Не пропусти
Главная » Обряды » Рождество: история, обычаи, приметы, рождественские блюда – Счастье
Рождество: история, обычаи, приметы, рождественские блюда Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме.

Рождество: история, обычаи, приметы, рождественские блюда – Счастье

Рождество: история, обычаи, приметы, рождественские блюда

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира. «Таинство странное вижду и преславное, – с удивлением воспевает Святая Церковь, – Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, «повит Его и положи в яслех» (Лк. 2).

Рождество Христово

Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого – преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы – «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну» (Мф. 2, 11).

В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам Апостолов. В Апостольских Постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца» (от марта). Там же, в другом месте сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру». Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000. В том же веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителей Амвросия, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Святитель Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын. В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана – в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII – Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII – святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX – преподобная Кассия и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события.

Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока – Церквах Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской – праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: «не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился». К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда «бе Иисус лет яко тридесять» ( Лк. 3, 23). Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до конца IV века, в иных – до V или даже до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. «Се благовествую вам, – сказал Ангел вифлеемским пастырям, – радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша» (Лк. 2, 10 – 20). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, «яко родися Спас», Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов,. благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.

Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих Богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.

Рождество — великий день всего христианского мира — издавна сопровождалось красочными народными обычаями. Во многих странах, как и в России, его считали одним из главных семейных праздников. Рождество Христово слилось с древним славянским обрядом — Святками. Святочные обряды со временем превратились в рождественские. Не было праздника веселее и раздольнее на Руси, чем Рождество. Молодые люди устраивали себе игры и забавы. Старшее поколение тоже не скучало: старики воспоминали и рассказывали обычаи, бабы гадали. В этот день было принято прощать все обиды и заботиться о своих родственниках. Все гости в этот день привечались и угощались. Шесть недель до Рождества постились, ели рыбу. Зато на рождество все ели свинину. После серьезной части за домашним столом — начиналось святочное веселье. «Пришли колядки — блины да ладки (оладьи)», то есть наступила пора взаимных угощений, веселия и радости.

Чтобы уберечься от болезней, на рождественский стол под скатерть клали головку чеснока, а чтобы в доме любовь и достаток всегда были – яблоки и орехи. Если утром в Рождество к вам зайдут двое, то в вашем доме не будет смерти, развода и разлук в течение года. Если в вашем доме в этот день кто-нибудь что-либо разольет или разобьет, то весь год для вашей семьи будет неспокойным. Если человек, идущий в церковь, споткнется, то через 12 лет, день в день, заболеет. Чтобы этого не случилось, нужно тут же сказать: «Не к дьяволу, а к Богу иду, Он меня и спасет». На Рождество нехорошо, если первой войдет в хату (из чужих) женщина — весь год будут хворать бабы в той хате. Во время обеда на Рождество нельзя пить — будешь часто пить на сенокосе. На Святой вечер из дома хозяину уходить не годится, а то, мол, скотина по весне будет по лесам да болотам плутать. Гнутой работы но делают (обручей, полозьев и пр.), а то приплода скота не будет. Девица на кутью слушала, откуда собака залает. Мол, в той стороне жених надумывает сватов к ней засылать. Пелось с наступлением святок: «Гадай, гадай, девица, отгадывай, красная, в какой руке былица?» Зимние Святки — забота хозяйки углядеть за скотиной, оградить от силы нечистой коровушку и свинью, овец и кур. На святой вечер ткать — несчастью угождать. Глядели: Темные святки — молочные коровы, светлые святки — ноские куры. Первый блин под Рождество хозяйка овцам несла, через серп ломала, чтобы овечью шерсть овинный домовой не таскал. Но и животные, и птицы могли как бы предвещать горькое, и наоборот, от человека недоброе гнать. Они порой будто знали путь, что вернее.

Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещение, Светлое Воскресение, Иоанново рождение. Теплое Рождество — холодная осень. Снег в Рождество — к урожайному году. В Рождество день теплый — хлеб будет темный, густой. Если Рождество на новом месяце, то год будет неурожайный. На Рождество метель — пчелы будут хорошо роиться. На Рождество иней — урожай на хлеб, небо звездисто — урожай на горох. Хороший санный путь — урожай на гречку. Частые куржаки на деревьях, узоры на окнах, похожие на ржаные колосья, вниз завитками, а не торчмя, — к урожаю. Снег вьется до крыши — рожь будет выше. Какая погода после Рождества, такая будет и после Петрова дня (12 июля). Темные святки — молочные коровы, светлые — ноские куры. Снег идет — урожай на яблоки. Сугробы высоко набило — к хорошему году. Если оттепель — весна будет ранняя и теплая.

О admin

x

Check Also

Свинцовое гадание на Рождество

Приветствую тебя, мой дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»! Сегодня, когда католики всего мира в очередной раз отмечают светлый праздник Рождества Христова, мой пост будет посвящен одному из обрядов этого светлого праздника, с которым я столкнулась впервые в этом году.

Самые главные причуды православных на Рождество

Наверное, ни для кого не секрет, что со многими церковными праздниками, в частности с Рождеством связанно множество традиций, суеверий и бытовых примет. Люди старательно пытаются им следовать, совершенно теряя связь с реальностью и забывая о самом главном.

Рейтинг@Mail.ru