Не пропусти
Главная » Говорит история » Какой митрополит совершил чудо в Орде

Какой митрополит совершил чудо в Орде

Какой митрополит совершил чудо в Орде

Митрополит Алексий (Бяконт), помимо того, что был канонизирован и впоследствии стал считаться святым покровителем московских патриархов, был во многом, фигурой уникальной и для истории России, и для истории Русской Церкви. Он стал первым русским главой русской митрополии, до него этот титул получали только греки, ставленники патриарха Константинопольского.

Сам святитель был выходцем из богатой боярской семьи и до пострига носил имя Елеферия Фёдоровича.

Предшественником Алексия на кафедре, которая называлась Киевской и Владимирской, но располагалась в Москве, был как раз грек, митрополит Феогност. И именно он выбрал Алексия, как человека выдающейся образованности и личных качеств на роль своего преемника. Дело это, поставление русского митрополита, было настолько необычным, что в Константинополь пришлось направлять два посольства.

Первое – от Феогноста с прошением о рукоположении Алексия, во второй делегации был сам Алексий. Стоит отметить, что даже через год проверки Алексия и его назначения на митрополичью кафедру, патриарх Филофей выдал следующую резолюцию: Хотя подобное дело совершенно необычно и небезопасно для церкви, однако ради достоверных и похвальных свидетельств о нем (Алексие) и ради добродетельной и богоугодной жизни, мы судили этому быть, но это относительно одного только Алексия и отнюдь не дозволяем и не допускаем, чтобы на будущее время сделался митрополитом русским кто-нибудь другой, устремившийся сюда оттуда: из (клириков) сего богопрославленного, боговозвеличенного и благоденствующего Константинополя должны быть поставляемы митрополиты русские.

Так, в 1354 году Алексий стал главой русской митрополии. Осторожность греков вполне понятна, они ещё со времён Андрея Боголюбского наблюдали активные попытки русских сделать свою церковь максимально автономной и независимой от Константинополя. И поставление на митрополичью кафедру русского было одним из таких шагов.

По сути, как отмечает историк Карташев, Русская Церковь превращалась в Церковь сугубо национальную, а для Констанинополя такой процесс был сигналом того, что греки постепенно утрачивают своё религиозное, а, следовательно, политическое влияние на Русь. Стоит подчеркнуть, что Церковь в то время была и религиозным, и политическим институтом, и инструментом Византийской империи.

Кстати, несмотря на предостережение Константинополя, после Алексия наличие русских митрополитов на Владимирской кафедре, все же вошло в дежурную практику. Сказался здесь и определённый упадок Константинопольского патриархата, да и самой империи, до полного падения которой оставалось примерно столетие.

Ещё одним важнейшим актом, который получил Алексий из Константинополя, было официальное перенесение митрополичьей резиденции из Киева во Владимир, а по факту, в Москву. Так Москва начала свой путь становления, как центра русского православия.

Но этими свершениями роль и место в истории святителя Алексия не исчерпываются. И здесь стоит напомнить, что Русь периода Феогноста и Алексия, и далее, была под Золотой Ордой. Что накладывалось свой отпечаток и на состояние государства, и на состояние общества. В целом же, удельные князья продолжали растаскивать страну на части, не позволяя ей организовать хоть какое-то подобие единства.

И Алексию представилась возможность сыграть в этих объединительных процессах особую, религиозно-политическую роль. Еще в 1353 году, великий князь Симеон Гордый оставил своеобразное завещание своим братьям Ивану Красному и Андрею, в котором говорилось: слушали бы есте отца нашего владыки Алексея, тако же старых бояр, хто хотел отцю нашему добра и нам.

По сути, Алексий стал опекуном княжеского рода, а позже, стал регентом при малолетнем князе Дмитрии Ивановиче, позже названном Донским. Иван Красный своим завещанием передал под начало Алексия ещё и управление и охрану всего княжества, не доверяя никому другому в виду множества врагов.

Такое положение, когда в руках православного иерарха сосредотачивалась и светская власть не было уникальным для Восточных Церквей. Нечто подобное было в свое время в Болгарской Церкви. Но для России – это был действительно уникальный опыт.

В плане светской политики Алексий был настолько же последовательным, как и в политике церковной – укрепление, централизация, возвышение Москвы, как центра русской государственности.

При этом, когда в 1360-м году ярлык на великое княжение у хана Навруза в обход московской знати, получил Дмитрий Константинович, Алексий и московское боярство приложили все усилия, чтобы уже через два года этот ханский указ был отменен, и политическая сила осталась именно за Москвой и за Дмитрием Ивановичем.

Впрочем, в Орде святителя хорошо знали. Ещё в 1357 году он был там по приглашению жены хана Тейдуллы, пытаясь получить ханский охранный ярлык и расположить к Владимирскому княжеству ордынскую власть.

В рамках этих политических целей Алексий использовал, наверное, самое нетривиальное средство русской дипломатии – сотворил обычное христианское чудо, исцелив зрение Тейдуллы, за что и был пожалован ярлыком и многими иными почестями, а добрая память о нём в Орде сохранилась и при иных ханах, приходящих в то время к власти всё чаще посредством политических переворотов.

Как пишет историк Русской Церкви Карташев, политика, как известно, есть такая область, в которой трудно бывает соблюсти этическое равновесие, и приводит историю с пленением тверского князя Михаила Александровича.

Дмитрий Донской и митрополит Алексий к тому моменту, а это шестидесятые годы XIV века, активно строили московский каменный Кремль. И он, по мысли князя и святителя, был не только мощным оборонительным укреплением, но и четким политическим символом. В стенах кремля Дмитрий Иванович принимал присягу от удельных князей. Кто-то давал её добровольно, а кто-то – нет.

Михаил Александрович Тверской и вовсе подался к литовскому князю Ольгерду, намереваясь положить конец владычеству Москвы. Мир в итоге был заключён, но Москва хотела лишить тверского князя всякой реальной власти. Дальнейшие события в летописи приводятся так: князь великий Дмитрий Иванович со отцем своим пресвященным Алексием митрополитом зазваша любовию к себе на Москву князя Михаила Александровича Тверского, и потом составиша с ним речи, таже потом бысть им суд на третей на миру в правде: да (потом) его изымали, а что были бояре около его, тех всех поимали и розно развели.

В итоге Михаила пришлось выпустить, и он попытался отомстить в 1378 году осадив Москву, но тут Кремль сыграл роль уже не символа, а военного укрепления, именно за его стенами и удалось скрыться митрополиту и князю.

Потом по политически мотивам Алексий наложил анафему и на Михаила Александровича, и на другого союзника Ольгерда, стоявшего за этим вторжением – князя Смоленского Святослава Ивановича. Анафема свое действие возымела, тем более, что её в 1370 официально подтвердил и константинопольский патриарх.

После примирения сторон анафема Алексием была официально снята. Но самое главное в этой истории заключается в том, что данная церковная мера была использована Алексием именно как механизм политического давления на противников Москвы и Дмитрия Донского.

В дальнейшем Алексий применял метод анафематствования ещё несколько раз. Но как политик светский он выполнил поставленную перед ним цель: вырастил князя Дмитрия Донского, и дал ему достаточно власти, чтобы тот продолжил дело государственного строительства, и, более того, начал процесс освобождения Руси от татаро-монгольского ига.

О admin

x

Check Also

Князь Александр Меншиков: факты, которые вы не знали

Князь Александр Меншиков: факты, которые вы не знали 25 октября 1714 года Александра Даниловича Меншикова избрали членом Лондонского королевского общества. При всех своих званиях Меншиков был неоднозначной фигурой.

Княжна Тараканова: была ли она наследницей русского престола?

Княжна Тараканова: была ли она наследницей русского престола? Так называемая княжна Тараканова – знаменитый исторический персонаж, героиня многочисленных фильмов и книг.

Княгиня Ольга: существовала ли она на самом деле?

Княгиня Ольга Киевская – одна из самых загадочных исторических личностей. Несмотря на то, что она оставила заметный след в русской истории, в ее биографии немало белых пятен.

Княгиня Мария Тенищева

Однажды она рассказала историю своей жизни Ивану Тургеневу. Тот, крепко задумался,а потом сказал: Эх, жаль, что я раньше вас не знал! Какую бы интересную повесть я написал.

Книжная ярмарка Non

Самая крупная книжная ярмарка страны существует уже 15 лет. И каждый год ее организаторы стараются соответствовать запросам аудитории. А порой даже формировать эти запросы.

Книги недели

Необычные истории сибирских старожилов и русских иудействующих показывают, каким изменениям может подвергаться национальная идентичность. Когда началось освоение Сибири, русские люди, как правило, легко шли на контакт с аборигенами, не испытывая неприятия к чужому.

Клятвенное обещание

Когда человек или в воинство избирается, или на честь какую возводится, или к какому иному делу государеву определяется, он присягает и с клятвою обещается верно и праведно Государю и обществу служить и по чистой совести поступать.

Клуб Геркулесов

Главный дефект интеллигента – петербуржца – его животик. Нигде нет такого большого количества мужчин с животиками, как в Петербурге. И странно, и смешно, что некоторые гордятся своими животиками, как когда-то русские бояре гордились своими бородами - говорил директор открывшегося ноябре 1911 года в Петербурге Института мужской красоты доктор А.Л.Круазье.

Климентовская церковь

Не церковь Пятницы-Прасковеи поражает и останавливает ваш взгляд с кремлевской вершины, когда вы, отклоняя постепенно глаза от юго-востока, ведете их по направлению к югу, а пятиглавая, великолепная церковь Климента папы римского.

Классики русской литературы, которые стали ими благодаря случаю

Классики русской литературы, которые стали ими благодаря случаю Путь в классику тернист и туманен. Для этого вовсе не достаточно обладать великим талантом. Нужно оказаться в нужном месте в нужное время.

Классики русской литературы, которые могли ими не стать

Классики русской литературы, которые могли ими не стать Путь в классику тернист и туманен. Для этого вовсе не достаточно обладать великим талантом. Нужно оказаться в нужном месте в нужное время.

Классика! XXI века

Заслуживает кто-то из живущих и творящих в XXI веке литераторов звания Русского классика с большой буквы? Конечно! Так считают все пять членов нашей группы номинаторов: литературоведы, критики, редакторы профильных журналов.

Китай, Япония и мы

У России на востоке два великих соседа: Китай и Япония. Отношения с ними складывались в последние века полтора очень непросто: и воевали, и мирились, и дружили и были холодны.

Кирилло-Белозерский монастырь: ось нестяжательства

Мы в Кирилло-Белозерском монастыре, в древнерусском духовном центре. Когда-то обитель называли Северной лаврой здесь был оплот движения нестяжателей. В монастыре жили главные подвижники течения – преподобный Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Гурий Тушин и т.д. Основателем обители был ученик Сергия Радонежского преподобный Кирилл Белозерский.

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь. Фрески Северной лавры Мы в Кирилло-Белозерском монастыре, в древнерусском духовном центре. Когда-то обитель называли Северной лаврой здесь был оплот движения нестяжателей.

Кириллица и глаголица: главные различия

Кириллица и глаголица – древние славянские азбуки. Кириллица получила свое название от имени ее создателя святого равноапостольного Кирилла. А что такое глаголица? Откуда появилась она? И чем отличается от кириллицы? Еще недавно считалось, что кириллица старше и это - та самая азбука, которая была создана братьями Кириллом и Мефодием.

Кириллица vs латиница: битва за Россию

Солунские братья Кирилл и Мефодий создали кириллицу, которая по сей день является оплотом славянского культурного кода. Хотя попытки латинизации предпринимались не раз.

Кириллица

Толковать тайны кириллицы можно по-разному: искать истоки в древних сакральных алфавитах, видеть в ней отражение христианского миропорядка или пытаться скептически прослеживать историю греческих заимствований.

Кинопоезд: Русская зима

В самом начале года в Москве стартовал международный документальный проект Кинопоезд. Русская зима". Молодые кинематографисты из 15 стран совершили железнодорожное путешествие по России.

Кижское ожерелье

Фотогалерея части заповедника Кижи, которая редко открывается среднестатистическому туристу. Знаменитый на весь мир, охраняемый ЮНЕСКО заповедник Кижи – бесспорно великий памятник русского Севера, но он не возник как единичный феномен в окружении пустых лесов и озер.

Кижские сезоны – открылись!

20 февраля в историческом здании Института Наследия, знаменитых Палатах Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной открылась фотовыставка Кижские сезоны. Главная цель проекта – заново открыть для широкой общественности деревянные памятники Русского Севера.

Киевские князья: на каких языках они говорили

Наиболее древним литературным памятником Руси, дошедшим до наших дней, является Остромирово Евангелие. Более ранние книги и какие-то другие документы просто сгорели во множестве пожаров.

Киевская Русь: существовало ли такое государство на самом деле

Киевская Русь: существовало ли такое государство на самом деле Когда мы говорим Киевская Русь, то представляем себе централизованное государство со столицей в Киеве, однако по сей день историки не могут однозначно сказать, можно ли Киевскую Русь считать государством.

Киевская Русь: государство, которого никогда не было

Киевская Русь: государство, которого никогда не было Когда мы говорим Киевская Русь, то представляем себе централизованное государство со столицей в Киеве, однако по сей день историки не могут однозначно сказать, можно ли Киевскую Русь считать государством.

Рейтинг@Mail.ru