Не пропусти
Главная » Семейное право » О браках (часть 1)
Что прежде всего надо для права вступления в брак? Прежде всего надо взаимное согласие жениха и невесты, т.е. брачующихся. Закон не признает такого брака, который был-бы совершен через насилие над волей невесты или жениха Имеет ли юридическую силу данное слово выйти замуж, или письменное обязательство со стороны мужчины или женщины? Нет не имеет.

О браках (часть 1)

Что прежде всего надо для права вступления в брак?

Прежде всего надо взаимное согласие жениха и невесты, т.е. брачующихся. Закон не признает такого брака, который был-бы совершен через насилие над волей невесты или жениха

Имеет ли юридическую силу данное слово выйти замуж, или письменное обязательство со стороны мужчины или женщины?

Нет не имеет. Данное слово, а равно и письменное обязательство имеют по нашему закону только лишь нравственную силу; это дело совести, но закон и судья не вправе принудить давших подобное обязательство испонить его.

А если при этом была оговорена какая-либо денежная неустойка? Если в договоре было сказано, что если я такой-то, или я такая-то, не женюсь на такой-то, или обратно – то обязуюсь уплатить ей или ему такую-то сумму?

Такое имущественное обязательство по закону имеет тоже только нравственную силу и суд не может принудить его исполнять.

Ну, а если такой договор будет заключен с третьим лицом? Если жених или невеста обязались свату или свахе уплатить известную сумму за сватовство, или какую-бы то нибыло с их стороны помощь, оказанную ими при заключении брака и сватовства, то такой договор имеет-ли юридическую силу?

Нет, и не только по отношению к православным, но и вообще ко всем русским подданным христианского и нехристианского вероисповедания.

Должны-ли лица, пожелавшие вступить в брак, спрашивать на то разрешение полиции, общества, к которому приписаны, или вообще какой либо госуларственной власти?

Нет. Лица православного вероиповедания всех без различия состояний могут вступать между собой в брак, не испрашивая на это ни особого от правительства дозволения, ни увольнения от сословий и обществ, к коим они принадлежат. Однако согласно ст. 6 т. Х. ч. I св. зак. гражд. запрещается вступать в брак без дозволения родителей, причем запрещение это не ограничено никаким возрастом. За вступление в брак, явно или тайно, против решительного запрещения родителей, или без испрошения согласия их, виновные, по принесенной на сие от родителей жалобе, подвергаются заключению в тюрьме на время от 4 до 8 месяцев и сверх того лишаются права наследовать по закону в имении того из родителей, которого они оскорбили своим неповиновениемю (ст. 1566 уложения о нак).

Но ведь есть лица, которыя не могут вообще никогда вступать в брак?

Да есть. В брак не могут вступать:

  • Монашествующие и посвященные в иерейский или диаконовский сан доколе они в сем сане прибывают . Для этих лиц брак запрещен безусловно

Примечание: Брак между свояченицей, т.е. сестрой покойной жены не может быть разрешен. Также не дозволяется брак с невесткой. Однако надо обратить внимание на новый Высочайший указ. В указе 17-го апреля 1905 г., об укреплении начал веротерпимости, священный синод находит возможным по особо исключительным ходатайствам преосвященных архиереев тех епархий, где преобладает смешанное население (православное и инославное, т.е. католики, протестанты, кальвинисты) допускать браки с невесткой.

Какая-же юридическая процедура предшествует вступлению в брак, т.е. к кому надлежит обратиться и в какой форме для свершения даннаго брака?

1. Желающий вступить в брак должен уведомить священника своего прихода, письменно или словесно, об имени, звании и состоянии невесты (ст.25)

2. По получении этого заявления священник производит оглашение в церкви, т.е. публично заявляет, что такой-то и такая-то желают вступить в брак. Оглашение это делается до трех раз в ближайшия воскресения, а если встречаются в этот период времени праздники, то и в праздники. Если невеста принадлежит к другому приходу, то оглашение должно быть произведено и в ея приходе (ст.26).

1. Для того что-бы священник, которому придется свершать бракосочетание, мог быть уверенным, что данныя лица имеют право вступить в брак, т.е. холосты, или вообще не женаты, не состоят друг с другом в близком родстве и т.д.

2. Если-бы кто либо нашел какия либо законныя препятствия для брака оглашенных, то он имеет право заявить об этом священнику в письме или на словах, немедленно и во всяком случае не далее сделанного в церкви последняго оглашения (ст.27).

3. В каждой церкви находится книга для так называемых обысков . В этой книге свидетели жениха и невесты должны дать подписку, что между брачующимися нет родства, недопускающаго к брачному союзу. Обыск совершается перед самым бракосочетанием (ст. 28).

Ну, а если кто либо укажет на существующее препятствие для свершения данного брака?

Если в момент свершения обыска или даже во время венчания откроется какое либо обстоятельство, препятствующее свершению брака, то священник должен немедленно остановить венчание, а о случившемся донести местному архиерею (ст. 29).

Может-ли священник свершить брачную церемонию за глаза, потому, например, что жених, или невеста не могут по болезни, или по каким либо другим обстоятельствам, лично присутствовать в церкви?

Законный брак совершается в церкви и непременно в личном присутствии сочетающихся. При этом должны быть два или три свидетеля. Брак может быть совершен на дому, т.е. не в стенах церкви, но это допускается только тогда, когда существуют непреодолимыя препятствия для свершения обряда в церкви (ст. 31).

Может-ли быть заключен брак между православным и раскольником?

Между правоверными (православными) и раскольниками (еретиками) брак допускается, но не иначе, как после принятия раскольником присяги, что они будут тверды в правоверии и не впадут снова в ересь

И так, брак должен быть заключен согласно существующим у нас законам? А если эти законы не соблюдены той или другой из брачующихся сторон, что тогда?

Тогда такой брак признается недействительным и законом расторгается, т.е. уничтожается, а супруги признаются как-бы не вступавшими в этот брак.

Какие-же браки недействительны, или что одно и тоже, незаконны?

Неаконными браками признаются: 1) браки заключенные по насилию или в сумашествии того или другого из брачившихся; 2) брак лиц состоящих в близком родстве; 3) брак лиц уже состоящих в законном браке и не расторгнутом духовными властями; 4) брак таких лиц, которыя были уже в браке и при расторжении его не получили права на новый брак; 5) брак лиц, не достигших того возраста, который установлен законом или-же, наоборот, пережедших возраст установленный (80 лет), или, наконец вступивших в четвертый брак; 6) брак лиц православного и нехристианского исповеданий.

Как-же поступает власть с незаконными браками?

Тогда те лица, брак которых признан духовным судом недействительным, немедленно разлучаются, при чем об этом духовное начальство дает знать гражданским властям. За сим над ними свершается суд и лица, признанныя по суду виновными, подвергаются церковному покаянию, а в некоторых случаях, законом установленным, более суровому наказанию, как, например, штраф, тюремное наказание, ссылка в сибирь.

Могут-ли лица, брак которых расторгнут вступить в новый брак?

1) Все те лица, которых браки будут признаны недествительными и незаконными (за исключением лиц осужденных на всегдашнее безбрачие), имеют право вступать в новые браки, законом не воспрещенные. Что-же касется лиц, брак которых был расторгнут по недостатку установленного брачного возраста, то они, достигши этого возраста, могут, если пожелают, продолжать прерванное судом супружество; в этом случае брачный союз их подтверждается церковью, т.е. над ним свершается особо установленный церковный обряд в стенах церкви.

2) Если обнаружено двоеженство или двоемужество, то лица, бывшия в первом браке (не расторгнутом) могут снова вступить в брачное сожительство, но вступить в новый брак лица, нарушившия закон, не могут даже и после смерти супруга или жены. Если-же то лицо, которое было оставлено для второго (незаконного брака), не пожелает снова сойтись с нарушившим брачныя узы и вступившим во второй (недействительный) брак, то оно вправе это сделать. Кроме того это лицо т.е. лицо обманутое и невинно пострадавшее, вправе просить епархиальное начальство о дозволении вступить во второй брак. В таком случае второе лицо, т.е. лицо свершившее незаконный брак, должно будет на всю жизнь в безбрачии. Тоже самое должно свершиться и в том случае, если одна из повенчанных сторон была более пяти лет в безвестном отсутствии. Это не касается тех воинских чинов, которые находились в плену, или их безвестная отлучка была вызвана войной; возвратясь домой они могут вступить в новый брак, если прежний расторгнут, благодаря закону о пятилетней отлучке.

3) Если обе стороны (муж и жена), не будучи разведены, вступили в новый брак, то их брак (второй) расторгается и они остаются в первом брачном союзе, а если этот брак, т.е. первый, законный брак прекратится, благодаря смерти того или другого супруга, то лицо, оставшееся в живых, не имеет права просит о возстановлении прерванного старого противозаконного брака, ни о дозволении ему вступить в новый брак.

Это дело духовного суда. Только он один имеет право расторгать браки. Духовным судом называется консистория, имеющаяся при каждой епархии, во главе которой стоит местный архиерей. Дела о браках, совершенных по насилию, обману или в сумашествии одного или обоих их брачущихся, рассматриваются, правда, уголовным светским судом, но приговор этого суда сообщается суду духовному и духовный суд решает вопрос о действительности или недействительности брака. Тоже самое происходит с делами о многобрачии и кровосмешении. При этом надо заметить, что дело о расторжении брака может быть начато только по просьбе либо мужа, либо жены.

Какие-же должны быть причины, которыя дают право просить духовный суд о расторжении брака?

Кроме указанных причин, дающих право на расторжение брака, других не существует.

Должен -ли муж после расторжения брака выдавать своей бывшей жене вспомоществование?

Нет. Даже и в том случае, если супруг будет судом признан виновным, он не обязан давать средства на пропитание разведенной с ним жене. Но из этого правила выделяется законом те случаи расторжения браков, в которых будет установлено, что брак свершен был при посредстве принуждения или обмана, т.е. когда мужчина сказался, например, холостым будучи женатым, или употребил насилие.

В числе прочих причин уважительных для расторжения брака указано прелюбодеяние. Как оно должно быть доказано? Достаточно-ли признания виновного?

Нет. Закон требует, чтобы прелюбодеяние мужа или жены, состоящих в законном браке, было доказано . Сознание виновного не считается доказательством. Для этого требуются свидетельские показания, письма, документы.

А иск о расторжении брака по неспособности к брачному сожительству может быть начат тотчас-же, как эта неспособность обнаружена, или для этого существует какой-нибудь установленный срок?

Иск о расторжении брака, по неспособности одного из супругов к брачному сожитию, может быть начат только через три года после совершения брака. Кроме того, эта неспособность должна быть природной, или начаться ранее вступления в брак.

Как начинается исковая процедура расторжения брака, т.е. куда и как подается прошение и пр.?

  1. Тот из супругов, который желает расторгнуть брак, должен подать исковое прошение в консисторию, по месту жительства мужа, с изложением обстоятельств дела и приведением доказательств его права на уничтожение брака (документы, письма, свидетельские показания и пр.). Эти данныя должны выяснить и подтвердить виновность противной стороны. При прошении должны быть приложены: копия с этого прошения, метрическое свидетельство о браке, удостоверение полиции или правительственного учреждения о проживании мужа, хотя бы в течение последних 2-х лет в том округе, где находится консистория и, кроме всего этого, три марки 75 к. достоинства.
  2. Дело о разводе в консистории не может слушаться без вручения хотя бы одной повестки ответчику. Поэтому надлежит всячески озаботиться указанием точного адреса ответной стороны и проследить за вручением ей повестки, которая направляется через местную полицию. Повестка должна быть вручена самому ответчику, а в случае его отсутствия кому-либо из жительствующих с ним родственников, достигших 17-летнего возраста (ст.99 XVI ч. 2, изд. 1892). На судоговорение ответчик может и не явиться, а послать заявление по почте с нотариально засвидетельствованной подписью.

О браках христиан неправославного исповедания между собой и с лицами исповедания православного

И так, лицам всех вообще христианских вероисповеданий, как гласит закон, невозбранно дозволяется вступать между собою в браке по правилам и обрядам тех церквей, к которым они принадлежат, не испрашивая на то от гражданских властей никакого особого разрешения, но с соблюдением известных ограничений, которыя законом постановлены. Но при этом надо полагать, что браки лиц всех вообще христианских исповеданий должны быть совершаемы по обрядам той церкви, к которой они принадлежат.

А если в той местности нет данной церкви (костела для поляков-католиков, кирки для протестантов и т.д.), что тогда должны делать брачующиеся?

Если в этой местности, где живут жених и невеста, не существует церкви или священника (пастора, ксендза) их веры, то брак может быть совершен и православным священником и закон считает такой брак действительным. В этих случаях венчание совершается по обряду православной церкви и кроме того, если в последствии пришлось этот брак расторгнуть, то расторжение производится уже по правилам и обрядам православной церкви.

Если невеста принадлежит к православной церкви, а жених к неправославным христинанам, или наоборот, то дети их от данного брака к какой церкви должны принадлежать?

Если жених или невеста принадлежат к православному исповеданию и пожелают связать себя узами брака с неправославным христианином, т.е. католиком или протестантом, то дети, происшедшия от этого брака, должны быть крещены и воспитаны в правилах православной церкви. Для этого перед совершением обряда венчания священником берется подписка.

Могут – ли лица, принадлежащия к православной и неправославной церкви венчаться в неправосавной церкви, т.е. может-ли православный жених повести для венчания свою неправославную невесту в ея церковь и там обвенчаться с нею?

1. Неправославный и православная или наоборот, православный и неправославная, могут свершить обряд венчания по закону той церкви, к которой принадлежит неправославный супруг, но это все-таки не изхбавляет их от необходимости венчаться в православной церкви. Брак, совершенный только инославной церковью, запрещается.

Примечние: Относительно совершения браков между лицами православного и римско-католического исповеданий в виде временной меры постановлено: 1) брак этих лиц может быть оглашен только в одной православной церкви, но в такх случаях требуется, чтобы лица римско-католического исповедания, втупающия в брак с православными, представили причту православной церкви, в которой должно быть совершено оглашение, удостоверение местной полиции о том, что они не находятся уже в браке, т.е. холосты или не замужем, а также, что они правоспособны для вступления в брак. 2)чины полиции в таких случаях руководствуются метрическими свидетельствами, паспортами, легитимационными книжками и другими видами на жительство. Если этих документов нет, то достаточно двух достоверных свидетелй.

2. При заключении брака в Финляндии лицами разных христианских исповеданий венчание производится в обеих церквах, а дети рождающияся от этих браков, должны быть воспитаны в той вере, к которой принадлежит отец.

3. Что же касается лиц, вступающих в браке в Эстляндской и Курляндской губернии и принадлежащих к разным христианским исповеданиям, то от той брачущейся стороны, которая принадлежит к протестантской церкви, требуется свидетельство пастора, что это лицо в приходе своем оглашено и что к заключению брака не открылось никаких препятствий.

О браках христиан между собою и с христианами

Итак, в браке могут состоять только христиане с христианами. А если, скажем, жена еврейка, или магометанка, пожелает креститься, или, наоборот, муж-еврей или магометанин, пожелают принять христианскую веру, а их жены останутся в еврействе или магометанстве, то сохраняется-ли такой брак или подлежит расторжению?

А) Лицо нехристианского исповедания, по восприятии крещения по обрядам христианской церкви, может прибывать в единобрачном сожительстве с своею некрещеною женою; такой брак остается в полной силе и переход мужа в православие его не нарушает.

Тоже самое разрешается нашим законом и в том случае если не муж, а жена примет православие, а муж останется нехристианином. Однако, в таких случаях муж, остающийся в своей вере, должен дать обязательство: 1) те дети, которые родятся после принятия женой крещения должны воспитываться в правилах православной веры и быть крещены; 2) Если муж магометанин, т.е. лицо, имеющее право иметь нескольких жен, то с момента дачи обязательства, он принуждается этих жен отпустить и впредь жить со своей женою христианкой в том единобрачии, которое установлено православной церковью; 3) Если муж такого обязательства не согласится выдать, то брак этих лиц считается расторгнутым, а жене дозволяется вступить в новый брак. Но уже только с христианином.

Б) Если один из супругов принадлежит к иудейскому закону и примет православие, то и тогда его брак не расторгается и считается законным, если супруги того сами пожелают. Но в таком случае с обоих супругов берется подписка: первый супруг, т.е. восприявший св. крещение обязывается употребить все свое влияние на оставшегося в иудействе с целью отвлечь его от веры отцов и побудить перейти также в христианство, а оставшегося в иудействе подписка обязует, чтобы, родившияся после акта крещения другого супруга, дети были крещены и воспитывались в духе православия. Если же муж или жена, после того, как один из них перейдет в православие, жить вместе не пожелают, то брак расторгается, а перешедшему в православие разрешается второй брак с лицом православного исповедания.

Если брак таких лиц, т.е. православной или православного с евреем или еврейкой не расторгнут, то ни мужу, ни жене не дозволяется постоянное жительство в тех губерниях, где евреям оседлость запрещена.

Еврейка, имеющая самостоятельное право жительства вне черты оседлости, не может быть оттуда выселена на том основании, что она обязана жить совместно с мужем, который таким правом не пользуется, т.е. не имеет право жить вне черты оседлости. Однако это право, приобретенное женой, конечно, не распространяется на мужа и он жить при своей жене не может.

Для перехода еврейки, принявшей православие и вышедшей за православного, не требуется разрешение мужа, и препятствовать ей в этом он не может. Брак их однако не считается расторгнутым при указанном изменении религии.

Если оба супруга перейдут в христианство, то их брак, совершенный по обрядам их прежней веры, сохраняет свою силу во всяком случае, т.е. даже тогда, когда они состоят в том родстве, которое не допускает брак по законам православной церкви.

О браках христиан с лицами, не принадлежащими к христианству и нехристиан между собой.

Безусловно ли запрещен брак лицам христианского вероисповедания с нехристианами?

Относительно брака нехристиан между собою и о браке христиан с нехристианами законы наши говорят:

Примечание: Правила евангелическо-лютеранской церкви изложены в «Уставе Иностранных Исповеданий», изд. 1896 г., ст. 328.

  • Каждому племени и народу, не включая язычников, дозволяется вступать в брак по правилам их веры и их закона или обычая.

Примечание: Брачные акты мусульман обсуждаются по правилам их законов и наше духовное ведомство, а равно и наши законы о баке не имеют для них силы. Однако к магометанам применима 3-я статья, по которой в брак не могут вступать лица, не достигшия законом установленного возраста, или лица, перешедшия 80-летний возраст. Общий закон о дозволении женам выходить вновь замуж, если их муж лишен прав состояния, распространятся и на магометанок, но для этого надо разрешение магометанского духовенства.

Хочу заранее поблагодарить всех за интерес к моему сайту и буду с интересом ждать Ваших комментариев.

О admin

x

Check Also

Права детей в зависимости от возраста

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан Государство уважает и обеспечивает все права, предусмотренные Конвенцией ООН о правах ребенка, за каждым ребенком, находящимся в пределах его юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств (ст.2 Конвенции ООН о правах ребенка). Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (ст. 54 Семейного Кодекса РФ). Только родившись, человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности (правоспособность) Правоспособность гражданина - способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Права детей на недвижимость

Люди строят или покупают дом не только для себя, но также для детей и внуков. Однако, пока дети остаются детьми, нелишним будет знать о том, какие же «взрослые» права они имеют.

Рейтинг@Mail.ru