательная линия – приумножение влияния Православной Церкви в России. Для него Церковь значительно выше политики, конъюнктуры и любой идеологии.

И, с этой точки зрения, он отнюдь не парадоксален, как и те священнослужители, а то и советские партийные деятели, на фоне деятельности которых проходила его жизнь.

О admin

x

Check Also

Кого выслали из России на философском пароходе

29 сентября 1922 года из Петрограда отплыл Философский пароход, пассажирами его были выдающиеся русские мыслители. Кто это был? Почему они оказались на борту? Несмотря на то, что в молодости Бердяев пережил серьезное увлечение марксизмом (как и любой образованный человек того времени), высылки он не избежал, поскольку проявил себя прежде всего религиозным мыслителем.

Кого вела Вифлеемская звезда?

В русской православной традиции слово волхв, как и связанные с ним волшба, волшебство, обычно имеет негативный характер – колдун, жрец, чародей. Даже вошедший в число былинных богатырей Волх Всеславьевич (Вольга) своими способностями к оборотничеству и знанием языка зверей указывает на свое языческое, дохристианское прошлое.

Кого было запрещено хоронить на общем кладбище

Традиции православных похорон подразумевают, что на кладбищенской земле не могут быть упокоены самоубийцы, безбожники и даже некрещеные покойники. Но эти правила не были изобретены православной церковью.

Кого будут судить на Страшном суде

Многие наверняка слышали выражение дожить до Страшного суда, но имеют лишь смутное представление о том, что это такое. В общем и целом, все сводится к простой схеме: случится апокалипсис, придёт Бог и станет судить всех людей – кого-то отправит в ад, кого-то, кто хорошо себя вёл – в рай.

Когдa в рyсских хрaмaх были оргaны

Хотя в Рyсской пpaвослaвной цеpкви сyществyет строгий обычaй при богослyжении петь без сопровождения мyзыкaльных инстрyментов, есть все основания предполагать, что тaк было не всегдa.

Кобыла, Кошка и Дом Романовых

В этом году мы отмечаем 400-летие династии Романовых. В марте 1613 года на престол Рюриковичей взошёл представитель старинного, хотя и не самого знатного рода. Родоначальником семьи Романовых принято считать Андрея Ивановича Кобылу, боярина великого князя московского Симеона Гордого (1317 -1357). Особых подвигов и свершений за боярином не числилось, но доверием князя он, видимо, пользовался немалым, ибо именно ему Симеон поручил привезти из Твери свою будущую супругу, дочь тамошнего князя.

Князь Святослав: первый русский завоеватель

Карамзин называл князя Святослава "русским Македонским", историк Грушевский - "казаком на престоле". Святослав первым предпринял активную попытку обширной экспансии земель.

Князь Святослав Игоревич: самый великий полководец Киевской Руси

Князь Святослав Игоревич: самый великий полководец Киевской Руси С лёгкой руки Карамзина князь Святослав считается древнерусским Александром Македонским. Сведения о проведённых и выигранных им сражениях за давностью лет небогаты подробностями, но ясно одно: к своим тридцати годам Святослав успел организовать с десяток военных походов, и в большинстве победил.

Князь Святослав Игоревич: Александр Македонский – Киевской Руси

Князь Святослав Игоревич: "Александр Македонский" Киевской Руси С лёгкой руки Карамзина князь Святослав считается древнерусским Александром Македонским. Сведения о проведённых и выигранных им сражениях за давностью лет небогаты подробностями, но ясно одно: к своим тридцати годам Святослав успел организовать с десяток военных походов, и в большинстве победил.

Князь Святослав Игоревич: Александр Македонский – древней Руси

Князь Святослав Игоревич: "Александр Македонский" древней Руси С лёгкой руки Карамзина князь Святослав считается древнерусским Александром Македонским. Сведения о проведённых и выигранных им сражениях за давностью лет небогаты подробностями, но ясно одно: к своим тридцати годам Святослав успел организовать с десяток военных походов, и в большинстве победил.

Князь Пожарский: послание мертвому императору

Мы знаем князя Пожарского как доблестного освободителя Москвы. Император Священной Римской империи Рудольф II мог бы узнать его в качестве практикующего алхимика, если бы получил от него письмо.

Князь Курбский: первый предатель в истории России

Андрея Курбского принято называть первым русским диссидентом, а его эмиграцию - вынужденной. Князь жег глаголом и обличал самого Ивана IV, но сам при этом не отличался добродетелями.

Князь Кропоткин: главный анархист из Рюриковичей

12 июня 1917 года в Россию триумфально возвратился князь Петр Алексеевич Кропоткин. Вспоминаем о других, пропитанных духом бунтарства, эпизодах жизни географа, литератора, теоретика анархизма и революционера из рода Рюриковичей.

Князь Владимир: каким он был до принятия христианства?

Князь Владимир: каким он был до принятия христианства? Для многих людей князь Владимир известен как креститель Руси, который заботился о духовном благе своего отечества.

Князь Владимир Мономах: последний монарх единой Руси

Князь Владимир Мономах: последний монарх единой Руси Владимир Всеволодович по прозвищу Мономах (1053-1125 гг.) – князь из рода Рюриковичей. Он княжил в Ростове, Смоленске, Чернигове, Переяславлею С 1113 года – великий князь Киевский.

Князь Андрей Боголюбский: судьба – первого великоросса

Князь Андрей Боголюбский: судьба "первого великоросса" Историк Василий Ключевский считал, что именно Андрея Боголюбского можно считать первым русским самодержцем, в лице которого на историческую сцену впервые выступал великоросс.

Князь Александр Меншиков: факты, которые вы не знали

Князь Александр Меншиков: факты, которые вы не знали 25 октября 1714 года Александра Даниловича Меншикова избрали членом Лондонского королевского общества. При всех своих званиях Меншиков был неоднозначной фигурой.

Княжна Тараканова: была ли она наследницей русского престола?

Княжна Тараканова: была ли она наследницей русского престола? Так называемая княжна Тараканова – знаменитый исторический персонаж, героиня многочисленных фильмов и книг.

Княгиня Ольга: существовала ли она на самом деле?

Княгиня Ольга Киевская – одна из самых загадочных исторических личностей. Несмотря на то, что она оставила заметный след в русской истории, в ее биографии немало белых пятен.

Княгиня Мария Тенищева

Однажды она рассказала историю своей жизни Ивану Тургеневу. Тот, крепко задумался,а потом сказал: Эх, жаль, что я раньше вас не знал! Какую бы интересную повесть я написал.

Книжная ярмарка Non

Самая крупная книжная ярмарка страны существует уже 15 лет. И каждый год ее организаторы стараются соответствовать запросам аудитории. А порой даже формировать эти запросы.

Книги недели

Необычные истории сибирских старожилов и русских иудействующих показывают, каким изменениям может подвергаться национальная идентичность. Когда началось освоение Сибири, русские люди, как правило, легко шли на контакт с аборигенами, не испытывая неприятия к чужому.

Клятвенное обещание

Когда человек или в воинство избирается, или на честь какую возводится, или к какому иному делу государеву определяется, он присягает и с клятвою обещается верно и праведно Государю и обществу служить и по чистой совести поступать.

Клуб Геркулесов

Главный дефект интеллигента – петербуржца – его животик. Нигде нет такого большого количества мужчин с животиками, как в Петербурге. И странно, и смешно, что некоторые гордятся своими животиками, как когда-то русские бояре гордились своими бородами - говорил директор открывшегося ноябре 1911 года в Петербурге Института мужской красоты доктор А.Л.Круазье.

Рейтинг@Mail.ru