Не пропусти
Главная » Говорит история » В каких случаях дворяне кормили крестьян

В каких случаях дворяне кормили крестьян

В каких случаях дворяне кормили крестьян

Широта русского гостеприимства нашла отражение в традиции открытого стола – вместе с хозяином обедать садились не только члены семьи, но и практически любой желающий.

Французская художница Элизабет Виже-Лебрён в своих мемуарах с восхищением описывает русскую традицию открытого стола. Правда, следовать ей могли лишь люди состоятельные, ведь чтобы ежедневно сажать за стол до сотни человек, нужны деньги и немалые.

Приехавшему в Петербург или Москву иностранцу достаточно было получить хорошие рекомендации, чтобы не платить в ресторациях, а кушать домашнее у одного из местных вельмож. Виже-Лебрён рассказывает, каких усилий стоил ей каждый отказ от приглашения за открытый стол к графу Строганову.

Хлебосольные хозяева не только перед иностранцами старались не ударить в грязь лицом, но и подчинённых не обижали. К начальнику могли пожаловать стоящие ниже по должности, а к гвардейскому командиру – офицеры.

Обед за открытым столом в этом случае был призван убить сразу двух зайцев: позволял в неформальной обстановке решить рабочие вопросы и сглаживал зарождающиеся конфликты.

Справедливо писал сыну наместник Новороссии граф Михаил Воронцов, что наделённые властью и богатством люди обязаны жить так, чтобы эту власть и богатство им прощали другие.

Правило накрывать открытый стол для подчинённых сохранялось и в случаях, если служебные дела приводили вельможу за границу. Так, будучи в 1770 году в Ливорно, граф Алексей Орлов прямо во время трапезы читал один документ за другим, делал пометки и передавал их секретарю, приговаривая: Кушайте, господа, кушайте!

Михаил Пыляев в книге Старое житье рассказывает об открытом столе уже упомянутого графа Строганова. К покровителю искусств и меценату на обед стекались люди искусства – поэты и художники. Особенно роскошен был воскресный обед, стилизованный под трапезу древних римлян. Гости лежали у столов на мягких диванах в окружении лебяжьих подушек, ковров и шелков.

Обед считался скромным, хотя и состоял из трёх перемен блюд. В частности, гостям подавали лосиные губы, щёчки селёдки, ананасы в уксусе, устрицы – денег хозяин на угощения не жалел. Римская церемония соблюдалась в точности: если места в желудке для следующего яства не хватало, гость щекотал специальным пером в горле, и после вызванной рвоты продолжал пировать.

Обязательными посетителями открытого стола московского дворянства XVIII-XIX веков становились вестовщики (если проще, то сплетники). Обычно это были загадочные личности: о своей жизни они мало распространялись, зато с удовольствием пересказывали слухи, приукрашивая их сочными домыслами, делая обед более увлекательным.

Преимущественно, это были холостяки средних лет или вдовцы в летах, смысл жизни которых сводился к бесконечному путешествию с одного обеда на другой. Более того – они могли прийти на семейный праздник или ужин, сесть за карточный стол или выполнить мелкое поручение хозяйки.

В истории остались имена таких московских вестовщиков, как отставной офицер Теплов, служивший некогда в кавалерии, и русский издатель Павел Свиньин, имевший репутацию любителя преувеличений и придуманных сенсаций.

Желание жить с соседями в ладу обязывало не отказывать тем, кто по какой-то причине поиздержался. Любой сосед, будучи знакомый хозяину, мог без приглашения прийти в гости и отобедать чем Бог послал.

Традиции не отказывать соседям следовали не только состоятельные московские вельможи, но и дворяне средней руки, правда, лишь до войны 1812 года. После пожара в Москве многим пришлось отказаться от открытых столов, при этом московские дворяне всегда осуждали петербургских за введение журфиксов – определённых дней и часов для приёма гостей.

Кровные узы всегда имели огромное значение, поэтому за открытым столом находилось место для любого родственника, пусть даже он был седьмой водой на киселе. Почти всегда при первом знакомстве дворяне пытались обнаружить общую родню, которая после длительных расспросов часто находилась.

Родственникам давали в долг, хлопотали об их устройстве на службу или замуж, посещали во время болезней и, конечно, усаживали за стол. Недаром Белинский писал, что не уважающий родни московский дворянин хуже вольнодумца.

Не меньшими привилегиями пользовались земляки или однофамильцы, которые и без предварительных расспросов вполне могли оказаться родственниками. Часто они не только приходили к хозяину без приглашения на обед, но и просили об одолжениях.

Если услуга была пустяковой, то знатный и богатый земляк вполне мог похлопотать. Представляя однофамильца, дворянин непременно просил проявлять к нему милость и не бросать оказавшегося вдали от дома на произвол судьбы – посодействовать в решении дел или устройстве на службу.

Бесплатно обедать сколь угодно долго могли и бывшие однополчане. Известен случай, когда к графу Разумовскому стал ходить отставной офицер. Он молча кланялся хозяину, садился в самом дальнем углу стола, ел и по-английски уходил. Через какое-то время один из адъютантов графа решил разыграть гостя: стал допытываться, кто он да что, и по чьему приглашению приходит.

Сконфуженный офицер ответил, что, видимо, ошибочно решил, будто его бывший фельдмаршал граф Разумовский не даст ему умереть с голоду и особенного приглашения получать не нужно. После этого он пропал.

Заметивший недобор хозяин, велел выяснить, что это за человек, а когда узнал, что его бывший сослуживец приехал в Москву на тяжбу, которая почти разорила его, поселил у себя, похлопотал так, что судебное дело почти мгновенно решилось в пользу офицера, дал денег на дорогу, да ещё и подарок жене просил передать.

Впрочем сесть за открытый стол мог и совершенно незнакомый хозяину человек. Главное, чтобы он был дворянином, имел приличный вид и обходительные манеры.

Хозяин никогда не ел что-то особенное – подавали ему то же, что и гостям: ленивые щи или телячью похлёбку, баранину с чесноком под красным соусом, мозги под зелёным горошком, буженину под луком – как писали современники, блюда простые, но сытные.

Завершался обед десертом, а затем желающие могли выпить вина или выкушать кофе.

О admin

x

Check Also

Кого на самом деле звали Шерочкой и Машерочкой

Многие слышали, как неразлучных друзей зовут Шерочкой с Машерочкой. Истоки этого устойчивого выражения нужно искать в восемнадцатом веке, когда в России была повальная мода на французскую культуру.

Кого на Руси хоронили в общих могилах

На Руси, по крайней мере, в христианский период, существовала традиция погребать некоторые категории покойников не на кладбищах, а в общих могилах, носивших название убогих домов, скудельниц, божедомок, жальников и гноищ.

Кого на Руси считали русалками?

Сложно найти человека, который бы не слышал о русалках. Но не всем известно, кто и как мог стать русалкой и чем отличались эти существа от другой нечистой силы.

Кого на Руси считали оборотнями

У всех народов существуют предания об оборотнях. Обычно под ними имели в виду людей, которые могли перевоплощаться в животных. Каковы особенности веры в оборотней на Руси? Поверья гласили, что оборотнями могут становиться умершие некрещёными дети, а также грешники, души которых не могут обрести покой после кончины.

Кого на Руси нельзя было хоронить на общем кладбище?

Кого на Руси нельзя было хоронить на общем кладбище? Традиции православных захоронений подразумевают то, что на кладбищенской земле не могут быть упокоены самоубийцы, безбожники и даже некрещеные покойники.

Кого на Руси не хоронили на общем кладбище

Традиции православных захоронений подразумевают то, что на кладбищенской земле не могут быть упокоены самоубийцы, безбожники и даже некрещеные покойники. Рядом с истинно верующими не должны лежать грешники, которые сразу же после смерти попадут в ад. Но эти правила не были изобретены православной церковью.

Кого на Руси называли старыми девами

Женщину, не вышедшую замуж до определенного возраста, и не вступившую в связь с мужчиной, всегда было принято называть старой девой. Сегодня старых дев найти крайне сложно, но раньше такие девушки были в каждой деревне.

Кого на Руси называли знающими людьми

Помимо колдунов, ведьм, добрых целителей и прочих лиц, обладающих сверхъестественными способностями, жители Руси выделяли еще один тип людей, имеющих отношение к миру магии и мистики.

Кого на Руси называли вырожденцами

Сейчас слово вырожденец имеет откровенно негативную окраску и означает человека, имеющего те или иные моральные или физические уродства, в результате которых просто не способен произвести на свет здоровое потомство.

Кого на Руси называли бобылями?

Фраза жить бобылем сегодня используется для обозначения холостых мужчин, которые не стремятся к женитьбе и созданию семью. А кто есть этот самый бобыль? С XV до XVIII века бобылями в Русском государстве называли конкретное сословие.

Кого на Руси называли уродами?

В древнерусской традиции слово урод имело положительное значение. Так назывался сын-первенец, который по традиции становился главным наследником рода. Ему всегда доставался отчий дом после смерти родителей.

Кого на Руси называли стервой?

Слово стерва произошло от общего праславянского корня – стръв- и имеет аналоги во многих родственных славянских языках. В русском стерво обозначало труп павшего животного, падаль, гниющую мертвечину.

Кого на Руси звали отморозками

Слово отморозок в современном русском языке имеет два смысла. В первом случае так называют людей, полностью лишенных каких бы то ни было моральных принципов, готовых на любую подлость и противозаконный поступок.

Кого на Руси звали мужиками

Слово мужик считается одним из самых почетных в разговорном русском языке. Но стоит ли воспринимать его в комплиментарном смысле. Всем, конечно, понято, что слово мужик происходит от слова муж.

Кого можно назвать славянином

Современные славяне представляют собой крупную этнокультурную общность, однако их появление как единого народа связано с объединением множества родственных по генетике, языку и культуре племен.

Кого можно назвать потенциальным убийцей Александра Пушкина

Кого можно назвать потенциальным убийцей Александра Пушкина 10 февраля 1837 года в 2 часа 45 минут пополудни перестало биться сердце Александра Пушкина. Расследование причин смерти поэта породило большое количество предположений, в том числе и о возможных виновниках трагедии Интрижка жены поэта Натальи Гончаровой – одна из наиболее часто звучащих версий о причинах роковой дуэли.

Кого может убить молния согласно народным поверьям?

Кого может убить молния согласно народным поверьям? Несмотря на достижения мирового прогресса, молния по сей день остается самым загадочным природным явлением.

Кого любила Салтычиха на самом деле

Кровавая барыня Дарья Салтыкова официально состояла только в одном браке, заключенном в 1750 году с Глебом Салтыковым. Этот союз не только приумножил материальные богатства обоих родов, но и благодаря знатной дворянской фамилии мужа позволил Дарье войти в высший свет.

Кого клеймили на Руси

Из всех телесных наказаний в древней Руси постановка клейма тем или иным способом была одной из самых редких и невостребованных. Первые законы, регулирующие меру взысканий, применяемую к преступникам, предполагали, в основном, штрафы (даже за убийство), изгнание и отъём имущества в пользу князя или пострадавших.

Кого именно на Руси называли тетками?

Тетка - одно из самых распространенных слов в лексиконе современного русского человека. Интересно, а откуда оно вообще взялось? Если говорить о семейных отношениях, то традиционно теткой (или тетей) называют сестру отца или матери, а также жену дяди.

Кого выслали из России на философском пароходе

29 сентября 1922 года из Петрограда отплыл Философский пароход, пассажирами его были выдающиеся русские мыслители. Кто это был? Почему они оказались на борту? Несмотря на то, что в молодости Бердяев пережил серьезное увлечение марксизмом (как и любой образованный человек того времени), высылки он не избежал, поскольку проявил себя прежде всего религиозным мыслителем.

Кого вела Вифлеемская звезда?

В русской православной традиции слово волхв, как и связанные с ним волшба, волшебство, обычно имеет негативный характер – колдун, жрец, чародей. Даже вошедший в число былинных богатырей Волх Всеславьевич (Вольга) своими способностями к оборотничеству и знанием языка зверей указывает на свое языческое, дохристианское прошлое.

Кого было запрещено хоронить на общем кладбище

Традиции православных похорон подразумевают, что на кладбищенской земле не могут быть упокоены самоубийцы, безбожники и даже некрещеные покойники. Но эти правила не были изобретены православной церковью.

Кого будут судить на Страшном суде

Многие наверняка слышали выражение дожить до Страшного суда, но имеют лишь смутное представление о том, что это такое. В общем и целом, все сводится к простой схеме: случится апокалипсис, придёт Бог и станет судить всех людей – кого-то отправит в ад, кого-то, кто хорошо себя вёл – в рай.

Рейтинг@Mail.ru