Не пропусти
Главная » Говорит история » Какой моралью руководствуются чеченские тейпы

Какой моралью руководствуются чеченские тейпы

Какой моралью руководствуются чеченские тейпы

Точного времени того, когда в чеченском обществе начала формироваться тейповая система сегодня уже невозможно установить, однако известно, что к середине XVIII века чеченцы (нохчи) с присоединением к ним ингушей сложились как этнос. До этого времени уже произошло формирование особого рода родовых военно-экономических союзов – тейпов.

Как гласит легенда, у предков чеченцев был бронзовый котел, на котором были выгравированы названия изначальных 20 тейпов (Беной, Сесанхой Ильеси-некъе, Юбак-Некъе, Млли-некъе, Центорой и другие), те же, кто не входил в эти тейпы, расплавили этот котел.

Практически все чеченские тейпы объединены в более крупные образования – тукхумы. В середине XIX века 135 чеченских тейпов были уже объединены в девять тукхумов.

Сегодня тейпов больше, они делятся на горные (около 100) и равнинные (около 70). Внутри себя тейпы также делятся на “гары” (ветви) и “некъи” — фамилии.

Во главе каждого тейпа стоит совет старейшин, который формируется из наиболее уважаемых и опытных чеченцев-представителей тейпа. Также у каждого тейпа есть свой военачальник, называемый бячча.

Названия чеченских тейпов могли образовываться как от местности, где проживал род, так и дел, которыми в нем преимущественно занимались. К примерам первого словообразования можно отнести названия тейпов Харачой (“пещера”) или Шарой (“ледник”). Ко второму типу словообразования можно отнести, например, тейп Пешхой (“печники”), Хой (“стражники”) или Дешни (“золотых дел мастера”).

Существует также условное деление тейпов на “чистые” и “смешанные”. “Чистые” чеченские тейпы называются “нохчмакхой”, они формировались из одних чеченцев. Смешанные тейпы, что можно понять по названию, формировались не только из чеченцев, в них оказывались и другие крови. Тейп Гуной, например, имеет родство с терскими казаками, тейп Харачой – с черкессами, тейп Дзумсой – с грузинами, тейп Арсалой – с русскими.

Тейп – это родовой союз, и именно здесь происходит формирование личности. Нравственные постулаты тейпов также называются началами. Всего их 23. Мы назовем только первые 10.

Первое начало – это единство и незыблемость тейповых обычаев для каждого из членов тейпа, а также его родственников.

Второе начало предполагает право на общинное землевладение.

Третье начало – кровная месть за убийство представителя своего тейпа.

Четвертое начало – это запрет брака между членами одного тейпа.

Пятое начало подразумевает любую помощь представителю своего тейпа в случае необходимости.

Шестое начало: в случаем смерти одного из членов тейпа объявляется траур, в течение определенного периода запрещено участие в праздниках и увеселительныз мероприятиях.

Седьмое начало: решающую роль в управлении тейпом играет совет старейшин.

Восьмое начало: выбор руководителя тейпа, или военачальника производится не по наследственному признаку.

Девятое правило: представительский орган лейпа – совет старейшин (тейпанан кхел).

Десятое начало подразумевает то, что совет старейшин формируется из самых мудрых и уважаемых людей пожилого возраста без возрастного ценза. Формально должность члена совета старейшин была пожизненной, но бывали и случаи смещения представителя со своей должности.

Как мы уже сказали, третьим началом тейповой системы Чечни является кровная месть (по-чеченски “чир”) за любого представителя своего рода. Этот обычай в вайнахском обществе имеет глубокие корни. Историк У. Лаудаев писал: “В случае убиения целая фамилия или тейпа бежала на иное местожительство. Кровь (ци) переходила из рода в род. Первоначально кровь распространялась на всю фамилию с умножением фамильных членов кровь переходила на “гар”, а в позднейшее время – на одно семейство”.

После убийства представителя тейпа собирался совет старейшин. На нем принималось решение об отмщении. Тейп убийцы также собирал свой совет, который искал способы примирения с тейпом погибшего. Если тейпы не приходили к согласованному решению вопроса, то тогда собирался совет из представителей нейтральных тейпов, на котором вырабатывались условия перемирия. Если пострадавшая сторона отказывалась от перемирия, то на её совете решалось, на кого именно будет распространяться кровная месть.

Убийство кровника должно осуществляться холодным или огнестрельным оружием, при этом строго запрещается совершать его со спины, без предупреждения. Также запрещается убивать кровника в месяц Рамазан и в дни праздников, в людном месте или у кого-то в гостях.

Большинство исследователей говорит, что сегодня тейповая система Чечни находится в процессе разложения. Некоторые крупнейшие тейпы, такие как Беной и Центарой, настолько увеличились, что забыли о своем первоначальном кровном родстве, отчего сегодня не является чем-то экстраординарным браки между центороевцами и беноевцами.

Это связано с тем, что по мере своего увеличения тейп постепенно расчленяется на несколько родов, а тары прежнего рода становятся при таком развитии самостоятельными родами, а первоначальный род существует уже в качестве тукхума.

Чеченцы помнят ещё те времена, когда каждый представитель тейпа знал не меньше 20 своих прямых предков. Сегодняшние опросы среди чеченской молодежи показывают, что только половина может ответить на вопрос о принадлежности к тейпу и о том, знает ли человек своих прямых предков.

Эта тенденция не может не вызывать тревог, поскольку для чеченского общества родство имеет очень важную роль. Когда чеченец хочет подчеркнуть отсутствие родства у другого человека, то говорит: “Цу стеган тайпа а, тукхум а дац”, что на русский язык переводится как “У этого человека нет ни рода, ни племени”.

О admin

x

Check Also

Модный тренд из прошлого

Модный сегодня аксессуар – пояс – играл большую роль и в жизни и быту наших предков. С древнейших времен он рассматривался как некий оберег, способствующий благополучию и удаче.

Мода на Арктику

Мы запускаем образовательные проекты с National Geografic и Google. NG заинтересован в освещении российской деятельности в Арктике, а Google активно развивает тему подводных съемок, дабы зафиксировать уникальные природные объекты.

Могут ли священники снимать порчу?

Иногда встречаются рекомендации: подозреваете, что на вас порча – сходите в церковь. В итоге создается впечатление, что священники проводят специальные ритуалы для снятия негативных воздействий.

Могут ли некрещёные читать Отче наш

Молитва в христианстве – это встреча и разговор человека с Богом. К сожалению, мы молимся, как правило, когда имеем в чём-то острую нужду – в болезни, в бедствиях, в сложных жизненных ситуациях, требующих от нас правильного решения.

Могут ли американцы уничтожить Россию

Генерал Джон Хайтен, являющийся председателем Стратегического командования Вооружённых Сил США во время своего выступления на бюджетных слушаниях в комитете по вооруженным силам разразился заявлениями по поводу русской угрозы.

Могут ли американцы атаковать Россию

На днях президент США в своём Твиттере призвал Россию приготовиться к новым, красивым и умнымракетам, которые прилетят. Впрочем, через несколько минут он разместил менее агрессивный твит со словам о том, что отношения между государствами на уровне холодной войны, но так быть не должно.

Могли ли Аскольд и Дир быть иудеями

Аскольд и Дир – легендарные князья, в конце IX века правившие в граде Киеве, принявшие христианство и заложившие основы древнерусской государственности. Такова общепринятая версия, но в ней есть много противоречий.

Могла ли Тверь господствовать на Руси

В XIV веке Москва оспаривала с Тверью свое господство над северо-восточной Русью. Политические интриги и военные союзы стали неотъемлемой составляющей борьбы двух городов.

Мог ли Иван Грозный стать королём Англии

Сватовство Ивана Грозного к английской королеве Елизавете обычно считают его очередной мимолетной прихотью. Но он вел крупную игру. На кону мог быть титул монарха от Англии до Урала или политическое убежище в Англии.

Много грибов – к войне: народные поверия

В Заволжской Руси от стариков до сих пор можно услышать старое поверье, что съедобные грибы – это грехи. Только воплотившиеся в эукариотические, так говорят в биологии, организмы.

Михайло Ломоносов: неизвестная история

Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик, физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, художник, историк.

Михайло Ломоносов: главные секреты

Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик, физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, художник, историк.

Михаил Черниговский: князь-мученик, принявший смерть за христианскую веру

Михаил Черниговский: князь-мученик, принявший смерть за христианскую веру Чем можно было удивить монголов – великую империю кочевников, за считанные годы опустошивших древнерусскую цивилизацию, бравших один за другим русские города, разрушавших храмы и истреблявших русский народ? Князь Михаил Черниговский, один из первых князей-мучеников, ценой своей жизни заставил монголов спросить себя: почему русские так дорожат своей христианской верой.

Михаил Черниговский: князь-мученик, принявший смерть за веру

Михаил Черниговский: князь-мученик, принявший смерть за веру Чем можно было удивить монголов – великую империю кочевников, за считанные годы опустошивших древнерусскую цивилизацию, бравших один за другим русские города, разрушавших храмы и истреблявших русский народ? Князь Михаил Черниговский, один из первых князей-мучеников, ценой своей жизни заставил монголов спросить себя: почему русские так дорожат своей христианской верой.

Михаил Черниговский: князь-мученик, бросивший вызов монголам

Михаил Черниговский: князь-мученик, бросивший вызов монголам Чем можно было удивить монголов – великую империю кочевников, за считанные годы опустошивших древнерусскую цивилизацию, бравших один за другим русские города, разрушавших храмы и истреблявших русский народ? Князь Михаил Черниговский, один из первых князей-мучеников, ценой своей жизни заставил монголов спросить себя: почему русские так дорожат своей христианской верой.

Михаил Федорович: чем он был обязан англичанам

22 июля исполняется 420 лет со дня рождения царя Михаила Федоровича, первого государя из Романовых. Есть конспирологическая теория, что своему воцарению Михаил обязан англичанам.

Михаил Сперанский: каким был реформатор Российской империи

Михаил Сперанский: каким был реформатор Российской империи Михаил Михайлович Сперанский знал, как надо преобразовывать Россию и не боялся предлагать непопулярные решения, однако не всем из его надежд суждено было оправдаться.

Михаил Скобелев: путь Белого генерала

Он присоединил к России мусульманскую Среднюю Азию, но мечтал о панславянской стране, с единой армией и валютой. Судьба его хранила от пуль, но умер генерал при непонятных обстоятельствах.

Михаил Нестеров: художник для всех и ни для кого

Я с великим усердием всматриваюсь в полотна, а сердце молчит. Может быть, я что-то не понимаю. Может, что-то не понимал Михаил Нестеров. Вроде Русь, вроде святые старцы, но в душе тишина.

Михаил Нестеров

На полотнах художника Михаила Нестерова физический мир спит. Крепко спит и…остывает. Все погружено в зеленовато-желто-голубую дымку студеный воздух ощущаешь через полотно.

Михаил Кутузов: неизвестные факты

Имя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова, жизненный путь этого славного полководца, совершившего первые победы в царствование Екатерины II под командованием великого Суворова, и ставшего победителем Наполеона, хорошо известны всем нам еще со школьных времен.

Микродом каждой семье

Сейчас в лучших странах Европы и даже в гигантоманской Америке стало популярно движение микродомов TinyHouse. Может ли оно прижиться в России? Кто, скажем, в подмосковном Аксаково 20 лет назад был, для того движение микродомов – никакая не новинка.

Меценаты

Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника.

Место силы северного монашества

Ферапонт был духовным центром обители, отцом и наставником здешних иноков. Его ученики стали основой особого духовного и хозяйственного строя северного монашества, благодаря которому монастырь приобрел широкую известность у русской феодальной знати и стал центром культуры на рубеже XV – XVI вв. Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий.

Рейтинг@Mail.ru